Какой методики выработки условного рефлекса не существует. Тема: «внд. Павловский метод экспериментального изучения внд. Безусловные рефлексы их рефлекторные дуги

Для образования условного рефлекса требуются определенные условия:

· Условным раздражителем, или сигналом, может быть любое изменение, возникшее во внешней среде или внутри организма. На каждый условный раздражитель (зажигание лампочки, музыкальные звуки, шумы, давление на поверхность кожи, прикосновение, чесание, укол, запах и т.п.) может быть выработан условный рефлекс.

· Для образования условного рефлекса на условный (безразличный) раздражитель надо, чтобы этот условный сигнал предшествовал безусловному и в течение некоторого времени действия последнего сопровождал его. Например, звонок (условный сигнал) должен начать звенеть на 5–30 с раньше, чем собака получит корм (безусловный стимул), и некоторое время сопровождать еду. Для того, чтобы выработался условный рефлекс, надо несколько раз повторять такое сочетание. Если сочетать условный раздражитель с пищевым подкреплением, то вскоре на этот, ранее безразличный раздражитель, образуется условный рефлекс.

· Один и тот же сигнал может стать раздражителем при выработке разных условных рефлексов. В одном случае звонок может вызвать слюноотделение, а в другом – оборонительный рефлекс и т.д. Это объясняется тем, что характер условного рефлекса определяется подкрепляющим безусловным рефлексом, т.е. условные рефлексы образуются на основе безусловных.

И.П. Павлов разработал методику образования условных рефлексов. Собаку помещают в специальную камеру, полностью изолированную от окружающего мира (никакие раздражители из внешней среды не должны проникать в камеру). Вне камеры находится и сам экспериментатор. При помощи специальной аппаратуры создаются разнообразные раздражители, выдается пищевое подкрепление, регистрируется слюноотделение и т.д. Вначале И.П. Павлов построил полностью изолированную камеру, однако позже выяснилось, что такая абсолютная изоляция не обязательна.

Таким образом, для образования условных рефлексов необходимы следующие специальные условия :

1. Наличие двух раздражителей: индифферентного (безразличного), который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-либо деятельность организма, например отделение слюны, отдергивание лапы и т.п.

2. Индифферентный раздражитель (свет, звук и т.п.) должен предшествовать безусловному и некоторое время сопровождать действие последнего.

3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного: для сытой собаки с низкой возбудимостью пищевого центра звонок не станет условным пищевым раздражителем.

4. Отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

5. Активное состояние коры. Это верно и для человека. Если лекция не интересна и развивается полудремотное состояние, то материал не запоминается. Живая эмоциональная лекция с интересными примерами запоминается хорошо.

Критикуя физиологию тех лет, Павлов вскрыл причину ее несостоятельности. Он показал, что она заключается в безнадежной попытке использовать идеалистическую философию для решения крупнейшей проблемы естествознания. Последовательно применяя принципы материализма, и используя идейное наследство Сеченова, Боткина и других отечественных ученых, Павлов создал настоящую физиологию больших полушарий мозга, физиологию высшей нервной деятельности, с помощью открытого им метода условных рефлексов.

- это материалистический метод познания психических процессов, так как он исходит из материалистических предпосылок о единстве психического и физического, целостности, и единстве организма и внешней среды, а также принципов рефлекторной теории (детерминизма, анализа и синтеза, структурности).

Принципиальная особенность его состоит в том, что он является объективным методом исследования . Это означает, что при изучении этим методом деятельности высших отделов центральной нервной системы полностью исключается субъективное толкование происходящих в организме процессов. Экспериментатор только сопоставляет и сравнивает действующие на организм раздражители и возникающие в ответ реакции.

В анализе результатов исследования он не прибегает к психологическим понятиям (ощущениям, чувствам, желаниям и т. д.) по аналогии с субъективными переживаниями человека. Метод условных рефлексов исходит из того, что деятельность всей центральной нервной системы и в том числе коры больших полушарий обеспечивается материальными процессами возбуждения и торможения, которые возникают как следствие раздражений внешней и внутренней среды. Экспериментатор непосредственно наблюдает конечное проявление процессов возбуждения и торможения, их внешнее выражение в форме определенных реакций организма (движение, секреция слюны и т. д.) или их отсутствие.

