Что воздух для детей объяснение. Конспект "Что такое воздух" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Введение персонажа Воздушарик

Что такое воздух?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательной деятельности: " Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы","Социализация", "Физическая культура".

Цель: познакомить детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолёты, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.

Материал и оборудование: мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи на каждого ребёнка, бумага.

Ход занятия

1. Игровая мотивация.

Воспитатель (показывает детям волшебный ящик в котором что-то есть, и загадывает загадку).

В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим... Что это такое?

Дети. Воздух.

2. Беседа о воздухе.

Воспитатель. Что такое воздух?

Предложения детей.

Воспитатель. Воздух- это смесь невидимых веществ, которые называют газами.

Как можно увидеть воздух?

Дети. Воздух увидеть нельзя...

Воспитатель. Верно. Но мы его ощущаем.

Каким бывает воздух в морозную погоду? В дождливую? В засуху? При пожаре?

Дети.

Во время дождя самый чистый воздух.

Морозный воздух тоже приятный.

Воздух от пожара вредный, им тяжело дышать.

3. Исследования.

Воспитатель. Хотите увидеть воздух?

Проведём опыт(поджигаем кусочек ваты, появляется дым и едкий запах).

Подуйте на дым. Наблюдаете движение воздуха?

Можно ли при этом находится в помещении?

Дети. Нельзя дышать таким воздухом, это опасно для жизни: заболит голова и человек задохнётся.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова "Рассказ о неизвестном герое"

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там, из окошка, сквозь огненный дым,

Руки ребёнок протягивал к ним...

Нам всем известен запах дыма.

Когда мы его чаще ощущаем?

Дети. Когда горит костёр.

Воспитатель . Верно. Воздух бывает холодным и тёплым. Тёплый воздух лёгкий, холодный - более тяжёлый. Поднимите руку вверх.

Какой там воздух?

Дети. Тёплый.

Воспитатель. Теперь присядьте. Воздух такой же тёплый?

Дети. Нет, более прохладный.

(Воспитатель открывает форточку, дети наблюдают, как проникает в тёплое помещение холодный воздух).

Воспитатель. Когда холодный воздух встречается с тёплым, мы его видим в виде пара, он стелется по полу.

Посмотрите на свет. В его лучах видны мельчайшие частички пыли.

В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Чем это нам грозит?

Дети. Можно заболеть.

Воспитатель. Да. Через воздух можно заразиться от другого человека гриппом, ветрянкой, корью и другими вирусными заболеваниями.

Что надо сделать для того, чтобы уничтожить вредные микробы в воздухе?

(Предположения детей).

Воспитатель. Надо проветривать помещение, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.

4. Игры с воздухом.

1. Дети надувают шарики, отпускают его, подбрасывают вверх.

Почему он летает? (Шарик лёгкий, так как в нём находиться теплый воздух).

2. Дети пускают мыльные пузыри.

Как они появляются?

Почему они летают?

3. Лист бумаги надо на него подуть.

Что с ним происходит?

4. Сделать самолет из бумаги.

Итог занятия.

1. Воздух - это невидимый газ.

2. Необходимо избегать тех мест, где загрязнён воздух, и оберегать органы дыхания.

3. Человек должен следить за чистотой воздуха.

Хамитова Н.С.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №71»

г.Казань

Конспект

(средняя группа)

«Что такое воздух»

Цель: познакомить со свойствами воздуха, со способами использования человеком.

Образовательные задачи

Познакомить со свойствами воздуха (не видим, не имеет запах, цвета, прозрачный, движется, имеет газообразное состояние)

Продолжать знакомить с новыми способами обследования, с помощью органов чувств (смотрят, слушают, трогают руками, выполняют действия по предложенному воспитателем алгоритму)

Поддерживать способность видеть не только ярко представленные свойства, но менее заметные, скрытые, устанавливать связи между свойствами, качествами и его назначением. (движение воздуха – посредством вертушка – парусник, мельница)

Развивающие задачи

Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Речевые задачи

Поддерживать свободный разговор со взрослым, сверстником, по поводу результатов своих наблюдений. Поощрять обращения с вопросами и предложениями.

