Роль и значение образования в современном мире. Доклад «Роль образования в современном обществе Значение образования в современном мире

На данный момент в системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие процессы:

1) коммерциализация - расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или сдачу сессий.

2) элитизация - сокращение среди студентов доли выходцев из семей рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли выходцев из семей гуманитарной и технической интеллигенции;

3) регионализация - замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим

4) децентрализация системы высшего образования - расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д.

Запросы студентов в отношении своего первого рабочего места (особенно по размерам заработной платы) и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретенный профессиональный опыт, как и раньше, далеко не всегда соответствуют требованиям рынка труда. Всевозрастающее количество молодых специалистов вынужденно трудоустраивается не по специальности либо теряет найденную работу вследствие неспособности адаптироваться (переквалифицироваться) к меняющимся технологическим условиям производства.



Неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях ведет к разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии или к эмиграции, а следовательно, к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде интеллигенции, к которой можно отнести студентов, оканчивающих вузы и готовящихся вступить в систему общественного разделения труда.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу вузов приходится бороться за свое элементарное выживание.

Сегодня открытость образования - это не только устранение в нем и вокруг него долгое время старательно возводимых заграждений, это не только его внутреннее раскрепощение, освобождение от догм, купюр, эвфемизмов и недомолвок. Это - обращенность образования к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время различение на карте человечества лица других народов, других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении.
Сегодня Россия, как и российская школа, стали уже не только подлинно открытыми, но и в значительной мере интегрированными в мир. Глобальные процессы, все более динамично происходящие в мире, требуют дальнейшей целенаправленной и интенсивной работы в этом направлении.
Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование вместе с тем должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции, должно быть соотнесено с мировыми нормами и стандартами, должно быть приближено к чертежам общеевропейского, общемирового дома.
Задача повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования.
К числу основных тенденций развития образования в современном мире правомерно отнести:
лавинообразное обновление технологий, ускорение темпов развития экономики и общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая могла бы готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;
переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обусловливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;
динамичное развитие и диверсификация экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, динамичные структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание значимости человеческого капитала. В развитых странах он составляет 70-80% в России - около 50% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Не случайно многие экономически развитые и бурно развивающиеся страны, разрабатывая национальные доктрины, концепции и программы устойчивого и безопасного развития, включают в их состав как одно из стратегических направлений инновационное развитие национальных систем образования. Сфера образования должна стать стратегической точкой роста для России XXI века. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие этой сферы формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. Тенденции развития системы российского образования
России.
Опыт России и других стран доказывает, что ликвидация беспризорности детей не только диктует необходимость консолидированных усилий всего общества и государства. Эта задача требует создания сильной, полномочной государственной структуры, способной собрать на данном направлении ресурсы и скоординировать действия различных ведомств и социальных институтов (образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, правозащитных организаций).
Восстановление и развитие школьного здравоохранения.
Реорганизация системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов
Организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков - одно из важных направлений деятельности образовательного учреждения.

Модернизация системы физического воспитания детей, подростков и молодежи. Развитие массового спорта в образовательных учреждениях
Комплексное медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития ребенка и образовательного процесса
взрослых, попавших в чрезвычайную ситуацию.
Ведется создание в сети образовательных учреждений структурных подразделений комплексной психолого-медицинско-социально-правовой службы образования для городских условий по возможности в каждом микрорайоне, а для сельских и поселковых - по крайней мере в районных центрах.
стандартов.
Формирование эффективных механизмов социально-психологической, финансово-экономической и материально-технической поддержки специального образования
Обеспечение права и комфортных условий на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получения образования и участия в трудовой деятельности граждан, относящихся к категории «лиц с ограниченными возможностями здоровья», является неотъемлемой характеристикой развитого цивилизованного общества.

Государственная поддержка одаренных детей.

Повышение качества образования является сегодня одной

из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества.

В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по

развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в

Европе (2002) поставлен ряд задач, среди которых:

Создание единого европейского пространства в области

профессионального образования;

Решение проблемы признания компетенций, создания единой

системы кредитных единиц.

В сфере профессионального образования в рамках

Болонского и Копенгагенского процессов наша страна взяла на себя обязательства

присоединения к базовым принципам организации единого европейского

пространства, в том числе – по компетентностному формату представления

результатов профессионального образования.