Поэтому если при действии раздражителя возникает реакция в виде деятельности какого-нибудь рабочего органа, то это связывается с возникновением процесса возбуждения. Если же наблюдается реакция в виде угнетения и прекращения деятельности этого органа, то это уже расценивается как возникновение торможения в центральной нервной системе.

Так как в основе деятельности коры больших полушарий лежит открытый И. П. Павловым условный рефлекс, то с точки зрения объективного метода именно условный рефлекс является объектом детального научного исследования. Таким путем были открыты и изучены общие и частные механизмы и законы, по которым функционирует кора больших полушарий.

После того как были изучены свойства условного рефлекса и его закономерности, он стал использоваться еще как средство для исследования целого ряда вопросов, например, локализации функций в коре, органов чувств и т. д.

Нужно иметь в виду, что метод условных рефлексов не ограничивается только методиками выработки и изучения временных связей. Он включает и другие методические приемы - экстирпацию и раздражение различных участков коры, регистрацию электрических явлений в коре, клинические наблюдения над больными с различными корковыми заболеваниями и т. д.

Выработка инструментальных условных рефлексов.

Классическая методика выработки условного рефлекса.

Методики выработки условных рефлексов.

Рефлексы, вырабатываемые с помощью этой методики называются рефлексами I рода или классическими рефлексами.

Методика.

Сначала даётся условный сигнал, через короткий промежуток времени даётся безусловный раздражитель (пища, боль). Некоторое время они действуют совместно. Опыт повторяют несколько раз, до тех пор, пока безусловная реакция не начнёт проявляться уже при действии условного сигнала (слюна выделяется при виде загорающейся лампочки). Для большинства высших млекопитающих требуется 10-15 повторений.

Павлов считал, что условный стимул становится заменителем безусловного, так как начинает вызывать ту же реакцию. Это теория замены стимула.

Условия выработки классического условного рефлекса:

Необходимо совпадение во времени условного и безусловного раздражителей;

Условный сигнал должен предшествовать безусловному;

Условный раздражитель не должен вызывать сильной реакции сам по себе;

Нормальное состояние высших отделов ЦНС и высокий уровень мотивации.

Отсутствие посторонних раздражителей.

Рефлексы, вырабатываемые с помощью этой методики называются рефлексами II рода или инструментальными рефлексами.

Методика.

Животное помещают в клетку («проблемный ящик»), чтобы выбраться из клетки, оно должно нажать на рычаг. Эту методику называют также методом «дискретных проб» или методом «проб, ошибок и случайного успеха», так как животное поначалу действует наугад, пока случайно не добьется успеха. Отличие инструментальных условных рефлексов от классических заключается в методике выработки. Животное само должно проявлять активность, тогда как в классических опытах животное пассивно.

Методика.

Животное помещают в клетку и позволяют делать, что ему угодно. Некоторые действия подкрепляются и животное начинает их повторять (или наоборот избегать). В дальнейшем был разработан метод последовательного приближения, когда животное обучают сложным действиям, постепенно усложняя задание.

Б. Скиннер полагал, что этим методом возможно выработать любые комплексы действий, но в дальнейшем оказалось, что это не так, если применяемый раздражитель вызывает инстинктивное поведение.

5. Понятие безусловных рефлексов и их классификация


В основе поведения животных лежат простые и сложные врожденные реакции – безусловные рефлексы , стойко передающиеся по наследству. Животное для проявления безусловных рефлексов не нуждается в обучении, оно рождается с готовыми для их проявления рефлекторными механизмами, включающими определенный проводниковый аппарат, т.е. готовый нервный путь – рефлекторную дугу, обеспечивающий прохождение нервного раздражения от рецептора к соответствующему рабочему органу (мышце или железе) при воздействии определенного раздражителя. Так, если нанести болевое раздражение на конечность собаки, она ее непременно отдернет. Данная реакция безусловно проявится со строгой закономерностью у любой собаки, поэтому реакции такого типа И.П. Павлов назвал безусловными рефлексами .

