Где можно встретить теодора курентзиса. Дирижер Теодор Курентзис: биография, личная жизнь, творчество. телевидение и виртуальное общение

Некоторые люди рождаются с необычайным даром и талантом свыше, который впоследствии развивается человеком и делает его знаменитыми по всему миру. Наш герой со временем стал настоящим феноменом в мире классической музыки. Рожденный далеко за границей России, он приехал в нее, получил гражданство и покорил своим талантом. Из статьи узнаете про личную жизнь Теодора Курентзиса и что обеспечило молодому человеку такой бешеный успех и признание, а также подробности биографии, скрываемые за занавесом частной жизни.

Биография

Теодор Курентзис – яркий и талантливый дирижер, в его руках музыка приобретает новый уникальный оттенок, а палочка в его ладони совершает удивительные движения, которые оживляют каждую нотку произведения. Но это только на Большой сцене, его личность всегда привлекает журналистов и СМИ, куда бы он ни пошел за ним следуют поклонники и папарацци. Рост звезды 178 см. Вся судьба, как театральное действие, наполнена неожиданными поворотами и круговоротом событий. Наш герой родился далеко не в России, его происхождение относится к теплым берегам Греции, где раньше жили великие мыслители. Чтобы понять, как он смог так скоро добиться необычайного успеха, вернемся назад в прошлое.

За окном стоял 1972 год, 24 февраля, когда на свет появился будущий музыкант, он родился и рос на территории древнего города Афины. С самого начала его биография связана с музыкой. Его жизнь, как композиция постепенно складывается из нот. Мальчику только исполнилось четыре года, а он уже начал познавать азы игры на фортепиано, чуть позже его выбор пал на скрипку. Но ничего бы этого не было, если бы не его мама, которая с рождения стала приучать своих сыновей к культурному миру и искусству. Она часто водила семью на выступления оперных певцов, а по утрам будила пробуждающей мелодией на пианино. Так, в сердце мальчика зарождалась безграничная любовь к классической музыке. Отец полицейский.


Мать нашего героя сама превосходно играла на нескольких инструментах, а впоследствии встала на должность проректора в афинской консерватории. Не стоит забывать про его младшего брата, он тоже избрал стезю музыканта и в настоящие дни является известным композитором в Праге. Еще в 15 лет молодой человек с успехом завершил факультет теории в афинской консерватории, а на следующий год с успехом окончил направление струнных инструментов. Но на этом он не стал останавливаться, парень пошел дальше и стал брать уроки профессионального вокала в греческой академии. И вот в 1990 году он собирает свой первый камерный оркестр, с которым выступал в качестве дирижера на протяжении четырех лет.

Еще с ранних лет он увлекался русской культурой и классическими композиторами, парень постоянно слушал их произведения. Нет ничего удивительного, что он решил освоить новый уровень и стать настоящим профессионалом. В 1994 году он переезжает в Санкт-Петербург для продолжения обучения и зачисляется под руководство Мусина в местную консерваторию.


В дальнейшем он неоднократно восхвалял своего наставника, только он помог создать уникальный стиль и достичь успеха. Учитель помог юному таланту укрепиться на роли дирижера. Все это время он старательно изучал российскую культуру, музыку, сердце подсказывало, что здесь его настоящая родина. Еще во время обучения наш герой проходит стажировку в оркестр под руководством Юрия Темирканова.

Жена Теодора Юлия Махалина

Знаменитые люди и музыканты всегда пользуются большой популярностью среди журналистов и СМИ, такая слава не могла пройти мимо нашего молодого таланта. Все были удивлены, что в таком юном возрасте он управляет целым оркестром, но более всего поклонников интересовала личная жизнь иностранного исполнителя, что прячется за плотным занавесом кулис. Теодор не испытывает особого дискомфорта из-за повышенного внимания к его персоне. Он привык делиться с журналистами информацией о будущих проектах, выступлениях и новых событиях, но подробности частной жизни выудить из звезды не получается. Всех фанатов, особенно представительниц противоположного пола интересует женат ли он на самом деле?


Еще в начале своего творческого пути на территории России он влюбился в прославленную балерину Мариинского театра Юлию Махалину, она моментально вскружила голову гостю второй столицы, и между ними разгорелся яркий роман. Это была самая красивая пара в культурной жизни Санкт-Петербурга. Девушка на тот момент была уже знаменитой и популярной, она помогла нашему герою пробиться на аллею славы благодаря своим знакомствам с привилегированными людьми.

Так постепенно они росли по карьерной лестнице неразлучным дуэтом. Но счастье молодых людей не длилось долго, и вскоре брак распался. Они оформили развод без скандалов и разбирательств. Бывшие супруги не комментировали в СМИ причины своего расхода, лишь сказали, что расстались по обоюдному согласию.

Последние новости говорят, что молодой человек абсолютно свободен и про него ходит множество слухов по поводу ориентации, кто-то считает, что звезда гей, ему приписывают большое количество романов с женщинами, но ни один из них не находит подтверждения. Завесу тайны своей жизни может скинуть только сам Теодор, но когда это будет неизвестно.


В 2014 году наш герой получил в России гражданство. Он заявил, что здесь нашел вторую родину и необычайно гордится работать здесь. Теодор всегда выступает против проявлений цензуры и ограничений искусства и творческих веяний, принимает активное участие в общественной жизни страны. Его главной задачей сейчас является перейти ограничения академичности в музыке и оживить каждую нотку в ней.

Творческий путь дирижера

Начало его карьеры начинается моментально после окончания обучения в Питерской консерватории. Парень резко вливается в культурную и музыкальную жизнь России, становится востребованным дирижером. В начальный период он активно сотрудничает с национальным оркестром России, с которым потом отправится в большой тур за границу в страны Америки. После этого, в составе большого симфонического оркестра отправляется покорять свою малую родину Грецию, Болгарию и США.