Ориентация на формирование профессиональной

компетентности выступает сегодня в качестве главной цели высшей школы и

пронизывает все документы, определяющие ее развитие (Болонская декларация,

Концепция и программа модернизации образования на период до 2010г., Концепция и

программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя). В материалахмодернизации российского образования компетентностный подход провозглашен в

качестве важнейших концептуальных положений обновления содержания образования.

Анализ многочисленных публикаций показывает, что компетентностный подход – это

попытка привести в соответствие профессиональное образование и потребности

рынка труда, т.к. компетентностный подход связан с выполнением особого заказа

на компетентного специалиста со стороны работодателей.

С позиций компетентностного подхода уровень

образованности в современных условиях определяется не столько объемом знаний,

их энциклопедичностью, сколько способностью решать профессиональные проблемы и

задачи различной сложности на основе имеющихся знаний. Сторонники компетентностного

подхода провозгласили основой содержания образования не знания, а более сложную

культурно-дидактическую структуру – целостную компетентность. В образовательном

пространстве Европы для обозначения уровня профессиональной квалификации

выпускников учебных заведений используется термин «компетенция», которая имеет

степени овладения будущими специалистами способами профессиональной

деятельности.

Базовыми принципами компетентностного подхода

являются:

не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных

компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда;

б) непрерывность профессионального образования в

течение всей жизни человека;

в) переход от предметного обучения к

межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость

профессионального образования.

Компетентностный подход к подготовке кадров –

совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер,

направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности

будущего специалиста.

Компетентностный подход как образовательная концепция

и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой

совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной

подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного

процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя:

Теоретическое обоснование цели профессиональной

подготовки;

Теоретическое обоснование необходимости и объема

изменений в содержании образования;

Определение образовательной стратегии, включающей

соответствующие технологии, формы и методы обучения;

Выработку критериев и диагностического

инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Компетентность

– интегральная характеристика личности человека, способного реализовать на

практике свои компетенции (знания и умения). Это личностная характеристика

человека, комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного

взаимодействия с окружающим миром в той или иной области.

Компетенция – это способность успешно решать

конкретного вида задачи в определенной деятельности на основе знаний и умений.

Компетенция является дидактической единицей усвоения,

такой формой сочетания знаний, умений, навыков, которая позволяет справляться с

поставленными задачами.

Профессиональная компетентность представляет собой

совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых

состоит в свою очередь их ключевых, базовых и специальных компетенций.

Общекультурная

компетентность является обязательной

атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности.

Она проявляется в способности решать профессиональные задачи на основе

использования информации, коммуникации, социально-правовых основ подведения

личности в обществе. Она представлена социальными,

межкультурными, коммуникативными, социально-информационными компетенциями

широкого спектра использования, обладающими определенной универсальностью.

Общекультурная компетентность формируется прежде всего

в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социально-экономического и

естественно-научного циклов (философия, культурология, история, иностранный

язык, право, информатика и др.). Данный блок дисциплин включает такие модули,

как мировоззренческий, аксиологический, историко-культурный,

социально-экономический, естественно-научный, коммуникативный, соматический.

Общепрофессиональная компетентность выпускников

педвузов (по педагогическим специальностям), инвариантная к направлению

подготовки, обеспечивает подготовленность выпускников к решению общепедагогических

задач, которые должен уметь решать любой специалист с педагогическим образованием. Под гуманизацией образования понимается процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности. Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление интеграции их содержания для получения системного знания. Оба эти процесса являются тождественными, дополняют друг друга и должны рассматриваться во взаимосвязи, интегрируясь с процессами фундаментализации образования.

Индивидуализация образования необходима для преодоления сложившихся в образовании стереотипов выбора в пользу знания только одного типа – знания преображающего окружающий мир, направленного на внешнюю, зримую деятельность. Именно такие знания находят отражение в учебных материалах (учебниках, пособиях, методичках и пр.) всех звеньев образования. Рецептурно-технологический характер этих знаний хорошо укладывается в технологическую, отлаженную репродуктивную процедуру обучения. Такое образование формирует людей, мыслящих узко в силу профессиональной привычки отказываться от самостоятельного осмысления мира в любых проявлениях, лежащих вне сферы их компетенции. Сознательная и свободная деятельность таких людей возможна только в соответствующей узко профессиональной области. Они во всех других случаях просто пополняют «толпу», становясь объектами массовой манипуляции сознанием.