Самые первые врожденные реакции новорожденного детеныша: дыхание, сосание, мочеотделение и другие физиологические акты – все это безусловные рефлекторные реакции, обеспечивающие первое время существование организма. Они возникают под воздействием раздражений, идущих в основном от внутренних органов: переполненный мочевой пузырь вызывает мочеотделение, наличие кала в прямой кишке вызывает потуги, приводящие к испражнению и т.д. По мере роста и созревания животного появляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов. Таков, например, половой рефлекс. В проявлении сложной безусловно рефлекторной реакции участвует целый ряд простых безусловно-рефлекторных актов. Так, например, пищевая реакция новорожденного щенка осуществляется при участии целого ряда более простых актов – сосания, глотательных движений, рефлекторной деятельности слюнных желез и желез желудка. При этом, поскольку предыдущий безусловно-рефлекторный акт является стимулом для проявления последующего, говорят о цепном характере безусловных рефлексов . Практически наблюдать единичный простой безусловный рефлекс возможно только в лабораторных условиях, нанося точечное раздражение на одно единственное нервное окончание и наблюдая ответ одной рефлекторной дуги. В естественных условиях, даже в случае простого укола пальца булавкой, всегда бывает задействовано несколько чувствительных нейронов и в отдергивании руки принимает участие целый пучок двигательных нейронов, иннервирующих соответствующие мышцы. Поэтому в процессе изучения поведения животных более корректным вместо термина «безусловный рефлекс» является употребление термина «безусловно-рефлекторная реакция».

Врожденный рефлекс может проявляться до тех пор пока высшие центры еще не созрели, но «исчезает», как только высшие центры начнут оказывать тормозное действие. (например у новорожденного ребенка). Это происходит потому, что онтогенетическое развитие нервной системы происходит в направлении от заднего каудального низшего отдела мозга, где расположены центры простых врожденных рефлексов, к переднему, ростральному, высшему отделам. С момента появления организма на свет он обладает всеми свойствами целостной системы, вступающей в непрерывной взаимодействие с внешней средой. Продуктом этого взаимодействия является поведение. В процессе индивидуального развития, организмы усваивают, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим изменяют свое поведение. Целостное поведение включает два вида адаптационных реакций – генотипический, обусловленный генной программой, и фенотипический – обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды, или индивидуально приобретенный, основанный на обучении.

Существует несколько классификаций безусловных рефлексов.

1. По характеру раздражителя и биологическому смыслу реакции (пищевые, половые, оборонительные, ориентировочный рефлекс, детские и т.д.).

2. По степени сложности (простые – это реакции на простой, одиночный раздражитель и отвечает за них спинной мозг, выполняются автоматически. За усложнённые отвечает продолговатый мозг, за сложные – средний мозг, за сложнейшие (инстинкты) – подкорковые ядра и отчасти кора больших полушарий).

3. По выполняемой функции (классификация польского физиолога Ю. Конорского)

. Сохранительные рефлексы:

Рефлексы поступления веществ в организм (вдох, глотание и пр.);

Рефлексы выведения веществ из организма (выдох, моче­испускание и пр.);

Восстановительные рефлексы (сон);

Рефлексы сохранения вида (копуляция, беременность, за­бота о потомстве).

Б. Защитные рефлексы:

Рефлексы отдергивания или отступления;

Рефлексы устранения раздражителя с поверхности тела;

рефлексы уничтожения или нейтрализации вредных аген­тов (наступательные рефлексы).

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНАЯ ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы изучения условных рефлексов

Классические исследования условно-рефлекторной деятельности организма, заложившие основу учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, были проведены с использованием рефлексов слюноотделения (эффекторное звено рефлекторной дуги - слюнные железы). Методика достаточно простая и сводится к следующей схеме. Для выработки положительного (или отрицательного) пищевого условного рефлекса животному предъявляют индифферентный по отношению к безусловному рефлексу слюноотделения стимул (например, световой или звуковой раздражитель) с последующим или одновременным подкреплением его безусловным раздражителем (пища). Для сбора слюны у животного предварительно производят операцию выведения протока слюнной железы (околоушной, подъязычной или подчелюстной) на наружную поверхность кожи. Характеристики как безусловного, так и вырабатываемого на его основе условного рефлекса изучают путем анализа качественного или количественного состава выделяемой слюны.

При выработке оборонительного условного рефлекса (например, на болевое раздражение) в качестве подкрепляющего безусловного рефлекса в этой схеме используют электрическое раздражение кожи.