Молодой талант сотрудничает с театром в Москве «Геликон-опера», где берется за оживление нескольких постановок Дж. Верди. Он постоянно участвует в престижных фестивалях и конкурсах, в его турне входят Лондон, Бангкок, Москва и Майами. За всю творческую карьеру Теодор воплотил в реальность огромное количество классических произведений России и Зарубежья.

В 2009 году он становится постоянным сотрудником Большого театра, а в 2011 становится известным пермским дирижером в местном театре оперы и балета. Его яркая творческая деятельность неоднократно была номинирована на множество наград, одной из них стала Золотая маска. Также он считается лауреатом премии Строганова. В 2008 году его наградили орденом Дружбы. В 2017 году с оркестром MusicAeterna он открывает фестиваль «Дягилев P.S.», где на скрипке солировала Патриция Копачинская.


Под его предводительством постоянно проходят концерты не только в России, но и за рубежом. Так совсем недавно, 25 ноября этого года в Санкт-Петербурге было настоящее событие культурной жизни. Оркестр воплотил в жизнь Симфонию №4 Густава Малера «Волшебный рог мальчика». Согласно афише, через месяц мы встретим его в Москве на сцене консерватории Чайковского, где он будет играть произведения Рахманинова, спешите купить билеты.

Сыгранные музыкальные произведения

За всю творческую карьеру наш герой оживил огромное количество произведений русских классиков и зарубежных представителей. Но самые яркие работы:

  • в 2003 году он ставит балет «Поцелуй феи» в Новосибирске;
  • далее следовало участие в опере «Аида»;
  • за семь лет работы в Новосибирском оперном театре, на свет появилось «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Золушка», «Орфей и Эвридика», «Ромео и Джульетта», «Дидона и Эней», «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • в данное время он продолжает гастроли и воплощает произведения русских классиков в новом свете.


Из статьи узнали тайные стороны личной жизни Теодора Курентзиса. Будучи рожденным в Греции, его сердце всю жизнь тянуло в Россию, на родину великих музыкантов классической музыки. Именно приезд на свою новую родину стал определяющим в его судьбе. Пожелаем музыканту новых идей и успехов.

Дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис родился и получил музыкальное образование в Афинах, продолжил его в Санкт-Петербурге, а работать поехал в Новосибирск, а затем в Пермь. Возглавил там академический театр оперы и балета и превратил его в площадку с мировым именем. Как дирижер и солист работал на множестве площадок, со многими коллективами, участвовал в разнообразных музыкальных фестивалях. В творческом поиске предпочитает неакадемические средства, не любит психологический театр, кино с красивыми актерами и возмущается теле- и интернет-зависимостью. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

День рождения

Где родился

Афины

У кого родился

«Я - человек восточный. Одна половина моей истории афинская, другая - константинопольская».

Где и чему учился

Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Первой греческой консерватории в Афинах. Обучался вокалу в Афинской академии.
С 1994-го обучался на дирижерском факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина.

«Мне когда-то говорил мой педагог Илья Мусин: "Если ты скажешь, что знаешь всю музыку, значит, жить тебе осталось ровно три дня».

Где и как работал

Был главным дирижером Musica Aeterna Ensemble в Афинах, затем ассистентом дирижера в оркестре Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
С 2003 года - постоянный дирижер Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова.

«Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков, разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром».

Музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

«Новосибирский театр ведь один из лучших в России, третий после ГАБТа и Мариинки».

Что такого сделал

В 2002-м стал дирижером-постановщиком мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А. Щетинского в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля.

Поставил в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета балет «Поцелуй феи» И. Стравинского (балетмейстер Алла Сигалова), был дирижером-постановщиком спектаклей «Свадьба Фигаро» и «Леди Макбет Мценского уезда».

В качестве дирижера и солиста принимал участие в концертных программах оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, оркестра Мариинского театра. Неоднократно выступал на фестивалях в Кольмаре (Франция), Бангкоке, Лондоне, Людвигсбурге, Майами.

Достижения

На базе академического театра создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, специализирующиеся на историческом исполнительстве.

«Когда я создавал Musica Aeterna, я не отбирал туда только лучших из лучших. Я звал единомышленников. Которые не прекращают репетицию "по звонку" и не бегут сразу по своим делам. Мне нужны люди, день и ночь думающие о музыке, пусть даже они играют чуть менее точно и строго, чем некоторые их коллеги - равнодушные технари».

Дела общественные

Соорганизатор фестиваля современного искусства «Территория». Дирижировал на концерте для больных Первого московского хосписа.

«Я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей... и говорю: "Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?" И все. Мы договорились и пришли».

Общественное признание

Специальный приз жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007) за постановку балета «Золушка» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

Важные события жизни

В 2007-м в рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» представил публике «Реквием» Дж. Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

«Реквиему Верди я отдал больше половины жизни. С 15 лет размышлял над ним, потом присматривался к певцам, репетировал. На эту мечту накладывался мой интерес к старинной музыке, к барочным мастерам».

Удачные проекты

Поставленная в 2004-м на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета опера Дж. Верди «Аида» стала лауреатом премии «Золотая маска».

Известен тем, что…

Экспериментирует с музыкой, возвращает ей аутентичное звучание, чувствует в музыке поэзию и мистику и не боится скандалов.

«Я борюсь со стереотипами в музыке… Моя цель - чтобы люди целовались на моих концертах, уходили домой, наполненные любовью, вдохновением, надеждой».

«Я из тех людей, которые стремятся тотально изменить дирижерское искусство».

