Дидактические игры по риторике для дошкольников. Образовательная программа «Основы риторики в детском саду. Упражнение «Послушаем тишину»

Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.

Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.

Материалы по риторике для дошкольников

  • О.С. Сорокко «Риторика для маленьких». Учебник предназначен для детей 5–7 лет. Более маленьким он тоже подойдёт. Задания, представленные Сорокко, малыш сможет выполнять самостоятельно. Они помогут овладеть основами общения со сверстниками и взрослыми и познакомят с культурой речи.
  • О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников». Это пособие уже посерьёзнее, чем у Сорокко, и подойдёт воспитателям детских подготовительных групп. Представленный материал поможет старшим дошкольникам приобщиться к основам риторики и расскажет, каковы свойства и признаки красноречия.

Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.

Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

  • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
  • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио - и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.

Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

  • Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям.
  • Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.

Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.

Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

"Риторика для малышей . Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста "

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности . Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью . Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность , направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь . Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста .

Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми : в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике .

РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам , основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение . Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи . Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике . Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей , их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) . Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии , т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности , а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника , развитию восприятия , памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности ). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются :

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности) ;

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей .

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей ) .

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность) ;

Формированию умения слушать и слышать собеседника;

Овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний) ;

Овладение приемами стабилизации поведения

Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи , дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать , различать индивидуальные особенности других детей и людей . Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает :

Овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

Формирование в речи знаков доброжелательности;

Формирование осознания тональности общения;

Осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Например :

а) знакомство : будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;

б) прощание : всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание : примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность : спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение : извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов :

Чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

Использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

Участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

Свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

Этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

Видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя :

Осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

Умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

Снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например :

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке :

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается :

Умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым) ;

Замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

Радоваться успехам товарищей;

Терпеливо выслушивать говорящего;

Справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей :

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) ;

Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) ;

Импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

Анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;

Свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;

Лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;

Чтение художественных произведений;

Беседы, сочинение историй;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.

Таким образом, развитию социально- коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Выбор детьми диалогов по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений

Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста . Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.

Программа дополнительного образования дошкольников социально-коммуникативной направленности. Может быть использована в работе учреждений общего и дополнительного образования детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Ромашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Дополнительная общеразвивающая программа

«РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)

Возраст дошкольников - для детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации Программы - от 1 до 3 лет.

г. Новочебоксарск

2017 год.

  1. Пояснительная записка…………………………3
  2. Содержание Программы………………………...7
  3. Учебный план ……………………………………11
  4. Методическое сопровождение …………………12
  5. Организация работы ……………………………13
  6. Методическое обеспечение……………………...14

Пояснительная записка

Направленность программы – социально- педагогическая. Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.

Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям, формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается формирующаяся личность маленького гражданина России . Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в течение всей жизни может обеспечить система непрерывного риторического образования, которая является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно) . Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.

Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. , то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий.

Предлагаемая программа призвана дополнить пропедевтический курс риторики, который представлен в комплексной программе «Детский сад 2100» рабочей тетрадью для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко…» и обеспечить систематическую целенаправленную работу по обучению детей общению на начальной ступени общего образования.

Цели программы:

  1. Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.
  2. Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
  3. Развитие у дошкольников чувства коммуникативной целесообразности высказывания.

Задачи программы:

  1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
  2. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.

Отличительные особенности и адресат дополнительной образовательной программы:

Программа «Риторика до школы» предназначена для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), посещающих учреждения общего и дополнительного образования. Курс программы состоит из 36 тематических встреч с детьми, вариативен для использования, так как предполагает реализацию:

  • в течение одного года (предшкольная подготовка), что составляет 36 недель, то есть одна тематическая встреча в неделю;
  • в течение двух лет (старшая и подготовительная группа) , ежегодно 36 недель, тематические встречи проводятся через неделю;
  • в течение трех лет – начиная со средней группы, по упрощенному варианту учебно-тематического плана программы первого года обучения начиная со второй половины года.

В старшей и подготовительной группах (по плану первого и второго года обучения соответственно) тематические встречи проводятся через неделю.

Возможные формы проведения тематических встреч с детьми: игра, путешествие, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческий вечер, концерт, праздник и др.