Впоследствии при изучении условно-рефлекторной деятельности животных и человека стали широко применять и другие методики, например двигательные условные рефлексы. В этом случае эффекторное звено рефлекторной дуги образовано мышцами, определяющими, обеспечивающими те или иные двигательные акты.

При анализе нейрофизиологического механизма образования и реализации условно-рефлекторной деятельности наряду с изучением слюноотделительных и двигательных показателей рефлекторной реакции в настоящее время широко используют методы регистрации электрофизиологических, биохимических, морфологических (цито- и гистологических) показателей функционирования нервной системы; изучают вегетативные и поведенческие компоненты сложных условно-рефлекторных актов животного и человеческого организма.

Стадии образования условного рефлекса

В формировании, укреплении условного рефлекса различают две стадии: начальную (генерализация условного возбуждения) и конечную - стадию упроченного условного рефлекса (концентрация условного возбуждения).

Начальная стадия генерализованного условного возбуждения в сущности является продолжением более общей универсальной реакции организма на любой новый для него раздражитель, представленной безусловным ориентировочным рефлексом. Ориентировочный рефлекс - это генерализованная многокомпонентная сложная реакция организма на достаточно сильный внешний раздражитель, охватывающая многие его физиологические системы, включая и вегетативные. Биологическое значение ориентировочного рефлекса заключается в мобилизации функциональных систем организма для лучшего восприятия раздражителя, т. е. ориентировочный рефлекс носит адаптивный (приспособительный) характер. Внешне ориентировочная реакция, названная И. П. Павловым рефлексом «что такое?», проявляется у животного в настораживании, прислушивании, обнюхивании, повороте глаз и головы в сторону стимула. Такая реакция - результат широкого распространения возбудительного процесса из очага начального возбуждения, вызванного действующим агентом, на окружающие центральные нервные структуры. Ориентировочный рефлекс в отличие от других безусловных рефлексов быстро угнетается, подавляется при повторных применениях стимула.

Начальная стадия образования условного рефлекса состоит в формировании временной связи не только на данный конкретный условный раздражитель, но и на все родственные ему по характеру стимулы. Нейрофизиологический механизм заключается в иррадиации возбуждения из центра проекции условного раздражителя на нервные клетки окружающих проекционных зон, близких в функциональном отношении клеткам центрального представительства условного раздражителя, на который образуется условный рефлекс. Чем дальше от начального исходного очага, вызванного основным стимулом, подкрепляемым безусловным стимулом, находится зона, охваченная иррадиацией возбуждения, тем меньше вероятность активации этой зоны. Следовательно, на начальной стадии генерализации условного возбуждения, характеризуемой обобщенной генерализованной реакцией, условно-рефлекторный ответ наблюдается на сходные, близкие по смыслу стимулы как результат распространения возбуждения из проекционной зоны основного условного стимула.

По мере укрепления условного рефлекса процессы иррадиации возбуждения сменяются процессами концентрации, ограничивающими очаг возбуждения только зоной представительства основного стимула. В результате наступает уточнение, специализация условного рефлекса. На конечной стадии упроченного условного рефлекса происходит концентрация условного возбуждения: условно-рефлекторная реакция наблюдается лишь на заданный стимул, на побочные близкие по смыслу раздражители - прекращается. На стадии концентрации условного возбуждения происходит локализация возбудительного процесса только в зоне центрального представительства условного стимула (реализуется реакция лишь на основной стимул), сопровождаемая торможением реакции на побочные стимулы. Внешним проявлением этой стадии является дифференцирование параметров действующего условного стимула - специализация условного рефлекса.

Впервые методику выработки условных рефлексов на звуковые и световые раздражители разработал и применил на собаках И. П. Павлов. Его методика была признана классической и успешно применялась во всех лабораториях и учреждениях для изучения высшей нервной деятельности. Павловская методика выработки условных рефлексов была принята в цирковой и служебной дрессировке.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Подготовка служебных собак осуществляется по определенной системе, называемой методикой дрессировки. Она включает в себя совокупность методов и приемов, применяемых в подготовке собак той или иной службы, в том числе методику выработки условных рефлексов.

Методикой выработки условных рефлексов называется система сочетаний и упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки. При дрессировке служебных собак методика выработки условных рефлексов несколько отличается от Павловской методики.

Во-первых, для выработки условных рефлексов используются готовые поведенческие реакции различной сложности.