Люблю

«Запад всегда ориентировался на Аристотеля, который показывал землю, Восток - на Платона, который показывал небо. Я из платонистов. Но это не значит, что я плохо отношусь к Аристотелю. Он тоже мой предок, но Платон мне ближе».

«Творческое одиночество необходимо, если я хочу создать музыкальное произведение, всякое другое одиночество я не выношу».

Ну, не люблю

«…не люблю психологический театр, не люблю кино, где играют принципиально красивые актеры, не люблю красоту в чистом виде. Это уводит от сути искусства».

фильмы-оперы

«Опера - и так явление неестественное, а снимать фильм-оперу - это узаконить бессмысленное».

телевидение и виртуальное общение

«Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве».

«Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены».

И вообще…

«...я никогда не хотел быть дирижером. Я дирижирую без палочки и считаю себя не вполне дирижером. Я своего рода поэт, и, может быть, лучше других, и по-своему понимаю, что нужно делать в музыке. Мне есть что сказать. В случае же, когда мне нечего будет сказать, я просто перестану играть музыку».

«...каждый день я стараюсь разрушить все башни, которые я сам построил, и вокруг меня возвели. Тщательное разрушение собственной мифологии очень важно».

«...я очень большой романтик. Но не в том плане, что "landscape", "набережная", "my darling"... Моя романтика экзальтированная. Дикие кошки, прыгающие по роялю, дикие цветы с ароматами как ладан - из области Бодлера».

Один из самых затребованных современных российских дирижёров, Теодор Курентзис - грек по происхождению. Получив основное музыкальное образование в Греции, он в 1990 году основал оркестр камерной музыки в Афинах, а в 1994 году приехал в Россию, чтобы обучаться дирижированию у профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина. После этого Теодор остался работать в России и регулярно сотрудничает с самыми прославленными музыкальными оркестрами страны. За более чем 20-летнюю творческую деятельность в российском искусстве, он поставил массу успешных музыкальных спектаклей в разных городах, не однажды выступал за границей, а весной 2014 года стал гражданином России. Слава одного из самых сексуальных дирижёров не даёт покоя его поклонницам, желающим знать всё о жене Теодора Курентзиса и его личной жизни.

В настоящее время Курентзис не женат. Это не значит, что его совсем не интересуют женщины, хотя он и заявляет о том, что главной любовью его жизни является Музыка. Слухов о его многочисленных романах ходит довольно много, но никаких конкретных имён в них не упоминается. Некоторые сведения об одной российской жене знаменитого дирижёра всё же есть: появившись на музыкальном небосклоне Санкт-Петербурга, он связал себя узами брака с балериной Мариинского театра Юлией Махалиной. Ко времени знакомства с молодым музыкантом, она уже успела сделать блистательную карьеру в одном из лучших театров России и была в нём прима-балериной.

На счету Махалиной не менее 60 партий в классических и современных балетах. Она была первой исполнительницей партий Анны Карениной, в спектакле на музыку Чайковского, Жар-птицы в балете Стравинского, Феи в спектакле «Золушка» Прокофьева, Раймонды в балете Глазунова и многих других. Являясь влиятельным лицом в театральном мире северной столицы, Юлия использовала свои многочисленные связи и знакомства, чтобы помочь талантливому, красивому и молодому (а Теодор был моложе своей супруги на 4 года) возлюбленному приобрести вес в культурной элите Санкт-Петербурга и найти хорошую работу. Однако она не учла того, что одарённость Курентзиса искала собственные пути для самореализации и его не пугало отлучение от важного культурного центра страны. В начале 2000-х годов он без сожаления расстался с Питером и уехал в Новосибирский Академический театр оперы и балета.

Правда, по слухам, причиной расставания этой пары оказался характер Юлии Викторовны, которая дважды была замужем и не сумела ужиться ни с одним из своих супругов. У неё довольно тяжёлый нрав, который делает совместную жизнь с ней непростой, а иногда - даже невыносимой. Оставляя свои позиции на сцене, знаменитая балерина постепенно перешла к преподавательской деятельности и этот переход, как утверждают злые языки, сопровождался не безудержной, но достаточно крепкой тягой к спиртному. Теперь Курентзис - уже давно свободный и завидный жених, успевший сняться в кино в роли известного физика Ландау. Стать женой Теодора Курентзиса есть шанс у любой из его почитательниц.

Российский и греческий дирижёр, музыкант, актёр.

Теодор Курентзис. Биография и творческий путь

Теодор Иоаннис Курентзис родился 24 февраля 1972 года в греческих Афинах в семье, питавшей большую любовь к музыке. В четыре года Теодор начал осваивать игру на фортепиано, а с семи лет - на скрипке.

Мать Тео с раннего возраста водила его в оперу, а по утрам исполняла различные произведения на пианино, в том числе сонаты Шуберта, сонатины Моцарта. Она, скорее, и сыграла ведущую роль в выборе сыном будущей профессии.

Отец Теодора какое-то время был моряком, корабельным инженером, а затем стал полицейским. Он тоже питал особую страсть к музыке.

Теодор Курентзис: Мои детские воспоминания ассоциируются с музыкой, которую слушал и чувствовал папа. Он часто пел мне одну народную песню, красивую и печальную, про детей, которые то ли ушли, то ли умерли. Я любил ее и каждый раз рыдал, но не с болью, а с какой-то странной ностальгией. Вместе с той песней возникала сладкая правда о жизни, о том, как ценны люди...

Когда Тео исполнилось 15 лет, его родители расстались, и мама целиком посвятила себя воспитанию сыновей. У Теодора есть младший брат - Эвангелос, который тоже связал свою дальнейшую жизнь с музыкальным искусством.