Возможные формы организации деятельности детей на тематических встречах: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; работа в парах и т.д.

Планируемые результаты освоения Программы:

Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:

«Я ХОЧУ» потребность и желание вступать в общение с окружающими;

«Я ЗНАЮ» знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;

«Я УМЕЮ» умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.

К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  • Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
  • Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
  • Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.

Формы педагогической диагностики.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей . Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. .

При реализации программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей .

Формы оценки индивидуального развития ребенка:

  • наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,
  • анализ продуктов детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество),
  • анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:
  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
  2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)
  8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  9. Умение принимать и оказывать помощь.
  10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Результаты фиксации освоения Программы. Ожидаемым результатом работы по программе является социально-коммуникативное развитие дошкольника на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками). Этот процесс достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» разработана на основе концептуальных положений научно-риторической школы Т.А. Ладыженской , поэтому носит практико-ориентированный характер и предполагает только продуктивные виды детской деятельности.

Возможным итогом работы по программе (то есть внешним результатом деятельности) может быть создание накопительной папки - портфолио дошкольника на тему «По дороге к волшебной стране «Риторика» (в котором хранятся фотографии публичных выступлений; рисунки и поделки; придуманные ребенком и записанные на различные носители тексты сказок и рассказов, чистоговорок и считалок, и пр.).

Тематическое планирование первого года обучения.

№ п/п

Тема

Количество встреч

«Общение»

1.1.

«Острое словечко колет сердечко»

(Что такое общение?)

1.2.

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение).

1.3.

«Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.)

1.4.

«Вежливости открываются все двери»

(Зачем быть вежливым?)

1.5.

«Лучше друг верный, чем камень драгоценный»

1.6.

«Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…)

«Речевой этикет»

2.1.

«Добро того учит, кто слушает»

(Благодарность)

2.2.

«Попросишь красиво - будешь очень милой»

(Как обратиться с просьбой)

2.3.

«Каков привет, таков и ответ»

(Здравствуйте!)

2.4.

«Много говорить - голова заболит» (Правила общения).

2.5.

«Красна речь слушаньем»

(Какой ты слушатель?)

2.6.

«Слово жжет хуже огня»

(Не забудь извиниться).

«Техника речи»

3.1.

«Будь своему слову господин»

(Каким тоном?)

3.2.

«Лучше ногой запнуться, чем языком»

3.3.

«Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…)

3.4.

«Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?)

3.5.

«Слово за словом вперебой идет»

(Не сломай язык!)

3.6.

«Где слова редки, там они вес имеют»

(Отгадай, что я сказал!)

Всего

Тематическое планирование второго года обучения.

№ п/п

Тема

Количество встреч

«Общение»

1.1.

«Хорошая беседа не хуже обеда»

(Для чего люди общаются?)

1.2.

«Друга нет – не мил белый свет»

(Для дружбы нет расстояния).

1.3.

«Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…)

1.4.

«Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» (Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).

1.5.

«Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает»

(Кто? Кому? Зачем? Как?)

«Речевой этикет»

2.1.

«Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого»

(Не забудь извиниться!)

2.2.

«Без привета нет ответа»

(Здравствуйте!)

2.3.

«В чем проговорился, с тем и простился»

(До свидания!)

2.4.

«Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность)

2.5.

«Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай» (Правила общения).

2.6.

«Говорить, не думая, - что стрелять, не целясь» (Как обратиться с просьбой).

2.7.

«Лошадь узнают в езде, человека - в общении» (Разговор по телефону)

2.8.

«Жить в соседях - быть в беседах»

(Приглашение)

«Техника речи»

3.1.

«Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?).

3.2.

«Язык болтает, а голова отвечает»

(Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!)

3.3.

«Сказанное слово - серебряное, несказанное - золотое»

(Когда хорошо молчать как рыба?)

3.4.

«За её языком не поспеешь и босиком»

(Поспешишь – людей насмешишь!)

3.5.

«Слов много, а дела мало»

(Отгадай, что я сказал!)

Всего

Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» служит дополнением к уже существующему курсу «Ты словечко, я словечко» для дошкольников З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Раздел «Общение»

Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).

Цель:

Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.

Задачи:

  1. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
  2. Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
  3. Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.