Современное общество нуждается уже не только в профессионализме, но и в универсализме и социальной мудрости, чтобы образованный человек мог выстраивать свою деятельность, никогда не теряя за деталями общей картины жизни. Такой человек может спокойно сопротивляться манипулированию, потому что он способен распознать его цели. Для формирования такого человека необходимо его выделить из «толпы», а это возможно только через развитие его индивидуальности. Эта задача может быть решена через индивидуализацию образования, т.е. воспитания и обучения. Индивидуализация образования должна способствовать обретению знания, направленного внутрь, на формирование сознания. Отсутствие индивидуализации образования и целевая направленность образования на подготовку профессионала ведут к его низкой эффективности. При этом происходит замена бытия целостного мира миром деятельностей, забывается факт, что только образовательные знания могут внести общекультурный, общегуманитарный смысл в овладение тонкостями решения задач профессиональной направленности. Целостность мировидения будет достигнута, когда распознавание и осмысление проявлений целостного мира, его упорядочение будут проявляться как создание порядка в сознании, в душе, т.е. как результат самостоятельной мыслительной деятельности, эффективность решения этой задачи зависит от разнообразия и избыточности соответствующей образовательной среды.

Индивидуализацияобразования – это, в первую очередь, насыщение образовательной среды и педагогических ситуаций образовательными знаниями, которые с помощью индивидуально – личностных педагогических технологий позволяют овладеть духом знаний и реализовать нравственное начало в обучении. В этом случае педагогика выступает как защитница интересов человека, о чем в свое время говорил П.Ф. Каптерев. Он полагал, что педагогическое дело есть дело совести, разностороннего духовного обогащения личности.

Введение………………………………………………………………………….3 3 1.Образование как способ вхождения человечества в мир науки

и культуры……………………………………………………………………….4

2. Современное мировое образовательное пространство……………………11

3. Образовательные технологии конца ХХ-ХХI веков………………………14

Заключение……………………………………………………………………...17

Список использованной литературы………………………………………….18


Введение

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социолизации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов.
Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры

Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.
Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования:

1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры . Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)
Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог - это форма субъект-субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.

Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).

В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.

Жизнь человека - это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про­странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли­яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра­зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти­пы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

В формировании образа жизни, принятого в обществе;

В освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой,семейно-бытовой);

В развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто­рического этапа развития общества и государства характерна своя система обра­зования, а для народа, нации - система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос­новы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.

3. Образование является механизмом формирования общественной и ду­ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.

В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.

Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».

6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Образовательные системы - это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии - филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.

Образовательные учреждения - это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ­ственных образовательных стандартов для школы и вуза.

Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб­ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть - это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто­рая часть-дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую - региональным компонентом. На уров­не конкретного учебного заведения первая часть - обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть - предметы по выбору. Стан­дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про­тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес­сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до­казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко­торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде­ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

Современное мировое образовательное пространство

Образовательное пространство многомерно, оно включает в себя среду обитания, среду пребывания, образовательно-развивающее производство и другие показатели. При этом гармоничное развитие обитателей этого пространства может происходить только во взаимосвязи с состоянием окружающей социальной и природной среды, с условиями жизни в семье, на улице. Ведущим фактором общественного бытия в этом пространстве является культура, которая выступает организующим и регулирующим началом уклада жизни, обеспечивает сохранение и воспроизводство человеческих ресурсов, культуры здоровья и культуры здорового образа жизни, культуры осознания и разрешения противоречий бытия.

Образовательное пространство формирует единую нацию с общим названием, единым государственным языком, с общностью культуры, с единым пониманием происходящего, с общими целями и общими действиями по их достижению.

Образовательное пространство - это и объединяющая спасительная национальная идея, определяющая предназначение России, ее роль и смысл в развитии человечества.

В образовательном пространстве зарождается дух российскойгосударственности, формируются национальные ценности, национальные интересы и национальные ориентиры.

В образовательном пространстве закладываются навыки самоорганизации исамоуправления народа, уклада его жизни.

Образовательное пространство является цивилизационным понятием, поскольку удерживается благодаря своим тысячелетним духовным и культурным корням.

В образовательном пространстве осуществляется связь поколений и генерируются новые результаты жизнедеятельности.

Единое образовательное пространство имеет свои государственные, общественные, политические, экономические, научные, педагогические, информационные, военные и иные составляющие фундаментального процесса образования. Его единство обеспечивается общепринятыми представлениями об образовании (философией образования), Государственной Доктриной образования, Федеральным законом "Об образовании", Государственным стандартом образования и, наконец, единой государственной образовательной политикой.