Воспитательные задачи

Оборудование, материал : по количеству детей – вертушки, кораблики, пакеты, трубочки, пластмассовые стаканы с водой, ванна «ракушка»

Предшествующая работа:

Ход образовательной деятельности.

Ребята, поздороваемся с гостями (дети и воспитатель здороваются)

В-ль: сегодня мне бы хотелось поиграть с вами в очень интересным объектом . Впрочем, я не скажу с кем и во что, а предлагаю угадать самим, готовы?

Дети: Да, да.

В-ль : Загадка.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

В-ль: Точно это воздух, газ, который не имеет ни цвета, ни запаха, но очень важен для жизни людей и животных. Что это вы так удивленно смотрите? Не верите, что с воздухом можно играть?

Дети: Нет, нет, не верим.

В-ль: Напрасно, воздух очень любит играть. Одна из любимых игр это «Прятки» (дети улыбаются)

В-ль : Я, конечно понимаю, вы наверное думаете, раз он невидимый, как же его можно поймать? Так и быть я открою вам этот секрет.

Опыт №1.

В-ль предлагает подуть на свои ладошки (глубокий вдох и дует). Что вы чувствуете?

Ответ детей: ветерок, но мы ведь его не увидели, а только почувствовали.

В-ль: Ох вы какие, верно, мы не увидели, а вам очень хочется увидеть? Ладно, ладно раз обещала, значит научу.

Опыт №2. «С трубочками»

Дети делают глубокий вдох, а выдыхают дуя в трубочки опущенные в стаканчик с водой.

Обсуждение опыта: что видите?

Дети: пузырьки.

В-ль: Вот эти пузырьки и есть воздух.

(Дети повторяют опыт 2-3 раза)

В-ль: Молодцы, а чтобы поиграть в вторую игру нужно отдохнуть, сосредоточиться, иначе ничего не получиться, ведь воздух такой проказник. Согласны?

Дети: Да, да.

Физминутка.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

В-ль: Давайте поиграем в ловишки (предлагает детям поймать воздух руками. Дети пытаются поймать вместе с в-лем, но оказывается, что поймать не могут)

Дети: Не получается, а как надо?

В-ль: (успокаивает детей) Не растраивайтесь воздух хитрец, а мы тоже с вами схитрим сейчас.

Опыт №3 «Поймаем воздух»

В-ль предлагает пакеты и учит как можно поймать воздух. (Обсуждение у кого как получилось)

В-ль: Молодцы, понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Да, да.

В-ль : А ведь воздух не только умеет играть, он еще и помощник для человека. Не верите?

Дети: Нет.

В-ль: А вот идите сюда я вам это докажу (приглашает на стульчики и показывает слайды о работе воздуха)

Слайды: Мельница, парусник.

В-ль: А хотите еще поиграть?

Дети: Да.

Опыт №4

Игра детей с султанчиками или парусниками по желанию.

Итог : Ребята понравилось вам играть с воздухом?

Дети: Очень понравилось.

В-ль: Вы теперь знаете, что это такое – воздух?

Дети: Да, это газ который не имеет цвета и запаха, который нас окружает, нужен нам для дыхания и жизни.

В-ль: Правильно. Предлагаю попрощаться с гостями и пойти с султанчиками на улицу.

Дети прощаются и уходят.


Программное содержание:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  2. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  3. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  5. Расширять и активизировать словарь детей.
  6. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
  7. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:

  1. Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
  2. Стаканы с водой, соломинки.
  3. Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
  4. Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.

Предварительная работа:

  1. Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
  2. Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
  3. Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
  4. Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
  5. Словарная работа.

Интеграция образовательных областей:

Познание:

Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развитие речи:

Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.

Методические приемы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Практический.
  4. Экспериментальный.
  5. Наглядный.

Ход занятия

Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!

Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.

Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!

Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.