Раздел «Речевой этикет»

Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.

Цели:

  1. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
  2. Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.

Задачи:

  1. Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
  2. Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
  3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.

Раздел «Техника речи»

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).

Цель:

Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.

Задачи:

  1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
  2. Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
  3. Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.

Раздел программы

Возраст детей

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

ОБЩЕНИЕ

виды общения,

невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения)

компоненты речевой ситуации,

коммуникативные цели общения

правила общения

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

приветствие,

прощание, благодарность,

извинение

просьба,

отказ

разговор по телефону

ТЕХНИКА РЕЧИ

скороговорки,

считалочки, чистоговорки

пословицы, поговорки,

скороговорочные рассказики,

сочинение чистоговорок.

Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.

Предполагается самостоятельный выбор и творческое использование педагогами программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут .

3. Учебный план Программы.

Период обучения

Раздел Программы

Тема

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Общая длительность

сентябрь-ноябрь

ОБЩЕНИЕ

портфолио

«По дороге к волшебной стране «Риторика»

декабрь-февраль

ТЕХНИКА РЕЧИ

март-май

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

4. Методическое сопровождение Программы.

Методы обучения и педагогические технологии:

Структурный компонент тематической встречи по программе

Методические приемы, обеспечивающие продуктивную деятельность детей

Методы развивающего обучения

(на основе технологий ОС «Школа 2100»)

«Риторика в фольклоре»

Беседа-рассуждение с детьми о пословице по теме встречи

метод проблемного диалога

«Проблемная ситуация»

Выполнение коммуникативно-речевых заданий на основе типичных для дошкольников ситуаций общения

«Волшебная риторика»

Чтение педагогом риторической сказки и произведений художественной литературы по теме встречи

метод продуктивного чтения

«Риторические зарисовки»

Работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание и постановка мини-спектаклей

«Новости из дома»

Выступления детей по результатам выполнения творческих домашних заданий с родителями

метод портфолио

«Риторика в играх»

Организация коммуникативно-речевых игр – упражнений, моделирование жизненных ситуаций общения

«Детский сад в гостях у школы»

Реализация механизма преемственности со следующей для ребенка ступенью образования «начальная школа»

метод

проектов

Формы организации образовательного процесса.

Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:

1). Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности дошкольников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности дошкольников (на прогулке, через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.

2). Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в ДОУ (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности дошкольников.

Формы организации занятия. Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:

1. Словесные методы обучения:

  • беседа;
  • анализ текста и др.

2. Наглядные методы обучения

  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  • показ, исполнение педагогом;
  • наблюдение;
  • работа по образцу и др.

3. Практические методы обучения

  • творческие задания;
  • коммуникативно-речевые упражнения;
  • риторические игры и др.

Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.

5.Организация работы по Программе.

Срок реализации. Программа «Риторика для дошкольников» может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений и реализована в дошкольных учреждениях любого типа, в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста и в школах, где ведется предшкольная подготовка будущих первоклассников, в течении одного или трех лет.

Особенности организации педагогического процесса. Методы организации совместной образовательной деятельности взрослого с ребенком по программе «Риторика для дошкольников» описаны подробно в соответствующем разделе «Методы развивающего обучения в реализации содержания программы» авторского пособия «Риторика до школы» (см. список литературы).

Кадровое обеспечение. Реализация программы «Риторика для дошкольников» не предполагает введения дополнительных специалистов для работы с детьми в группе.

Эффективность реализации программы обусловлена коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребенка в детском саду и дома. Методическое обеспечение процесса совершенствования коммуникативно-речевых умений педагога представлено в учебно-методическом пособии автора «Речевая культура диалога педагога с родителями» (М: «Баласс», 2012. -192 с.).

Материально-техническое оснащение. В процессе реализации программы целесообразно использование теле и видеоаппаратуры, аудио и визуальных средств, позволяющих наглядно демонстрировать детям все стороны устной речи в ее многократном повторении (просмотр мультфильмов, запись голосов и т.п.) и динамике (видеозаписи выступлений дошкольников и т.п.).

Информационное обеспечение. Программа «Риторика для дошкольников» является логическим продолжением и дополнением пропедевтического курса риторики, содержание которого раскрыто в методических рекомендациях для воспитателей, учителей и родителей. Ты-словечко, я – словечко… З.И. Курцевой (М.: «Баласс», 2002. – 96 с.).