Теодор: Вангелино в совершенстве понимает существующий между нами тайный язык. Я многому его научил – чувствовать музыку, воспринимать прекрасное так же, как я. В результате в какой-то момент он был моим двойником… Он живет в Праге, пишет самобытную музыку, в том числе для театра и кино. В чем-то он более открытый и светлый человек. Лучше, чем я. Он часто помогает мне опомниться, вернуться к тем идеям, которые однажды я начал проповедовать.

Будучи 12-летним, одновременно поступил на два факультета (теоретический и струнных инструментов) в Первую Греческую консерваторию у себя на родине. Первый из факультетов окончил в 1987 году, второй - спустя пару лет. В той же консерватории в 1988-1989 годах занимался вокалом, после чего стал студентом Афинской академии (профессор К. Паскалиас), впоследствии брал мастер-классы у Г. Габора. В 1990 году Теодор Курентзис основал в Афинах камерный оркестр.

В 1994-м приехал в Россию, где пять лет занимался дирижированием под началом Ильи Мусина , учениками которого в разное время были Одиссей Димитриади , Валерий Гергиев и Семен Бычков , в государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. При этом принимал участие, как в ее концертах, так и в программах симфонического оркестра Санкт-Петербурга и оркестра Мариинского театра. В 1999-м начал ассистировать дирижёру оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова .

Теодор Курентзис: Главный виновник того, что я собой представляю, – дирижер Илья Мусин, у которого я учился в Санкт-Петербурге. Он много работал с движениями, жестами. Объяснял, что дирижер – это и художник, и режиссер. Важно сначала нарисовать свой замысел, а потом его срежиссировать...

Впоследствии Курентзис стал активно сотрудничать с различными оркестрами, в том числе «Виртуозы Москвы», БСО, РНО и ГАСО, «Новая Россия», НФОР, др. С весны 2004 года он - музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского Академического театра оперы и балета, где в 2003 выступил в качестве дирижёра-постановщика балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, а через год поставил оперу Джузеппе Верди «Аида», удостоившуюся затем «Золотой маски».

В 2004 году Теодор на базе НГАТОиБ создал камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers . Эти коллективы работают в области исторического исполнительства.

Теодор Курентзис (из интервью 2009 года): Созданный мною в Новосибирске оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers – это свободная территория молодых музыкантов, которые еще не утонули в «лебединых озерах» окружающего нас стерильного искусства. Это артистическая коммуна… Для своего оркестра я словно психоаналитик. Я не прошу сделать что-то конкретное, а говорю: «Здесь мне не нужно, чтобы было громко или тихо. Мне интересно, как пахли ее волосы». Музыканты включаются… Нужно, чтобы это было общее переживание. Есть язык приемов, понятный только им, например «кишки на пульт»...

В 2011 году Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета, который за пять лет вышел в лидеры отечественной театральной сцены и снискал завидную репутацию за рубежом. Оркестру Musica Aeterna стали аплодировать в лучших европейских залах, а в 2016-м коллектив, как бывало и ранее, оказался рекордсменом по числу номинаций на престижную премию «Золотая Маска».

Орден Дружбы - 2008 год. «Золотая маска» - 2004, 2008, 2011, 2013, 2015 годы. Строгановская премия - 2013 год.

Весной 2014 года дирижер-экспериментатор и космополит Теодор Курентзис , работающий на различных площадках с многими коллективами, участвующий в массе музыкальных фестивалей, предпочитающий в творчестве неакадемические средства, получил российское гражданство.

Теодор Курентзис. Фильмография

Conduction (2015) (играет самого себя)
Дау (2014) / Dau (Лев Ландау, главная роль)

Оригинал взят у matveychev_oleg в Дирижер Теодор Курентзис: не рекламируйте дьявола

Вечная музыка, то есть камерный оркестр Musica Aeterna, созданный дирижером Теодором Курентзисом на базе Новосибирского оперного театра, не помещается в небольшом холле Первого московского хосписа. Пришлось сократить число музыкантов. Оркестр, играющий на аутентичных инструментах, на жильных струнах и старинными смычками. Pianissimo трепещут, как кровь в артериях, если вы когда-нибудь прикасались пальцами к артерии. Fortissimo отчетливы, как скальпельный разрез. Дирижирующий Курентзис похож на учителя начальных классов, который не просто рассказывает ученикам урок, а заглядывает каждому в тетрадку, следит, чтобы дети правильно выводили крючочки по прописям, помогает, если надо, грозит, если надо, пальцем и гладит, если надо, по голове. Пульт пустует. Курентзис ходит по оркестру.

А во время дуэта Сюзанны и Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Курентзис не может удержаться от того, чтобы вместе с Сюзанной и Альмавивой не петь, как Гленн Гульд не мог удержаться от пения, играя сонаты Баха.

Перед оркестром в небольшом холле расставлены стулья. В первых рядах сидят работающие в xосписе врачи и так называемые друзья xосписа: актрисы Татьяна Друбич и Чулпан Хаматова, танцовщик Андрис Лиепа. Музыканты (в основном молодые женщины с перепуганными глазами) попросили гостей и врачей сесть в первых рядах. Они, оркестранты, по словам Теодора Курентзиса, сами придумали играть в xосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, то от волнения у них стали дрожать руки, и они боялись врать ноты, если пациенты будут сидеть глаза в глаза.

Курентзис скажет потом:

— Музыка — это миссия. Дать свет и любовь людям. Не только тем, кому это доступно, а всем. Мы делаем музыку не затем, чтобы заработать на хлеб. Совершить просто биологический круг — это неинтересно. Интересно становится, когда живешь духовной жизнью. К сожалению, не всем это доступно. Не все могут прийти в консерваторию. Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных.