Воспитатель : А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель : Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?

Дети : Зимой, изо рта выходит пар.

Воспитатель : Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель : Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

Воспитатель : Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель : Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель : Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети : Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель : Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?

Дети : Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель : Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
  2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
  3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
  4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
  5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
  6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

О том, как они влияют на чистоту воздуха. Воспитывать отрицательное отношение к причинам, загрязняющим воздух, и способах борьбы с ними.

Материал: две картины (на одной изображён город — дымят фабрики, движущиеся автомобили, на другой – красивый пейзаж с изображением опушки леса).

Ход занятия по экологии

Раздаётся стук в дверь и воспитатель вносит посылку.

Воспитатель. Дети, к нам пришла посылка от художника. Посмотрим, что в ней (достаёт картины). Летом художник много путешествовал. Он побывал в разных городах и на лоне природы. Ребята, как вы думаете, можно ли по изображённым сюжетам догадаться, где художнику лучше отдыхалось?

Предполагаемые ответы детей. В лесу, на природе было лучше, там тихо, красиво; в городе хуже – там шумно и много машин.

Воспитатель: А где чище воздух и легче дышится?

Ответы детей. В лесу, у реки, на лоне природы…

Воспитатель. Да, ребята, вы правы. В городе воздух загрязнён. Радиационный фон образуется из-за большого количества машин, фабрик, заводов, которые выбрасывают в воздух ядовитые отходы – маленькие вредные частицы, которые называются радионуклидами. Мы их не видим глазами и не ощущаем носом, но они очень вредны для нашего здоровья. Ребята, что бы вы посоветовали сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

Предполагаемые ответы детей. Нужно закрывать заводы и фабрики, нужно все машины отремонтировать и т.д.

Воспитатель. Однако вот какая ситуация. Заводы и фабрики закрывать нельзя – на них изготавливают то, что необходимо людям: металл, мебель, строительные материалы, одежду, обувь, игрушки и т.д. Однако есть один выход, на фабриках и заводах нужно устанавливать очистительные фильтры, которые будут задерживать загрязняющие воздух вещества и охранять жителей города от вредных радионуклидов. Дети, как вы думаете, почему на природе в лесу, на лугу, у реки) легче дышится?

Ответы детей. Там свежий, чистый воздух, потому что нет рядом машин, фабрик и заводов.

Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода. Это . Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Ответы детей. Да, дерево — живо существо. Оно дышит, питается, растёт.

Воспитатель. А вы знаете, что дерево дышит листьями? Оно вбирают в себя грязный, заражённый воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт обратно кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ. Чем больше деревьев, тем больше кислорода. Как можно назвать растения?

Предполагаемые ответы детей. Наши помощники, спасатели, защитники, друзья.

Воспитатель. Ребята, попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух?

Ответы детей. Посадить побольше деревьев, кустарников, трав, цветов; не ломать и не губить деревья и другие зелёные насаждения.

Воспитатель. А как вы думаете, что происходит с человеком, который долго не бывает на свежем воздухе?

Ответы детей. Он плохо себя чувствует, у него болит голова, плохое настроение.

Воспитатель. Правильно. Прогулки на свежем воздухе укрепляют наше здоровье. Но не везде на улице одинаково чистый воздух. Лучше гулять в лесной зоне, в парках, скверах, подальше от автомобильных дорог и заводов. А ещё нужно есть побольше продуктов, в которых содержится йод (например, морскую капусту, рыбу), потому что его боятся радионуклиды.

После длительных прогулок и игр на свежем воздухе необходимо принимать душ, протирать свою обувь влажной тряпочкой, проветривать одежду и тогда вредные частицы радионуклиды вам будут не страшны.

В конце занятия можно организовать подвижную игру «Радионуклиды и люди» в процессе которой дети разбиваются на две группы: одна – «люди»; вторая – «радионуклиды». Люди по сигналу догоняют «радионуклидов» и запирают в «реактор». Чем больше будет поймано «радионуклидов», тем выше результат игры.