Во-вторых, выработка условных рефлексов усложняется созданием различных условий и большим разнообразием применяемых раздражителей в целях формирования у собаки стойких динамических навыков.

В-третьих, необходимость быстроты формирования навыков и безотказности их проявления обязывает включать дополнительные факторы активизации и стимулирования, называемые подкреплениями.

Составными частями и основными положениями методики выработки условных рефлексов при дрессировке служебных собак являются:

Определение и практическое применение оптимальной системы сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке первоначального условного рефлекса;

Определение и практическое применение рациональной системы упражнений для формирования навыка;

Выбор и умелое применение различных способов подкрепления сочетаний условного раздражителя с безусловным и образовавшихся условных рефлексов;

Определение режима работы по времени и силе рабочей нагрузки в целях выработки у собаки рабочего состояния, соответствующего рабочему режиму при использовании собаки на службе.

Методика выработки условных рефлексов при дрессировке собак предусматривает обязательное выполнение условий, необходимых для образования условного рефлекса: определение системы сочетаний, упражнений, способов подкреплений, режима работы и отдыха по трем стадиям, контроль за образованием первоначального условного рефлекса и правильным формированием навыка. При выработке условных рефлексов учитываются взаимосвязи условных рефлексов в сложных навыках и особенности их формирования под влиянием раздражителей из окружающей среды.

Система сочетаний. Сочетанием в дрессировке называется применение условного и безусловного раздражителей в целях выработки условного рефлекса. Например, команда. «Рядом» сочетается с рывком поводка, принуждающим собаку принять правильное положение около дрессировщика, или команда «Ко мне» с показом ей лакомства, а команда «Фасс»- с хваткой собаки за рукав в момент нанесения ей удара. Способы безусловного воздействия на собаку могут быть различными. Их назначение - обеспечить выполнение собакой нужного действия (реакции).

Таким образом, путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки на безусловный раздражитель образуется условный рефлекс. Одноразовые сочетания не вызывают образования условных рефлексов, тем более навыков, необходимых в применении собаки на службе. Условный рефлекс средней сложности образуется через 30–40 сочетаний. Однако беспрерывное повторение большого количества сочетаний не ускоряет, а тормозит образование первоначального условного рефлекса. Возникает необходимость определения оптимального количества сочетаний для выработки каждого вида условного рефлекса с учетом активности и заинтересованной работы собаки. Системой сочетаний в определенном режиме достигается выработка первоначального условного рефлекса, который упрочняется до навыка с помощью многократного повторения комплексных упражнений.

Система упражнений. Упражнением в дрессировке называется выполнение группы сочетаний в целях выработки, упрочения первоначального условного рефлекса и формирования из него навыка. Количество сочетаний в упражнении устанавливается опытным путем для каждого навыка в отдельности. После каждого упражнения собаке дается небольшой отдых по команде «Гуляй». Исходными данными для последующих упражнений считается такое количество сочетаний в одном упражнении, при которых собака не теряет активности и сохраняет заинтересованность в продолжении работы.

В зависимости от вида вырабатываемого навыка и способов применения раздражителей в одном упражнении может быть от 1 до 10 сочетаний. Например, в упражнениях при выработке у собаки навыка хождения рядом с дрессировщиком применяется 7 и более сочетаний. При отработке приемов приучения собаки стоять, ложиться, садиться и других - не более 3–5 сочетаний в одном упражнении. Для развития злобы у собаки или приучения ее к задержанию убегающего помощника по команде «Фасс» достаточно одного сочетания. Такое же методическое правило соблюдается в упражнениях при выборке вещей, человека, следа.

Продолжительность каждого упражнения определяется не только количеством сочетаний, но и сложностью вырабатываемого навыка. Упражнение может состоять из одной группы одинаковых или разнородных сочетаний. В первом случае упражнение называется простым, во втором - сложным или комплексным. Первоначальные условные рефлексы вырабатываются и закрепляются, как правило, системой простых упражнений. По мере формирования навыков в дрессировке применяют системы комплексных упражнений, включая комбинации посадки, укладки, стояния, переползания, подзыва к дрессировщику и предоставления свободного состояния в различных вариациях.