()


Главный дирижёр НГАТОиБ Айнарс Рубикис провёл свой первый новосибирский брифинг.

Маэстро Айнарс Рубикис провёл первый брифинг на посту главного дирижёра и музыкального руководителя новосибирского театра оперы и балета. Представителям местных средств массовой информации предлагалось задать новому художественному лидеру «Сибирского Колизея» любые интересующие вопросы. Однако журналисты предпочли сосредоточить внимание на первых ощущениях дирижера в новой должности, планах НГАТОиБ на ближайшее будущее и предстоящем симфоническом концерте с Командором ордена Британской Империи Питером Донохью за роялем.

Октябрьский дебют и декабрьское назначение сделали Айнарса Рубикиса главной действующей достопримечательностью городской академической сцены. Приезд латвийского маэстро в Новосибирск сопровождался нарастающим ажиотажем: почти год театр оперы и балета проработал без главного дирижёра и музыкального руководителя и, по слухам, вряд ли мог рассчитывать на равнохаризматичного Теодору Курентзису маэстро. Приглашение Айнарса Рубикиса, хоть и дало массу поводов для сравнений, однозначно не разочаровало. На смену гуру барочных интерпретаций и главному аутентисту музыкальной России пришёл профессионал европейского уровня, победитель Третьего Международного конкурса дирижёров имени Густава Малера и лауреат первой премии Nestle и Зальцбургского фестиваля. По странному стечению обстоятельств и греческий, и латвийский маэстро дебютировали на сцене «Сибирского Колизея» в один день, правда, с разницей в восемь лет: Теодор Курентзис 18 октября 2003 года дирижировал балетом Аллы Сигаловой «Поцелуй феи», а Айнарс Рубикис 18 октября 2011 года — концертом Симфонического оркестра Новосибирского театра оперы и балета. У господина Курентзиса на момент дебюта была разгорающаяся слава специалиста в области вокала и оперного стиля, работа с ведущими оркестрами России и первые выходы на зарубежные фестивальные площадки. У маэстро Рубикиса — сотрудничество с лучшими мировыми оркестрами, мощный фестивальный дуплет и серьезный опыт в области хорового дирижирования. Стартовые позиции близкие, но не равнозначные: Теодор Курентзис только добивался признания Запада, в то время как Айнарс Рубикис уже получил фору и сотрудничество с ведущим музыкальным агентством, которое, кстати, экс-худрука НГАТОиБ под свое крыло не приняло. Помимо разных точек отправления у бывшего и нынешнего главного дирижера — разные представления о том, каким должен быть новосибирский оперный. Теодор Курентзис хотел сделать Новосибирск центром чистого искусства, однако год за годом перемещал своим амбиции все глубже в Европу. Айнарс Рубикис наоборот стремится приблизить классику к народу, будучи уверенным, что пришло время, когда Магомету нужно идти к горе:

()

Наш главный культурный инфоповод федерального масштаба, Теодор Курентзис, как ни отрицал слухи о переезде в Пермь, все же в начале года уехал из Новосибирска, прихватив с собой лучших музыкантов оркестра Musica Aeterna и оставив третий оперный театр страны без главного дирижёра.

Время шло, каждый был занят своим делом. Теодор воспевал девственность восприятия пермяков, пестрел на страницах глянца, провоцировал у впечатлительных уральских барышень курентзисоманию, а дирекция Новосибирской оперы искала нового героя. Прошел почти год, и его имя прозвучало, пусть пока и вне официального контекста: 18 октября симфоническим концертом на сцене НГАТОиБ дирижировал молодой латышский маэстро Айнарс Рубикис.

О том, насколько успешным было выступление («Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Симфония № 104 Гайдна, Симфония № 4 Малера), можно дискутировать. У меня возникло ощущение, что оркестр стремился качественно воспроизвести неродной симфонический текст, не ставя перед собой больших музыкальных задач. Столичные критики дипломатично назвали это исполнение «по-европейски сдержанной интерпретацией». Как бы там ни было, составить представление о возможностях Рубикиса компетентным слушателям было трудно: коллектив явно не показал всех своих возможностей и наверняка не реализовал на 100% того, что хотел дирижёр.

Но на данном этапе отношений театра и Айнарса Рубикиса строгого творческого спроса с последнего, пожалуй, и не должно быть. Сейчас важно публику в её массе впечатлить, завоевать и расположить, и это получилось вполне. Слушателей привлекли иностранное имя, молодое симпатичное лицо, эффектное изображение латышского маэстро на фасадном баннере. Похоже, многие из них попали на симфонический концерт впервые: тому подтверждение и аплодисменты между частями и уровень реплик в интернете, восторг в которых явно преобладал над компетентностью. Эффект произведен, Рубикисом впечатлились, его запомнили. Теперь можно предпринимать что-то дальше.

Ну а что может быть дальше? Его или объявят главным дирижёром НГАТОиБ, или нет. С одной стороны, напрашивается сравнение с неистовым Теодором, с другой — тянет порассуждать, как всегда бывает, когда наступают в жизни новые отношения: что же всё-таки в прошлый раз было не так?

Путь Курентзиса к признанию и известности длился последние лет 10, восемь из которых он был главным в Новосибирской опере. Насколько бы он ни был теперь востребован и впечатляюще раскручен, Рубикису есть, что ему противопоставить и нынешнему, не говоря о Теодоре восемь лет назад.

Курентзис сначала укрепился в профессиональных позициях в России, и лишь потом началась его работа на Западе. Ключевую роль в этом успехе сыграла Новосибирская опера. После премьеры в Новосибирске он дирижировал «Макбетом» на сцене Парижской оперы (изначальное условие контракта, подписание которого было подготовлено директором НГАТОиБ Борисом Мездричем), ездил за границу на гастроли со своим Musica Aeterna, выступал с зарубежными именитыми коллективами.

