Конспект открытого занятия тема: «Динамические оттенки, фразировка. Динамические оттенки в музыке; Andantino Инструмент в названии которого звучат динамические оттенки

Динамические оттенки

Как исполнить музыкальное сочинение так, чтобы чувствовалась единая линия всей музыки?

В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения. Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость

Полное название

Сокращение

Перевод

Fortissimo

очень громко

forte

громко

mezzo forte

средняя громкость

mezzo piano

средне-тихо

piano

тихо

pianissimo

очень тихо

Изменения громкости

Название

Перевод

crescendo

усиливая

poco a poco crescendo

мало-помалу усиливая

diminuendo

стихая

poco a poco diminuendo

мало-помалу стихая

smorzando

замирая

morendo

замирая

Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.


Тема: Динамические оттенки. Цели и задачи урока: развивать музыкальный слух, развивать у учащихся умение различать разные по силе звука, учить и дать понятие о силе звука, воспитывать любовь к музыке. Оборудование: баян, игрушка, синтезатор, компьютер, экран. Ход урока. 1. Организационный момент. Рада вас, ребята, видеть. И приветствовать сейчас. Дети: И мы рады, очень рады! Здравствуйте, учитель наш! Садитесь. Ребята посмотрите, пожалуйста, на экран. Какую тему приготовила нам Синеглазка? Правильно Синеглазка нам приготовила тему: «Динамические оттенки». Сегодня, я хочу вас познакомить с самым главным понятием в музыке Динамика или Динамические оттенки. 2. Изучение новой темы. Тихий и громкий звук конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками. Динамика в переводе с греческогоозначает сила, силовой. Благодаря оттенкам, наша речь становиться более красочной, богатой. Мы же с вами никогда не говорим только громко и тихо. Одно и то же слово можно сказать очень громко, умеренно громко, чуть тише, тихо или шепотом, еле слышно. Сила голоса будет зависеть от того, какое значение имеет для нас сказанное, что и кому мы хотели сообщить. Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. И так работайте, пожалуйста, вместе со мной. Громкое звучание называется форте. Обозначается знаком f. Тихое - пиано. Обозначается знаком Р.Умеренно громко - mf (меццо- форте).Очень громко ff (фортиссимо). Внезапно громко sf (сфорцандо). Чуть тише - меццо- пиано mp. Очень тихо - pp - пианиссимо. Вот основные динамические оттенки. Кстати, от слияния двух слов форте и пиано - произошло название известного всем клавишного инструмента фортепиано. 3.Повторение. А) Повторить выученные песни. (2-3) Б) Выбрать песню и исполнить. Куплеты- умеренно громко, припев - громко. В) Мини- диктант (целая, восьмая, половинная, 16, четвертная). 4. Игра «Найди игрушку?» Цель игры: найти спрятанную игрушку под музыку. Если ученик правильно угадывает музыка - усиливается, если не правильно - затихает. 5. Закрепление. «Сказка про кота». Хотите, расскажу я вам сказку про кота? Тогда слушайте, каким он был и что с ним приключилось. Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо он всегда ходил. Громко, настойчиво кушать просил, Да чуть тише на печке храпел Вот вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. громко крича, он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: - ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут умеренно громко воскликнул кот: «Брысь!» И врассыпную они понеслись. (а на самом деле в то время, когда наш кот Василий спал, происходил вот что.) Мыши тихо вышли из норки Громко хрустя, съели хлебные корки. Потом чуть потише смеялись над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, очень громко чихнул, К стене повернулся и снова заснул А мыши лентяю на спину забрались, До вечера громко над ним потешались. Вот и вся сказка. А теперь вопрос ребята, каким был кот Василий? Правильно. Был лентяем и лодырем. А что он больше всего любил. Он любил только спать и кушать. Молодцы. Среди вас, надеюсь, нет таких ребят. Мы должны быть трудолюбивыми, послушными и конечно, хорошо учиться. Сейчас вам вот такое задание. Вы должны внимательно прочитать и заменить слова на обозначение. Например вместо слова очень тихо - пианиссимо или поставить знак.(работа в тетрадях). 6. Итог. Домашнее задание. А теперь внимание домашнее задание. К следующему уроку сделайте, пожалуйста, карточки с обозначением динамических оттенков. Очень хорошо работали (Ф.И.) им я ставлю 5. Очень приятно было сегодня с вами поработать. Спасибо вам за урок. Урок окончен, до свидания! Звучит музыка! Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ак-Довурак. Ф. Ондар И. Аянмаа О. Даш-Могеевна. Учитель музыки II категории Стаж: 15 лет

» , динамика несет ощущения и эмоции, управляет восприятием и создает объекты и пространства.

Для того, чтобы музыканты и дирижеры понимали замысел композитора, нужно каким-то образом отмечать динамический план в нотах. Для этого существуют специальные обозначения.