Система упражнений предусматривает продолжительность интервалов во времени между сочетаниями и упражнениями. В начале выработки условного рефлекса сочетания рекомендуется повторять через 3–5 минут, чтобы они не повлияли друг на друга. Количество сочетаний в одном упражнении не более 2–3. С первыми признаками начала образования условного рефлекса количество сочетаний в упражнении постепенно увеличивается, а интервалы во времени между ними уменьшаются. Между упражнениями определяются интервалы для отдыха собаки по 5–10 минут. В связи с этим для работы с собакой определяется режим по времени и силе рабочей нагрузки.

Подкреплением называется , с одной стороны, применение безусловного раздражителя после сигнального раздражителя (команды) с целью заставить, принудить собаку выполнить нужное действие, с другой - поощрение за правильное ответное действие на раздражители. В практике чаще пользуются понятием подкрепление в смысле поощрения, стимулирования условно-рефлекторной деятельности собаки.

Различают следующие виды стимулирующего подкрепления: безусловное - пищевое (лакомство), механическое (поглаживание) и условное - слово «Хорошо» в ласковой одобрительной интонации. Например, сочетание команды «Рядом» с рывком поводка подкрепляется дачей лакомства и поглаживанием. Такие же подкрепления делаются при выработке многих условных рефлексов.

Подкрепление сочетаний значительно ускоряет процесс образования первоначального условного рефлекса. Но более важное значение имеет подкрепление при формировании навыка, когда только что образовавшийся условный рефлекс легко тормозится и быстро угасает. Подкрепление ведет к вовлечению дополнительных мозговых механизмов, которые оказывают стабилизирующее влияние на процесс формирования условного рефлекса в навык, тем самым, ускоряя процесс дрессировки. В практике дрессировки собак применяют различные виды подкреплений, действие которых должно возбуждать нервную систему, вызывать приятные ощущения и соответствующие эмоции. Эмоциональное напряжение снимает пассивность собаки, вызванную механическими воздействиями, и способствует ускорению замыкания условно-рефлекторных связей в коре головного мозга.

В дрессировке собак может применяться полное (100%-ное) и частичное (75%-, 50%-, 33%- и 25%-ное) подкрепление. Замечено, что при 100%-ном подкреплении сочетаний первоначальные условные рефлексы образуются в 2–3 раза быстрее и отличаются устойчивостью к торможению, но легко угасают при последующей отмене подкреплений.

Дальнейшее упрочение условного рефлекса до навыка осуществляется различными вариантами подкреплений в зависимости от стадии образования условного рефлекса (навыка) Систему подкреплений определяет руководитель занятий в зависимости от вида навыка и индивидуальности собаки.

Режим работы с собакой. Рабочий режим в дрессировке необходим для того, чтобы приучить собаку продолжительное время находиться в рабочем состоянии. Это достигается постепенным увеличением количества разнообразных упражнений, увеличением рабочей нагрузки и длительности каждого упражнения при постепенном сокращении времени для отдыха.

В начале дрессировки продолжительность рабочего состояния не должна превышать 10–15 минут, а в дальнейшем она постепенно увеличивается. Параллельно с увеличением времени нахождения собаки в рабочем состоянии возрастает рабочая нагрузка. Она включает постепенное увеличение физической нагрузки на собаку, введение условий, затрудняющих ее работу, а также использование различной обстановки.

Рабочая нагрузка в конце курса дрессировки собаки должна доводиться до рабочего режима, применяемого на службе, распределение рабочего режима по периодам определяется методикой дрессировки служебных собак.

Образование условных рефлексов (навыков) контролируется как самим дрессировщиком, так и руководителем занятий. Дрессировщик, зная особенности поведения своей собаки, проверяет правильность выбора и применения раздражителей при ее дрессировке. Чтобы сохранить у собаки заинтересованность в работе и обеспечить быстрое образование условных рефлексов и формирование навыков, он следит за активностью собаки при отработке упражнений и в случае необходимости меняет режим работы, способы применения раздражителей. Системой проверок дрессировщик выявляет оптимальное количество сочетаний в одном упражнении по каждому навыку и делает выводы для определения режима дальнейшей работы с собакой.