Дидактическое обеспечение реализации программы подробно описано в соответствующем разделе «Дидактическое обеспечение по курсу «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» авторского пособия «Риторика до школы» (см. список литературы).

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу. Все разделы Программы взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют друг за другом. Основными показателями социально-коммуникативного развития ребенка являются продукты детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество) в динамике, то есть сравнение достижений ребенка с его же достижениями на более ранних этапах, а не в сравнении с другими детьми.

Совместимость с другими образовательными программами. Программа может быть использована совместно с другими программами различной направленности.

6.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации педагогического процесса:
  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).Статья 10., п.4. http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_147353/ Консультант Плюс, 1992-2013.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17. сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации www.vestnik.edu.ru/proect.html.
  3. Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: Монография / З.И. Курцева [Текст] – М.: МИОО, 2007, С. 12.
  4. Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева// Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19.
  5. Курцева, З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст] – М.: «Баласс», 2002.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
  7. Романова И.В.Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.Под ред. Курцевой З.И.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.
  8. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26. Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.
  9. Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой и др. [Текст] – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. 224 с.
  10. Романова И.В. , Речевая культура диалога педагога с родителями. Под ред. З.И. Курцевой, -М: «Баласс», 2012. -192 с.
  • Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной Программе:

Стихи

Сказки

Рассказы

Барто А.Л.

«Игрушки», «Бычок», «Козленок», «Мишка», «Мячик», «Кораблик» , «Башмаки», «Весна идет», «Везет нам!», «Воробей», «Встреча», «В честь Андрея», «Гроза», «Дело было в январе», «Детская передача», «Дикарка», «Дом проснулся на заре», «Дождь в лесу», «Две сестры глядят на брата», «Заиграла музыка», «Зайка в витрине», «Зимний сон», «Игра», «Катя», «Комары», «Котельная», «Котенок», «Кто как кричит», «Купание», «Лимон», «Лягушата», «Мама уходит на работу», «Младший брат», «Морковный сок», «На косогоре», «Наступили холода», «Олень», «Осенью», «Перед сном», «Погремушка», «Раковина», «Разговор с мамой», «Река», «Резиновая Зина», «Страшная птица», «Сколько раз меня ругали», «Смешной цветок», «Спасибо», «Сто одежек», «Сторож», «С утра на лужайку», «Света думает», «Ути-ути», «Фонарик», «Чепчик», «Чудеса»

Белозёров Т. «Лесной плакунчик».

Благинина Е. «Посидим в тишине»

Заходер Б. «Шофёр», «Переплетчица» , «Перемена», «Никто», «Вредный кот», «Барбосы», «Птичья школа»

Кушак Ю. «До чего же хороши вежливые малыши»

Маршак С.Я . «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Про гиппопотама», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный» , «Кошкин дом», «Где обедал воробей?», «Усатый Полосатый» , «В гостях у королевы»,

Маяковский В.В. «Что такое хорошо, что такое плохо»

Михалков С.

«А что у вас?», «Щенок», «Дядя Степа» «Как старик корову продавал», «Кораблик», «Сашина каша», «Слон-живописец», «Чистописание», «Чудесные таблетки», «Мой щенок», «Жадный заяц», «Прививка», «Просчитался».

Пчельникова А.А. «Птичка», «Игра в цветы»

Токмакова И. «Мне грустно», «Где спит рыбка»

Хармс Д. «Врун», «Бульдог и таксик», «Уж я бегал, бегал, бегал и устал…» .

Сказки К.И.Чуковского

«Айболит»

«Краденое солнце»,

«Мойдодыр»,

«Муха – Цокотуха»,

«Путаница»

«Тараканище»,

«Телефон»,

«Федорино горе»,

Сказки А.С.Пушкина

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о царе Салтане...»

Сказки Г.Х.Андерсена

«Гадкий утенок»,

«Дикие лебеди»,

«Принцесса на горошине»

«Снежная королева»,

«Оловянный солдатик»

Сказки А.Н . Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», «Три поросенка»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» , «Пеппи Длинныйчулок»

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Братья Гримм «Боб, соломинка и уголек», «Бременские музыканты», «Горшок Каши» , «Госпожа Метелица» , "Бременские музыканты"

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

В.И. Даль «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница», «Лиса – лапотница».