()

Новые директор и главный дирижер новосибирского театра оперы и балета должны будут найти правильную стратегию развития крупнейшего за Уралом объекта культуры

9 декабря 2010 года директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) Руслан Ефремов был найден мертвым в минской гостинице «Виктория» (уже в январе прокуратура Минска установила факт самоубийства). А после нового года подтвердились давно курсировавшие слухи о том, что театр покидает всемирно известный главный дирижер Теодор Курентзис. События эти, наверное, не находятся в прямой связи, но четко характеризуют состояние безвременья, в котором сейчас оказался новосибирский оперный. Кто станет новым руководителем, пока неизвестно. Но именно ему предстоит, сотрудничая с местным театральным сообществом и ориентируясь на мировые культурные тренды, выработать четкую и амбициозную стратегию развития одного из главных символов Новосибирска.

От юбилея к юбилею

В 2005 году НГАТОиБ родился, по сути, во второй раз — после масштабной реставрации, приуроченной к его 60-летнему юбилею. Это время принято считать наиболее успешным периодом в новейшей истории театра. Ставший в сентябре 2001 года директором Борис Мездрич (который до этого 12 лет возглавлял Омский государственный академический театр драмы) не только провел реконструкцию стоимостью около 1,3 млрд рублей, выделенных по федеральной программе «Культура России», но и вернул оперный на вершину театральной России. При Мездриче театр получал главные призы национального театрального фестиваля «Золотая Маска»: балет «Коппелия» (две премии), оперы «Жизнь с идиотом» (три премии) и «Аида» (четыре премии). Наконец, именно при Мездриче в театре стал работать главным дирижером Теодор Курентзис, который к тому времени уже был широко известен в мире. Таким образом, новосибирский оперный, который в 1963 году стал первым немосковским театром, получившим звание «академического», вновь заявил о себе как о культурном объекте российского и мирового масштаба.

()

Главный дирижер новосибирского оперного вместе с оркестром переезжает в Пермь?

Слухи о том, что достояние Новосибирского театра оперы и балета - дирижер Теодор Курентзис переедет в Пермь, появились уже давно. Поводом к пересудам стало заявление не кого-нибудь, а вице-премьера Пермского края, который, дескать, уже обо всем договорился и отъезд дирижера из столицы Сибири - дело решенное.

«Деловой квартал» назвал «человека года» в культуре Новосибирска. Победитель был определен путём анкетирования экспертов. Большинство голосов было отдано главному дирижёру театра оперы и балета Теодору Курентзису

Музыкальный руководитель новосибирского оперного театра Теодор Курентзис сегодня один из самых модных и востребованных дирижёров России. Но с сибирской пропиской не расстается, объясняя это тем, что здесь «намоленное пространство единомышленников».

Новосибирский театр оперы и балета всегда отличался интересом к творческим экспериментам и своей открытостью миру. Теодор Курентзис ещё более закрепил за театром репутацию сценической площадки с мировым именем. Достаточно вспомнить хотя бы совместный проект новосибирского театра с Парижской национальной оперой - постановку «Макбета» Верди.

Минувший год привнёс в дирижёрскую биографию Теодора Курентзиса немало знаковых событий. В феврале по его инициативе на сцене оперного состоялся Первый международный музыкальный фестиваль «Music-Aeterna», посвященный пятилетию коллективов, созданных Курентзисом, - оркестру с одноимённым названием и хору New Sibirian Singers. Создание внутри театра коллективов, которые расширяют для зрителей рамки музыкального восприятия, - это как раз в духе молодого дирижёра. Он смело демонстрирует новые подходы в исполнении музыки и новые жанры. В фестивале приняли участие известные исполнители из Великобритании, Франции, Германии. Но, пожалуй, самым неожиданным для публики гостем, который приехал в Новосибирск по личному приглашению Теодора Курентзиса, стал Антон Батагов, нарушивший тем самым своё «пианистическое молчание».

()

В столичном Зале имени Чайковского пройдёт гала-концерт, на котором Российский национальный оркестр (РНО) исполнит произведения молодых композиторов, победителей онлайн-конкурса YouTube. Дирижировать будет руководитель Новосибирского Академического театра оперы и балета Теодор Курентзис, возглавлявший жюри конкурса.

О том, почему в России никому не нужна современная академическая музыка, за что он не любит интернет и почему в конкурсе YouTube никому не досталось первое место, Теодор Курентзис рассказал обозревателю "Известий" Елене Лория.

Курентзис не любит интернет. Об этом он не раз говорил в своих интервью. Впрочем, интервью давать он тоже не любит. Поговорить с дирижером удалось на неформальной встрече, которую он устроил в доме своего друга.

...Квартира в сталинском доме. В полумраке (свет не горит, лишь на столе стоят свечи) сидят люди. Выпивают, закусывают и слушают Теодора, который размахивает незажженной сигаретой и совершенно искренне возмущается:

Ну зачем? Зачем человеку два мобильных телефона? Это падение человека. Это Армагеддон! - композитор останавливается, приветливо здоровается и продолжает прерванный монолог. - А интернет? Это ведь только иллюзия связи. И средство порнокультуры. У меня, кстати, в оркестре нет людей с двумя телефонами. Они хуже играть начинают, и уже совершенно непонятно, шутит Курентзис или нет.

известия: Теодор, если вы так не любите интернет, как же вы решились возглавить жюри этого конкурса?

теодор курентзис: А мне очень тяжело было решиться. Но я это сделал, потому что композиторы просто умирают.