Руководитель занятий внимательно следит за правильным выполнением техники дрессировки, скоростью образования первоначальных условных рефлексов и формированием навыков. Анализируя действия дрессировщика и поведение собаки, руководитель выявляет допускаемые им ошибки и образующиеся у собаки нежелательные связи, делает выводы о типе высшей нервной деятельности и дает заключение о ее пригодности к дальнейшей дрессировке. Наиболее трудно вырабатываются первые условные рефлексы. С началом образования первых навыков у собаки другие условные рефлексы образовываются легче и быстрее. К тому же у дрессировщика появляется опыт дрессировки и умение управлять поведением собаки.

Путем повседневного наблюдения и системой контрольных проверок руководитель занятий отмечает начало и завершение формирования каждого навыка по стадиям у дрессируемых собак.

НАВЫКИ И ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Навыком называется условный рефлекс, доведенный до автоматического и безотказного выполнения собакой. При дрессировке навык формируется постепенно с закономерной последовательностью по трем стадиям.

Первая стадия - выработка первоначального условного рефлекса на сигналы дрессировщика. Достигается системой выполнения одиночных сочетаний условных и безусловных раздражителей, подкрепляемых различными способами. Продолжительность первой стадии 3–10 дней. Она включает от 3 до 7 занятий, где ежедневно отрабатывается не более 5–20 сочетаний в зависимости от сложности выполняемых собакой действий и скорости образования первоначального условного рефлекса.

На первых занятиях сочетания повторяются примерно через 3–5 минут. Каждое сочетание подкрепляется дачей лакомства или поглаживанием, похлопыванием собаки. Лакомством обязательно подкрепляются те сочетания, в которых ответное действие собаки было вызвано путем пищевого побуждения. Если лакомство отвлекает и мешает образованию первоначального условного рефлекса, то такие сочетания рекомендуется подкреплять поглаживанием, похлопыванием, а лакомство давать периодически. После каждого сочетания и подкрепления его поощрением собака растормаживается предоставлением ей свободного состояния.

На последующих занятиях промежутки между сочетаниями уменьшаются до 1–2 минут, а при наличии признаков начала образования условного рефлекса вводится система упражнений. Подкрепление сочетаний осуществляется различными способами: или дачей лакомства, или поглаживанием, похлопыванием с последующей дачей лакомства. Поощрительное слово «Хорошо» в начальном периоде подготовки собак не будет иметь своего поощрительного воздействия, потому что условное поощрение вырабатывается постепенно в ходе дрессировки.

Контрольные проверки процесса образования условного рефлекса проводятся через 10, 20, 30 и 40 сочетаний. Показателем образования первоначального условного рефлекса у собаки является проявление его без применения безусловного воздействия. Когда условный рефлекс образовался, то он проявляется активно на сигнал дрессировщика при отсутствии отвлекающих раздражителей. Если собака сопротивляется или у нее проявляется противоположная реакция на действия дрессировщика, необходимо подобрать другой безусловный раздражитель или изменить способы его применения. Неправильно выполненные собакой действия не подкрепляются поощрением.

Вторая стадия - усложнение первоначального условного рефлекса до навыка. Это достигается применением сочетательной и условно-рефлекторной системы упражнений. В зависимости от сложности навыка продолжительность второй стадии может быть от 1 до 2 месяцев. Выработка навыка средней сложности включает 3–5 занятий в неделю по 2–5 упражнений на каждом занятии. Расчеты делаются с учетом последовательного введения и параллельной выработки на занятии по дрессировке собаки нескольких условных рефлексов и различных навыков. Простые навыки вырабатываются системой несложных упражнений или включаются в комплексную выработку сложного навыка.

Первоначальный условный рефлекс помимо упрочения его повторением упражнений, усложняется постепенным наращиванием новых условно-рефлекторных связей и отработкой согласованного взаимодействия двигательных актов с различными видами торможения и растормаживания. Для формирования целостного навыка постепенно вводится выдержка и другие тормозные рефлексы. Сложные навыки формируются из отдельно выработанных простых навыков путем объединения их в один сложный. Например, навык подноски предметов сначала формируется из нескольких простых навыков, а потом комплексируется с обыском местности или работой по следу. Для формирования и стабилизации навыка применяется в основном условно-рефлекторная система упражнений, т. е. условный рефлекс закрепляется путем нескольких его повторений в одном упражнении.

Первоначальные сочетания применяют в случаях ослабления или угасания образовавшегося условного рефлекса, при действии на собаку новых условий и отвлекающих раздражителей, при выработке выдержки или других тормозных рефлексов.