В образовательном пространстве формируются представления об угрозах безопасности личности, общества, государства и мирового сообщества, о путях их предотвращения или устранения, а также отношение граждан к принимаемым мерам безопасности. Состояние образовательного пространства во многом определяет состояние общества и государства, их силу или слабость.

Образовательное пространство- это то поле общественной деятельности, на котором, и только на нем, могло бы вырасти гражданское общество, поскольку именно в этом пространстве вырабатываются и закрепляются критерии гражданственности. Сегодня нет никакого общества. Однако, приняв идею гражданского общества, нужно наполнить своим, российским содержанием эту фундаментальную идею западной политической культуры. Так, у гражданского общества должна быть сформулирована качественно иная, близкая к русской традиции, система ценностей и приоритетов, отличная от либеральной. При этом должен быть приоритет общественных интересов над индивидуалистскими, этики солидарности, личной ответственности и общественного долга над либеральными представлениями о свободе и правах человека. Гражданское общество объединяется на основе единой для всех платформы морально-нравственных ценностей, норм и установок, прав и обязанностей человека, общества, государства, личной и должностной ответственности. Эта платформа формируется на основе принятого в обществе мировоззрения, государственной идеологии, а не идеологического многообразия, провозглашенного в Конституции РФ. В образовательном пространстве должны действовать законы и принципы научного знания и социальной логики, единая мораль, общие нормы и правила, общий образовательный порядок со своими структурами образовательной иерархии. И все эти его слагаемые, обеспечивающие устойчивость функционирования системы и качество образования, должны быть предметом общественного договора, содержаться в нормотворческой базе страны, реализовываться в государственной образовательной политике.
В образовательном пространстве вся деятельность образовательного, научного и культурного сообщества, семьи, родительской общественности, общественных институтов, коммерческих структур, институтов власти, органов местного самоуправления выстраивается вокруг целеполагания обучения и воспитания, а также решения конкретных задач выживания и развития России.


Образовательные технологии конца ХХ-ХХ I веков

ХХ век был отмечен огромными достижениями в сфере образования, которые легли в основу как колоссальных социальных преобразований, так и научно-технического прогресса, характерных для этого века.

После 1920 г. предметная система в советских вузах была в основном заменена курсовой, поскольку в высшую школу пришла рабоче-крестьянская молодежь, зачастую не имевшая среднего образования и нуждавшаяся в жестко регламентированной организации учебного процесса. При этом в тех университетах, где сохранилась предметная система, показатели посещаемости и успеваемости начали неуклонно снижаться, в особенности среди нового студенчества.

В итоге 7–8% выпускников от общего количества студентов - обычная норма в советских университетах в 1920-е гг., унаследованная еще с дореволюционных времен, но Госплан намеревался к концу 1-й пятилетки добиться увеличения этой цифры хотя бы до 10–12%19.

В мае 1922 г. Главпрофобром были разработаны нормы академического минимума, чтобы в условиях стихийно возникшей предметной системы как-то упорядочить учебную отчетность студентов.

Признаком, определяющим степень успешности занятий студентов, предписывалось считать сдачу 100% учебной нагрузки. Вводилась особая исчислительная схема, которая должна была отражать значимость отдельных предметов и выполненных работ. Студенты, не сдавшие академический минимум, подлежали безусловному исключению.

Результатом перманентных реформ стала низкая успеваемость. При этом сроки обучения не сократились, а увеличились, и даже в большей степени, чем до революции. Положение вузов осложнялось отсутствием у руководства страны долгосрочной программы экономического развития, в связи с чем на протяжении нескольких лет не сходил с повестки дня вопрос о самом существовании университетов в провинции. Государственная власть, поглощенная политическими вопросами, по-видимому, до конца 1920-х гг. не имела перспективного видения проблемы количественной и качественной подготовки специалистов.

В 1924 г. нормы приема в вузы были урезаны по сравнению с предыдущим годом почти в 3 раза (с 37 до 13 тыс. чел.). В то время как по количеству образованных людей на 100 тыс. населения Россия значительно уступала большинству стран Европы. В годы нэпа катастрофически не хватало специалистов средней и высшей квалификации.

Известны и другие эксперименты, осуществленные в советский период: в конце 50-х гг. было принято решение о том, что первокурсники должны были работать, а по вечерам учиться. Но это начинание просуществовало всего один учебный год. К числу такого рода неудачных и непродуманных экспериментов можно отнести и решение правительства о призыве студентов на военную службу и т.п.