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

Д. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Сказка про храброго зайца длинные уши – косые глаза- короткий хвост», «Сказочка про козявочку».

Д. Родари «Чиполлино»

Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес»

П. Ершов «Конек-горбунок»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»

Ю.Олеша «Три толстяка»,

Басни И. А. Крылова «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська», «Волк и кот».

Русские народные сказки

«Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка»,«Заяц – хваста», «Зимовье зверей»,«Как осёл петь перестал», «Колобок»,«Кот, петух и лиса»,«Крошечка - Хаврошечка», «Курочка Ряба», «Курочка, мышка и тетерев», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Лиса, заяц и петух», «Лисичка сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Мороз, солнце и ветер», «Морозко», «Петушок-золотой гребешок», «По щучьему велению», «Репка», «Рукавичка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка – Бурка», «Смоляной бочок», «Теремок» , «Три медведя», «Царевна лягушка», «Царевна-Несмеяна»,«Курочка, мышка и тетерев», «Глупый волк», «Глиняный парень», «Коза – дереза», «У страха глаза велики».

А. Митта «Шар в окне»

А. Плещеев «Внучка», «Мой садик»

А. Суконцев «Как ёжик шубу менял»

А. Толстой «Еж», «Как собака друга искала»

Б. Житков «На льдине», «Что я видел»

В. Берестов «Кто чему научится?», «Шапка», «Приятная весть»

В. Бианки «Музыкант», «Первая охота»

В. Бирюков «Почему облако от ветра убегает»

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

В. Драгунский «Друг детства» , «Заколдованная буква», «Где это видано?» , «Куриный бульон» , « Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «…И чего не люблю», «Кот в сапогах», «Рыцари»

В. Осеева «Волшебное слово», «Что легче?» « Три товарища», «До первого дождя», «Плохо», «Кто глупее всех?» («В одном доме»), «Хорошее», «Отомстила», «Три товарища», «Сыновья», «Кто его наказал?», «Синие листья»

В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?», «Цыпленок и утенок»

В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Синичкин календарь», «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки»

В.Катаев «Цветик - семицветик»

Г. Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Эхо»

Е. Чарушин: «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого», «Утка с утятами», «Про Томку»

Е. Пермяк «Перо и чернильница» , «Случай с кошельком», «Торопливый ежик», «Чужая калитка», «Самое страшное»

Е.Благинина «Черемуха», «Шинель»

К. Д. Ушинский: «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания» , «Играющие собаки», «Умей обождать», «Курочка», «Два козлика», «Два плуга»

К. Паустовский «Заячьи лапы», «Квакша», «Растрепанный воробей»

Л. Н. Толстой: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли», «Три калача и одна Баранка», «Отец и сыновья», «Ворона и рак», «Лиса и собаки», «Белка и волк», «Мыши», «Старый дед и внучек», «Ворона и рак», «Белка и волк»

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», «Трус»

М. Пляцковский «Как Утенок свою тень потерял», «Я хотел стать силачом»

М. Пришвин «Беличья память», «Еж», «Ребята и утята» «Берестяная трубочка»

М.Горький «Воробьишко»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Н. Н. Носов «Незнайка на луне», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Тук-тук», «Заплатка», «Бобик в гостях у Барбоса», «На горке», «Затейники», «Фантазеры», «Находчивость»

Н. Сладков «Медведь и солнце», «Почему ноябрь пегий», «Бежал ежик по дорожке», «Яичко», «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили», «Сорока и медведь», «Сорока и заяц», «Лиса и мышь», «Одуванчик и дождь»

Э. Успенский «Разгром», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Чебурашка», «Простоквашино», «Разноцветная семейка» « Крокодил Гена и его друзья », « Все в порядке »

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Ю.Коваль «Лиса и тетерев»

Я. Тайц: «Кыш», «По пояс», «Поезд».


«Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»




Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).


Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.


Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.










2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;


3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).


4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)


5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.


6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.


7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.






В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;


Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.




К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;




Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.


Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Методическая разработка занятия

по подразделу программы « Риторика»

Тема занятия « Опорные слова. Русские народные сказки».