Подкрепление, как одиночных сочетаний, так и всех условно-рефлекторных проявлений на сигналы дрессировщика осуществляется в комплексе с поощрительным словом «Хорошо», поглаживанием, похлопыванием и дачей лакомства. С началом образования навыка допускаются частичные подкрепления условными и безусловными поощрениями. Варианты безусловных подкреплений могут быть различные: 75-, 50-, 33-, 25%-ной вероятности. Поощрительное слово «Хорошо» и другие подкрепления применяются во всех случаях правильных ответных действий собаки.

Слабо проявляющийся одиночный условный рефлекс в сложном навыке вырабатывается вначале отдельным упражнением, а потом закрепляется системой условно-рефлекторных упражнений и только после этого вводится в комплекс упражнений по формированию сложного навыка. Продолжительность нахождения собаки в рабочем состоянии достигается в системе отработки комплексных упражнений путем постепенного увеличения времени непрерывной работы с собакой до 20, 30, 40, 50 минут. Отдых между упражнениями 10–15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до 4 часов.

Условия окружающей среды меняются в пределах равнозначности, чтобы не тормозить образование навыка и не выработать стереотип навыка на однообразные условия обстановки. В конце стадии собаку приучают к управлению командой и жестом на расстоянии до 12–15 метров от дрессировщика. Одновременно в каждом навыке вырабатывается условный рефлекс на интонацию и силу голоса, вводятся сильные звуковые раздражители.

Контрольные проверки процесса образования навыка проводятся через каждые 10 упражнений и в конце второй стадии Показатель начала образования у собаки навыка - проявление условного рефлекса на команду или жест дрессировщика при наличии одиночных отвлекающих раздражителей, действующих из окружающей среды. Навык считается сформированным, если собака активно и четко выполняет все его элементы при действии комплекса отвлекающих раздражителей из окружающей среды.

Третья стадия - совершенствование навыка до безотказного выполнения в сложных условиях. Оно проводится последовательным введением в систему упражнений различных усложнений, определяемых содержанием приема дрессировки. В зависимости от сложности навыка и важности его в системе подготовки служебных собак продолжительность третьей стадии может быть от 1,5 до 2 месяцев. В этот период вырабатывается много навыков, предусмотренных курсом дрессировки. Поэтому совершенствование любого навыка необходимо проводить с учетом его взаимосвязи с другими навыками и конечной целью служебного назначения собаки. Во всех случаях навык должен активно проявляться в самых сложных условиях. Занятия планируются и проводятся в различное время суток, при различной погоде, на самой разнообразной местности, в обстановке, приближенной к реальным условиям предстоящей службы.

Безотказность навыка достигается системой комплексных упражнений различных вариантов сложности. Основой выработки сложного навыка является условно-рефлекторная система упражнений. В необходимых случаях применяются одиночные сочетания: при действии на собаку сильных отвлекающих раздражителей, при выработке сильного условного рефлекса на сильный раздражитель, при выработке условных рефлексов на различные интонации голоса дрессировщика, для обеспечения проявления навыка при различных физиологических состояниях собаки (голод, жажда, утомление, вялость) и во всех случаях ослабления признаков проявления навыка.

Поощрительные подкрепления осуществляются различными способами, но главным образом словом «Хорошо» с одобрительной интонацией, а также периодической дачей лакомства или поглаживанием собаки. Угрожающая интонация подаваемой команды подкрепляется соответствующими сильными безусловными воздействиями на собаку.

Режим работы по совершенствованию навыка устанавливается исходя из требований предстоящей рабочей нагрузки на службе. Продолжительность занятий планируется до 5–6 часов. Нахождение собаки в рабочем состоянии постепенно увеличивается от 1 до 3 часов. Перерывы для отдыха собаки предоставляются через 40–50 минут работы. Выдержка в навыке должна быть разнообразной от 3 до 30 минут. Ежедневно отрабатывается управление собакой без поводка на различных расстояниях от дрессировщика.

Контрольные проверки делаются через каждые 10 дней занятий и в конце третьей стадии. Выработка навыка считается завершенной, если он активно проявляется в сложной обстановке по первой команде или жесту, подаваемым дрессировщиком на расстоянии до 30 метров от собаки.