Совсем недавно руководители образовательной системы России поставили задачу сохранения лишь нескольких десятков вузов страны в качестве опорных для развития вузовской науки. С этим было связано и изменение системы финансирования вузовской науки. Более 50% выпускников вузов не находят работу по специальности и пополняют армию недовольных судьбой и властью.

Главным аргументом сторонников образовательной революции по западному образцу является ссылка на глобализирующийся мир, в который Россия должна успеть. К началу ХХI в. научно-техническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких тех

нологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Анализ литературы по теме исследования показал, что существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации. Российская система образования отличается здоровым консерватизмом гораздо в большей степени, чем экономика или политика. В России коренным образом поменялись экономический уклад и политическая система, а учебные заведения, вычистив идеологическую зашоренность, продолжают действовать в значительной мере в прежней системе координат. В последние годы разрушительные тенденции менее всего коснулись системы образования, именно здесь сохранился значительный интеллектуальный потенциал, все лучшее, что было накоплено отечественной системой образования.

Заключение

Таким образом, результатом направленности образования должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли. Образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее.


Список использованной литературы

1. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под редакцией В.И. Жукова, А.Г. Лаптева, А.И. Подольский, В.А. Сластенина, - М.: Издательство Института Психиатрии, 2004 г.

2. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности, С.Д. Смирнов М., 2001.

3.Психология и педагогика. Учебник для высших учебных заведений, 2001 г.

4. Педагогика. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”, 2004 г.

Я считаю, что, безусловно, нуждаемся. В современном мире существует конкуренция, причем во всех сферах деятельности, образование - не исключение. Сейчас в престижные ВУЗы поступить очень нелегко, там проходит жесткий отбор абитуриентов. Это происходит в связи с желанием людей иметь высокооплачиваемую работу. А её может получить лишь специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, которые приобретаются во время обучения в ВУЗе, а затем совершенствуются на практике.

В настоящее время очень многие люди в нашей стране имеют высшее образование, а значит, общий уровень образованности россиян должен быть достаточно высок. Но так ли это? Статистика подтверждает, что уровень образованности снижается. Все чаще на улицах городов, на вывесках, в объявлениях можно заметить банальные орфографические ошибки, а большинство людей этого даже не замечают. Пороги проходных баллов ЕГЭ по ряду предметов снижаются, так как выпускники школ просто не могут выполнить задания на удовлетворительные оценки. Заставляет задуматься такой пример: недавно социологи провели проверку грамотности россиян. Для этого они раздали КИМы ЕГЭ по русскому языку людям, закончившим школу десять лет назад. Для выполнения им дали задания части А. Когда же сравнили их результаты с результатами нынешних выпускников, то оказалось, что люди, закончившие школу десять лет назад, набрали больше баллов за часть А, нежели нынешние выпускники за всю работу полностью. А ведь они готовились! Из этого следует вывод, что мы, молодое поколение, нуждаемся в образовании, причем нужно повышать его качество. А это возможно лишь тогда, когда школьники и студенты осознают личную ответственность за качество своих знаний. Ведь учёба - это нелёгкий труд, поэтому, входя в класс или в студенческую аудиторию, всегда необходимо об этом помнить.

Но, несмотря на данные неутешительные факты, Российская Федерация является одной из самых образованных стран мира. Наше правительство заинтересовано в том, чтобы молодёжь, которой предстоит строить Россию будущего, постоянно пополняла запас знаний. Ведь без разносторонних знаний невозможно идти в ногу со временем: в полной мере овладеть всеми современными технологиями. Не секрет, что сейчас в мире идёт информационная война, и кто быстрее овладеет информацией, тот и окажется победителем. Вот почему в нашей стране ежегодно выделяются средства на проведение различных конкурсов, олимпиад, грантов и других мероприятий по поддержке молодых людей в их творческой и научной деятельности. Также организуются летние лагеря и школы с изучением иностранных языков, что тоже в современных условиях немаловажно. Даже в таком небольшом городке, как наш, видны значительные перемены в отношении местных властей к образованию. Так, в конце мая этого года были награждены победители городского конкурса грантовой поддержки одарённых учащихся, получившие сертификаты на двадцать тысяч рублей. Среди них посчастливилось оказаться и мне. Я стала победительницей в номинации «Интеллектуал». Естественно, когда чувствуется такое внимание, то появляется желание ещё лучше учиться и активнее участвовать в различных творческих конкурсах.