Составил:

Шарапова Галина Петровна,

педагог дополнительного образования

Кирсанов

2014 г.

Занятие по теме «Опорные слова. Русские народные сказки».

Цель: Формировать у детей эмоциональную, выразительную речь посредством работы над русскими народными сказками.

Задачи: - учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки;

Развивать творческое воображение, память и внимание при слушании собеседника; развивать умение говорить, слушать и слышать;

Воспитание интереса к книгам (сказкам), к чтению; коммуникативных навыков.

Средства обучения: мальчик Риторик (рисунок), выставка книг- сказок, маски героев сказки «Колобок», аудиозапись песен « В мире много сказок», «Где водятся волшебники».

Ход занятия:

I . Упражнения в технике речи.

1.Речевая разминка. а) Артикуляционная гимнастика для язычка (дети выполняют 2-3 раза). б) Чистоговорки.

I ряд – ри – ри – ри – двор убрали, раз, два, три.

II ряд – ры – ры – ры – не заметили жары

Вместе: ра – ра –ра – начинается игра.

Вместе:

Чо-чо-чо – у меня болит плечо.

Чу-чу-чу – нет к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча – буду плакать у врача.

Чи-чи-чи – помогают нам врачи.

Чу-чу-чу – ну тогда пойду к врачу.

2. Скороговорки.

Вопросы и задания педагога:

Ребята,как называется скорый говор? (Скороговорка).

Какие скороговорки вы знаете?(Дети называют изученные скороговорки: «Наш Полкан попал в капкан», « Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Ткет ткач ткани на платок Тане» и др.).

Почему скороговорки трудно произносить быстро?(Часто повторяются одинаковые звуки).

Произнесите скороговорку: кукушка кукушонку купила капюшон.

(Скороговорка всеми детьми по очереди произносится выразительно, четко проговариваются все слова).

Какой звук повторяется?

II . Работа над новым материалом .

1.Сообщение темы занятия.

Мальчик Риторик приглашает нас в гости к русским народным сказкам. По определенным словам, которые называются опорными, мы будем узнавать сказки.

2. Работа по учебнику.

Дети и педагог читают ряд опорных слов и дети узнают из какой они сказки. Выясняем: о чем сказка, кто ее герои. Пересказ «по цепочке». Сказки: «Лиса и журавль», «Курочка Ряба», « Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».

3. Инсценирование сказки «Колобок». Дети сами называют опорные слова этой сказки.

4.Беседа по сказкам:

Почему сказки называются русские народные? (Сочинил русский народ и они передавались устно из поколения в поколение).

Мы их все рассмотрели? (Нет, их очень много).

Вам хочется познакомиться с другими русскими народными сказками? (Дети с педагогом рассматривают выставку книг с русскими народными сказками «Царевна-лягушка», « Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему велению» и др.).

Как начинаются многие русские народные сказки? (Жили-были…)

А как заканчиваются? («Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «А тут и сказке конец, а кто слушал – молодец» и т. д.)

Какие еще бывают сказки кроме русских народных? (Сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей и др.).

Послушайте песенку о сказках и отдохните.

Физкультминутка «Зеркало» под аудиозапись «В мире много сказок»

О каких сказках услышали из песенки?

5. «Сочинялки» - сочиняем сказку по иллюстрации в учебнике.

Внимательно рассмотрите картинку?

Герои, каких сказок здесь изображены? («Волк и козлята» и «Курочка Ряба»).

Представьте, что вы сказочники, придумайте новую сказку с известными героями.

Заслушиваем 1 – 2 придуманные сказок.

6.Игра. «Что было потом?» (Что могло быть потом в сказке «Репка», когда все дружно ее вытащили?).

III .Итог занятия.

Какие сказки вы любите?

Какие из них вам захотелось почитать или перечитать?

Заканчивается занятие фонограммой с песней «Где водятся волшебники»

Использованная литература:

1. Баландина Л. А. Риторика для малышей – методическое пособие по обучению риторике дошкольников. – Ростов- на- Дону, «Феникс», 2003.

2. Джежелей О. Помогайка. – Москва, АО «Столетие», 1994.

3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. –Москва, Центр пед. образования, 2008.

4. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах.- Москва, Просвещение,19 97.