и: Ну так, значит, хорошо, что есть такая возможность заявить о себе? Вот в июне Google и музей Гуггенхайма запустили на YouTube проект "YouTube Play. Биеннале креативного видео". Петр Налич прославился после единственного ролика в Сети "Гитар, гитар". Теперь конкурс композиторов. Может интернет стать альтернативой традиционным конкурсам?

курентзис: Ну вообще это надо было делать не в интернете. Знаете, как должно быть в идеале? Например, Министерство культуры или еще кто-то собирает директоров оперных театров и филармоний, создает комиссию, состоящую из специалистов по современной музыке, дирижеров разных поколений и направлений. И говорит: у нас политика такая, мы должны дать возможность возродиться современной музыке. Поэтому вы должны сделать так, чтобы ваша филармония раз в месяц давала премьеру современной музыки. И отбирать произведение будет не директор, а та самая авторитетная комиссия.

и: Вы считаете, что это что-то даст?

курентзис: Если комиссия начнет читать и отбирать партитуры, то, поверьте, найдется немало хороших сочинений. Вот их и надо включать в репертуары театров. Если композиторы будут видеть, что их произведения исполняют, у них появится потрясающий стимул! Но никому это не нужно. Живые композиторы никому не нужны.

и: Почему? Невыгодно?

курентзис: И это тоже. Нужны мертвые композиторы. После смерти которых прошло 75 лет, и уже можно не платить за авторские права. В Новосибирске я играю премьеры каждый месяц, нахожу деньги, иногда плачу из своего кармана. И есть зрители, которые приходят на это. Они хотят слушать премьеру вместе с Чайковским. Потребность есть.

и: Первое место в конкурсе никому не было отдано. Отчего? Уровень работ недотягивает?

() ()


Полузабытые оркестровые произведения выдающегося композитора XX века Мечислава Вайнберга прозвучат сегодня в Новосибирске в исполнении камерного оркестра MusicAeterna и симфонического оркестра театра оперы и балета. Эту же программу новосибирцы представят на международном музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия) 1 и 2 августа.

Зрители услышат Концерт для флейты с оркестром, Симфониетту № 2, Молдавскую рапсодию № 1 и Камерную симфонию № 4 Мечислава Вайнберга, более известного публике по музыке к фильмам «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Тегеран-43», мультфильмам «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация». Фестиваль в Брегенце в нынешнем году посвящен Вайнбергу.

За дирижерский пульт встанет лауреат национальных театральных премий «Золотая маска» Главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Теодор Курентзис. «Очень важно, что мы начали исполнять произведения Вайнберга, отчасти забытые. Если мы не будем играть эту музыку, то часть истории советского искусства пропадет, а оно имеет право быть известным. Мы выполняем своего рода миссионерскую работу, играем музыку, чтобы сохранить ее для новых поколений», - рассказал дирижер.

Ежегодный фестиваль в Брегенце, участниками которого музыканты из Новосибирска станут впервые, проходит с середины июля до середины августа на двух площадках - на плавающей сцене у берега Боденского озера и в городском фестивальном зале. Высокохудожественная программа и уникальное исполнение привлекает в Брегенц более 200 000 любителей музыки каждый год.
tayga.info/news