Значит, правительство создаёт все условия для образования молодого поколения. Но мало одних условий и поощрений, нужно старание и рвение к учебе со стороны каждого из нас. Многим молодым людям сидеть за учебниками кажется скучным занятием. Современные дети окружены гаджетами, играми, виртуальным миром, но ведь это появилось не по мановению волшебной палочки. И мобильные телефоны, и компьютеры - все создано людьми, которые овладели научными знаниями. Поэтому каждому школьнику нужно задумываться над тем, чего он хочет добиться в этой жизни, кем он станет в будущем, какую пользу сможет принести своему Отечеству…

Образование всегда было одной из важнейших частей государственной политики, так как от его качества зависит будущее страны. Вот почему оно постоянно совершенствуется. Нам, школьникам, тоже необходимо стремиться к новому. Для этого у нас есть все возможности. В частности, помощником для приобретения знаний и расширения кругозора является Интернет, если его, конечно, использовать не только для игр. Хотя все мы разные, но нас объединяет одно - стремление найти своё место в жизни. А помочь нам в этом может лишь современное образование, которое позволяет поверить в то, что предела нашим возможностям нет.

Проблема образования пока не стала столь же традиционной темой в учебной литературе по мировой политике, как экономические или правовые аспекты. Хотя именно человек с его знаниями и умениями все с большей очевидностью становится главной движущей силой в политическом развитии мира, а значит, и мировой политики. Подобно тому как в свое время экономический фактор потеснил военный, сегодня развитие человеческого потенциала выходит на передний план, опережая другие приоритеты. И это понятно: человек вносит решаю­щий вклад в современное производство, экономику, культуру, науку. От того, каким будет он сам и его образовательный уровень, зависит будущее. В этом смысле образование становится политикообразующим фактором современного мира.

Впрочем, знание всегда было движущей силой социального про­гресса. Еще английский философ конца XVI - начала XVII в. Фрэн­сис Бэкон заметил, что сила заключается во владении информацией. И был абсолютно прав. Однако с еще большим основанием его слова можно отнести к современному периоду с той лишь поправкой, что силой является не сама по себе информация, а умение анализировать, использовать ее.

12.1. Роль и значение образования в современном мире

Постиндустриальная эпоха - с новыми технологиями и связан­ными с ними информационными, коммуникационными отраслями, а также биотехнологиями - предъявляет качественно новые требова­ния к человеку. Не случайно довольно много об образовательном фак­торе в политике пишут авторы, которые ориентируются на идеи, раз­рабатываемые в рамках постиндустриального, или информационного, общества. В частности, Д. Белл обратил внимание на то, что формиру­ющееся новое информационное общество основано на знаниях - «ин­теллектуальной технологии». Другой автор, один из наиболее извест­ных специалистов в области мировой экономики глобальных проблем, JI. Туроу назвал эти новые отрасли «искусственными интеллектуаль­ными отраслями».

Ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала изменения образовательной сферы. Существенные сдвиги в этой об­ласти произошли во второй половине XX столетия вследствие про­цессов глобализации и связанных с ними измененных, повышенных требований к человеку. Главным ресурсом становятся знания, а также умения применять их и создавать новые.

Знания, в отличие от сырья, не являются исчерпаемым ресурсом. Они, наоборот, постоянно приращиваются: одни влекут за собой дру­гие, новые. По оценкам Всемирного банка, в настоящее время на тра­диционный, «физический» капитал приходится лишь 16% общего объе­ма мирового богатства, 20% - на природный, а остальные 64% составляет человеческий капитал, который включает в себя прежде всего уровень квалификации, а значит, и образование.

Возросшая роль знаний особенно четко прослеживается в разви­тых странах. Различия в уровне образованности становятся главным критерием в получении будущих доходов. Если в СШАс 1978 по 1987 г. доходы в среднем выросли на 17%, то у выпускников колледжей - на 48%. При этом у лиц с незаконченным высшим образованием дохо­ды снизились на 4%. Таким образом, человек, получивший хорошее образование, не только обретал высокий социальный статус, но и зна­чительно улучшал свое благосостояние. Не случайно в США еще в 1990 г. на 10 тыс. человек приходилось 559,1 студента, что составило самый большой показатель в мире. Лидерство США в области высше­го образования продолжает сохраняться.

Аналогичная тенденция наблюдалась и продолжается в других развитых и новых индустриальных странах. По этой причине образо­вание становится там одним из жизненных приоритетов. Так, в конце XX столетия в Японии и Южной Корее почти все молодые граждане посещали школу, в то время как в Индонезии - 45-50%, Таиланде - менее 40%.

В целом же за свою жизнь выпускник университета в конце XX - начале XXI в. может заработать на 600 тыс. с лишним долларов боль­ше, чем его сверстник со средним образованием. Это в немалой степе­ни обусловило резкое возрастание в мире спроса на высшее образова­ние. Все большее число выпускников средних школ устремляется в высшие учебные заведения. В развитых странах эта цифра составля­ет примерно 50%, в то время как, например, в Малайзии - менее 15%.

На этом фоне тревожной выглядела ситуация, которая наблю­далась в начале 1990-х гг. на постсоветском пространстве, включая

Россию, где произошло резкое снижение доходов лиц с высшим об­разованием и оказались невостребованными их знания по специаль­ности. Одновременно в социологических опросах снижалась и оцен­ка значимости образования. По данным А.А. Овсянникова, если в 1989 г. 58% полагали, что для выхода России из кризиса необходи­мо прежде всего повышение уровня образования, то в 1999 г. таких было только 27%. В результате Россия столкнулась в 1990-е гг. с про­блемой «утечки умов», т.е. эмиграцией высококвалифицированных кадров в США, Канаду, страны Западной Европы. Ситуация стала улучшаться лишь к началу 2000-х гг., когда в стране вновь возрос престиж высшего образования и увеличилось число студентов выс­ших учебных заведений.

С ростом значимости образования повышаются и затраты на его приобретение, как временные, так и материальные. Все больше ценит­ся не просто высшее образование, а наличие магистерской и докторс­кой степени, т.е. востребованными оказываются лишь люди, которые могут не только применять уже имеющиеся у них знания, но и порож­дать новые. Как следствие этой тенденции, человек дольше учится и больше платит за то, чтобы получить качественное образование. Со­гласно данным В.Л. Иноземцева, за 20 лет (1970-1990) стоимость обу­чения в частных университетах США возросла на 474%, в то время как средний потребительский рост цен увеличился менее чем на 248%. В целом же, по оценкам американских авторов, затраты на образова­ние к началу XXI в. значительно превосходили другие расходы семьи (приобретение жилья, питание и т.п.). Доля средств, выделяемых на образование из семейного бюджета, по-видимому, будет расти и в на­ступившем столетии.

Приобретение новых знаний сегодня не только является стиму­лом для повышения доходов, но имеет и собственную мотивацию. На этот аспект особое внимание обращает, в частности, В.Л. Инозем­цев. Он пишет, что если на первоначальном этапе оказывались довле­ющими, побуждающими к получению новых знаний материальные сти­мулы, то в конце 1990-х - начале 2000-х гг. образование и знания приобретают мотивационную силу сами по себе. Человек учится не столько для того, чтобы много зарабатывать: образование и знания ста­ли нужны ему также для самореализации и дальнейшего самосовершен­ствования.

В связи с этим современная эпоха ставит целый ряд новых про­блем в сфере образования. Так, быстрое «старение» знаний, необходи­мость пользоваться новыми технологиями во всех сферах, независимо от профессии, заставляют человека на протяжении всей жизни приобретать все новые знания, ко­торые позволяют быть конкурентоспособным на рынке труда, легко «подстраиваться» к требованиям времени; овладевать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, а также уметь совершенствовать их, независимо от специализации.

Поскольку в современных условиях необходимо получать знания постоянно, все более актуальной становится сфера предоставления услуг для образования взрослых. На рынке появляется множество про­грамм и специальных курсов в самых разнообразных областях знаний, предназначенных для этой категории лиц. Например, по овладению компьютерными знаниями, ведению переговоров, изучению иностран­ных языков, управлению персоналом, по психологии и т.п.

Внедрение новых технологий особенно сильно меняет облик со­временного образовательного процесса. Интернет оказывается важней­шим источником получения информации для различных категорий - абитуриентов, студентов, преподавателей, лиц, которые заняты самооб­разованием, повышением квалификации и т.п. Становится нормой ис­пользование ссылки на интернет-ресурсы в учебной литературе. Все крупные университеты имеют свои интернет-сайты, где размещают ин­формацию о правилах приема, программах курсов и многообразной де­ятельности своего учебного заведения. Практикуется проведение видео­конференций и видеосеминаров, на которых студенты и преподаватель общаются с помощью интернет-технологий в реальном режиме времени.