ТРИ ПЯТИЛЕТНИХ юбилея и огромное желание выбраться из музыкального супермаркета стимулировали проведение в Новосибирске Международного фестиваля MusicAeterna. На борьбу с демонами быстропита и музыкальным косноязычием вышел главный идеолог фестиваля маэстро Теодор Курентзис и созданные по его инициативе на базе НГАТОиБ коллективы — оркестр «MusicAeterna» и хор «New Siberian Singers». Итог — три дня чистого искусства и медленное, но верное превращение столицы Сибири в Мекку барочной музыки.
Нынешний театральный сезон в Новосибирском театре оперы и балета отмечен целым созвездием юбилеев: от 65-летия со дня открытия самого «Сибирского Колизея» до круглых дат, связанных с именем маэстро Курентзиса, — пятилетие камерного оркестра «MusicAeterna», кстати, давшего название новорожденному фестивалю, пятилетие камерного хора «New Siberian Singers» и пять лет работы Теодора Курентзиса на посту главного дирижера НГАТОиБ. Празднование трех последних дат вылилось в проведение идеологически выверенного фестиваля с ярко выраженным барочным уклоном, что лежит в центре музыкальных интересов самого экспрессивного дирижера-аутентиста России.
О том, как все начиналось, маэстро Курентзис рассказал на предварявшей MusicAeterna пресс-конференции: «Я приехал в Новосибирск из Москвы. До этого жил в Санкт-Петербурге, еще раньше — в Центральной Европе. Я точно знал, что не хочу жить в том мире, где музыка приравнивается к супермаркету и во главе угла стоит потребление. Плавать в шоколаде музыкального супермаркета я не хотел. Для себя я видел два варианта развития событий — либо долбить эту стену, либо не делать ничего вообще. На должность главного дирижера театра я согласился при одном условии — если мне дадут построить здесь такую площадку, о которой только бы мечтали Москва, Петербург и вся Европа. Построить идеалистический и максималистический мир, где бережно сохраняется дух музыки, где люди могут творить чистое искусство, где музыканты работают, потому что им нравится здесь работать, а не потому что им не нашлось места в другом престижном коллективе. Я не уверен, что тогдашний директор Борис Мездрич четко понимал, что такое аутентизм, но он знал, что я умею очень хорошо делать свою работу, и дал мне карт-бланш. Так я вместе с музыкантами начал вести свои лабораторные исследования. Местное музыкальное сообщество нас не одобряло. Однако постепенно сопротивление и непонимание сменились одобрением и признанием».
При этом главный дирижер оперного театра заметил, что отдаление от музыкальных столиц сыграло на руку становлению его уникальных коллективов: « Коллективы, работающие за Уралом, думают, что все прекрасно только в Петербурге или Москве.
ТЕ, КТО живет в столице, полагает, что прекрасное начинается где-то после Польши. Как писал Бодлер, весь мир — это большая больница, где каждый пациент мечтает поменяться кроватью с соседом, думая, что на ней он выздоровеет быстрее. Расстояние дезинформирует и дает нам ложные представления, а музыканты должны наполнять жизнь прекрасными и чистыми эмоциями. В России есть только одно чистое поле для работы, один центр чистой музыки — это Новосибирск. Если бы он был еще поближе к Северному полюсу, было бы еще лучше. К тому же мы не стремимся кому-то угождать. Мы делаем музыку не для очарованных дам, а для разочарованных господ, поэтому наш главный зритель здесь, а не в Вене».
О вкладе маэстро Курентзиса и роли его коллективов-юбиляров журналистам также рассказал главный хормейстер НГАТОиБ Вячеслав Подъельский: «Для меня знакомство с Теодором было большим счастьем. Эта встреча поменяла все мои профессиональные ориентиры. Раньше работа в оперном театре, как и в других подобных театрах нашей страны, отличалась рутинностью, обыденностью, каждодневностью. Но появление маэстро и двух новых коллективов внесло свежую струю в нашу деятельность. Они, как комета, стремительно ворвались и озарили музыкальную жизнь нашего города. Еще хотелось бы отметить, что в лице Теодора я впервые встретил дирижера, который не гробит, а продолжает работу хора».
Фестиваль MusicAeterna маэстро Курентзис позиционирует, с одной стороны, как настоящий праздник, с другой — как идеологический протест против дьявола в музыке. Именно поэтому для участия в новом музыкальном форуме он пригласил исключительно друзей и единомышленников. Гостями MusicAeterna стали ведущие оперные исполнители Европы и Америки: барочные дивы Симона Кермес (сопрано, Германия) и Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Стефания Хаутзель (меццо-сопрано, США), Маркус Брутшер (тенор, Германия), Арно Ришар (бас, Франция), уникальный контртенор Олег Рябец (Россия) и недоступная легенда — композитор и пианист Антон Батагов.
Дружескую семейную обстановку новорожденного фестиваля отметили почти все приглашенные звезды. «Я приезжаю в Новосибирск в четвертый раз, — уверила Симона Кермес. — И всякий раз это приятные встречи со старыми друзьями. Мы все из разных стран и говорим на разных языках, но здесь работаем, как одна семья. И это мне очень нравится. Не говоря уже о том, что я всегда получаю огромное удовольствие от работы с Теодором Курентзисом». — «Здесь внутри гораздо теплее, чем снаружи, — продолжил мысль г-жи Кермес французский бас Арно Ришар. — На улице холодно, а у нас теплая дружеская атмосфера. Здесь на фестивале не имеет значения, какой твой родной язык — немецкий, английский, французский или русский. Мы все говорим на одном языке — языке музыки. А Теодор Курентзис является одним из самых настоящих дирижеров музыки барокко. Когда в Париже впервые увидели диск с записью Перселла «Дидона и Эней» и прочитали, что ее исполняют «New Siberian Singers», то многие смеялись, мол, какая может быть барочная музыка в Сибири. Однако после прослушивания все сказали, что это хорошо, хоть и не совсем привычно по сравнению с тем, что делают французские барочники. К тому же далеко не все специалисты смогут исполнить так, как требует маэстро Курентзис».
Специально для фестивальной публики маэстро и коллективы-юбиляры представили трехдневную программу из лучших своих наработок. На Большой сцене Новосибирского театра оперы и балета прозвучало одно из лучших произведений Генделя — псалом «Dixit Dominus» для хора и оркестра, опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней», «Реквием» Моцарта, а также гала из арий барочных опер. В фойе театра состоялся редчайший концерт пианиста-затворника Антона Батагова, который, разочаровавшись в публике, перестал давать концерты еще 15 лет назад. Правда, в последние годы сделал два исключения — для Новосибирска и Сиэтла. Послушать партиты Баха в его исполнении, по слухам, приехали меломаны из Москвы и Европы, но убедиться в этом журналистам не представилось никакой возможности. Прессу на музыкальный вечер при свечах, увы, не пригласили.
К счастью, концерты на большой сцене оказались доступны и востребованы новосибирским зрителем. Высокий исполнительский уровень, чистота звучания, неакадемический драйв, интереснейшая трактовка барочных шедевров и честный фанатизм сделали каждое фестивальное произведение незабываемым, хотя иногда казалось, что происходящее на сцене делается скорее для себя, нежели для зрителей, — столь высока была степень увлеченности музыкантов. Исполнители получали от концерта какое-то немыслимое удовольствие и с легкостью дарили номера на бис. Так, всем пришедшим на заключительный вечер фестиваля MusicAeterna удалось в очередной раз убедиться в запредельной энергетике Симоны Кермес, умеющей сообщать старинному искусству «роковый драйв», и впервые услышать поющего дирижера Теодора Курентзиса. Главный маэстро НГАТОиБ оказался едва ли не идеальным примером характерного исполнителя комической оперы. Дебютировав в комической опере Моцарта «Cosi fan tutte», г-н Курентзис окончательно стряхнул вековую пыль с главных театральных подмостков Сибири. И если на его зов в ту же минуту не откликнулся сам Вольфганг Амадей, то это было чистой воды недоразумением. Будь у Моцарта такая возможность, он непременно бы вышел на поклон.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»