Новые технологии открывают и много иных возможностей. Так, видеоаппаратура позволяет студентам медицинских специальностей наблюдать уникальные операции, а физикам - сложнейшие эксперименты, для которых требуется уникальная аппаратура. Видеотренинг дает возможность овладеть навыками общения, ведения переговоров и т.п. При этом образование становится все более интерактивным. Иными словами, студент не только заучивает предлагаемый матери­ал, но и принимает самостоятельные решения в той или иной конкрет­ной ситуации, которая часто моделируется преподавателем с помощью новых технологий. В результате выпускники обладают не только зна­ниями, но и умениями.

Другими характеристиками современного образования, обуслов­ленного применением высоких технологий, являются его интенсифи­кация, т.е. возможность больше изучить за ту же единицу времени, и усиление междисциплинарности. Последнее достигается во многом благодаря ресурсам Интернета, которые значительно облегчают поиск информации в соседних областях знания.

Технологические инновации все больше внедряются в повседнев­ную практику. И те, кто их не знает, не умеет использовать, оказыва­ются неконкурентоспособными. В этом смысле показателен опыт но­вых индустриальных стран, где произошло бурное развитие фирм, связанных с использованием новых технологий. Соответственно и образование здесь в значительной степени ориентировано на них. В ре­зультате общий уровень овладения новыми технологиями оказался до­вольно высоким, а сами страны стали развиваться быстрыми темпами.

Использование новых технологий накладывает, правда, и огра­ничения на образовательный процесс, в том числе предполагает дос­туп к этим средствам, необходимость постоянного совершенствования знаний по их применению в учебном процессе и т.п. Кроме того, воз­никают медицинские и психофизиологические проблемы, обусловлен­ные длительной работой с компьютером. Интенсификация образо­вания, информационные перегрузки, длительное использование компьютера нередко сказываются на здоровье негативно. Особенно серьезна эта проблема для школьников и студентов.

При использовании новых технологий ощущается также недоста­ток индивидуального контакта преподавателя и обучающегося, что ведет к обезличиванию образовательного процесса, потере его «чело­веческой» составляющей. В ряде случаев появляется и так называе­мый «культ технологии», когда, например, использование Интернета, компьютерных технологий возводится в некий абсолют.

В целом же в современном мире наблюдается переход от произ­водства товаров к оказанию услуг, организации системы образования, проведению исследований и т.п. Это ведет к резкому спросу на высо­коквалифицированных специалистов и снижению потребности в не­квалифицированных кадрах.

Изменения в требованиях к знаниям и умениям влекут за собой серьезные политические последствия. Например, Ф. Фукуяма подчер­кивает, что в настоящее время развивается резкая поляризация обще­ства в зависимости от полученного образования на тех, кто знает и уме­ет, и всех остальных. При этом получить знания, несмотря на то, что они представляют собой наиболее «демократичный» ресурс, оказыва­ется далеко не просто. Действительно, теоретически они могут быть приобретены всеми. Более того, право на образование закреплено в за­конодательстве многих стран, а также во Всеобщей декларации прав человека, ст. 26 которой гласит, что «каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». Однако суще­ствует проблема доступа к получению образования, что во многом оп­ределяется наличием хорошей школы, вуза, возможностью пользовать­ся библиотеками, Интернетом и т.п.

Значительное увеличение расходов на образование в современ­ном мире означает, что хорошее образование все больше становится доступным лишь для лиц из высшего и среднего социальных слоев. Дети из бедных семей не могут себе позволить не только оплачивать высшее образование, но и тратить многие годы на его приобретение, в то время как их ровесники из той же социальной группы зарабаты­вают деньги на содержание семьи. Кроме того, обычно с детства фор­мируются соответствующие установки и ценности на знания, а зави­сят они от семьи и социальной среды, в которой человек воспитывается.

В целях получения качественного образования, а также в поис­ках более квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы после защиты дипломной работы в Европу и Северную Америку устремля­ются потоки из регионов Восточной Европы, Азии и т.д. В итоге обра­зование напрямую оказывается связанным с другими проблемами мирового развития: миграцией населения и поляризацией по линии «богатый Север - бедный Юг». Складывающаяся диспропорция в уровне образования между развитыми и развивающимися странами вызывает тревогу и усиливает экономическое и социальное неравен­ство населения различных государств.

Для того чтобы частично снять возникающие проблемы, сделать образование более доступным, независимо от уровня доходов, прово­дится соответствующая политика на национальном и международном уровнях.