В старинной музыке их, как правило, очень мало. Причина этого заключается в том, что композитор сам являлся дирижером и музыкантом. Самих обозначений так же было немного: forte и piano . Напоминает название музыкального инструмента. Фортепиано потому и получило в свое время такое название из-за того, что позволяло исполнять музыку как громко – forte , так и тихо – piano . Собственно говоря, изначально это итальянские слова и правильнее их переводить как «сильно», «крепко» и «равнина», «плоскость», но они потеряли первоначальный смысл став не только музыкальными терминами, но и просто международными словами, которые есть в большинстве европейских языков.

Только позднее появились дополнительные оттенки:

ff Фортиссимо – очень громко
f Форте – громко
mf Меццо форте – не очень громко
mp Меццо пиано – не очень тихо
p Пиано – тихо
pp Пианиссимо – очень тихо

В эпоху романтизма, и этого композиторам стало мало. Обозначения расширились еще больше (от ppppp до fffff) Предпринимались попытки измерить физические значения динамических оттенков. Разумеется, это удалось сделать только приблизительно. Например, Н.А. Гарбузов изучая зонную природа динамического слуха пришел к выводу, что ширина зоны каждого динамического оттенка составляет приблизительно 10 дБ. Учитывая, что в современной звукозаписи динамический диапазон даже академических жанров музыки не превышает 40 дБ, очевидна явная чрезмерность этого значения.

Знаки динамических оттенков показывают некоторую зону громкости, но не плавные нарастания и спады динамики. Для того, чтобы обозначить плавные изменения, следует пользоваться «вилками» и словами crescendo («крещендо» – усиление громкости) и diminuendo («диминуэндо» – уменьшение громкости). Реже для уменьшения громкости обозначается словом decrescendo («декрещендо»).

Еще не так давно знаки вилок и слова были совершенно равнозначны:

Dim. или decresc.

В настоящее время, вилки используются для коротких нарастаний и спадов динамики (не более такта), а слова, для более продолжительных. Кроме того, для очень продолжительных изменений динамики используется дополнительная фраза «poco a poco» («поко а поко» – по немногу), которая для большей наглядности может быть растянута на несколько тактов:

обозначение продолжительного нарастания громкости

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

отдел художественной направленности

Конспект открытого занятия

тема: « »

Составила: Елхова

Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

объединение «Стань звездой»

2017г.

Открытый урок по теме: « Динамические оттенки, фразировка »

Объединение: «Стань звездой»

Педагог: Елхова Ольга Александровна

Дата проведения: , 201г.

Тема урока: Динамические оттенки, фразировка .

Цель урока: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой .

Задачи урока:

Обучающие: - развить динамический слух; - научить исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

Развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся.

Развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки в песнях.

Развитие стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- развить эмоциональность, образность мышления и концентрацию внимания ;

Воспитательные :

Воспитать музыкальный вкус.

Воспитание сознательного подхода к обучению;

Формирование музыкальной культуры;

- Воспитать эстетический вкус и любовь к эстрадному вокалу.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Подготовка рабочего места

Приветствие

Разминка

Техника безопасности

Объявление темы, цели и задач урока.

2. Дыхательные упражнения, укрепление певческого дыхания. Артикуляция.

Упражнения для наработки навыков дыхания:

1.Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко вдохнуть, при этом не поднимать плечи. Диафрагма опущена. Отпустить живот, делая выдох. Вдох сделать легкий через чуть приоткрытый рот, при этом воздух автоматически проходит и через нос. Повторить четыре раза.

2.Исходное положение то же. Сделать короткий вдох. Задержать дыхание. Отпустить живот, делая выдох. При освоении навыка удлинять задержку дыхания, считая до десяти. Повторять четыре раза.

Специальные упражнения, подводящие к фонационному дыханию:

1.Короткий вдох, наполняющий все легкие. Активный выдох, сильными
рывками с произношением слога пфу. Повторить четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого пфу сделать небольшую паузу.

2.Вдохнуть быстро, наполняя все легкие. Выдох через рот узкой струей.
Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подавая воздух животом. Повторить четыре-восемь раз. Упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.

З.Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из
узкого горлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ. В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу вверх. Выдох рывками, произнося фу-фу-фу, каждый раз, резко подавая воздух животом.

4. Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизу вверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. На счет пять задержать дыхание. На счет семь медленно выдыхать через букву «с».
Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работы
вдыхательных и выдыхательных мышц способствует ощущению их
антагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождению
чувства опоры. Повторить четыре раза.

5.Упражнение то же самое, только счет увеличивается (три, семь, десять).

Упражнения на артикуляцию:

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Вокальные упражнения:

1.Поем с закрытым ртом, при этом опускаем нижнюю челюсть, смыкаем губы и делаем их «поющими», зубы разомкнуты, нижняя челюсть глубокая, губы в состоянии щекотливости, распевание начинать на примарных звуках согласно диапазону каждого голоса. Используем движение звуков вверх по полтона, потом вниз, или же на одном звуке. А затем пение с постепенным открытием рта сначала на слогах «ми» и «мэ», потом пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му». При этом следить за тем, чтобы учащийся на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Упражнение разогревает голосовые связки, сглаживает вокальную позицию, налаживает «кантиленную» работу диафрагмы.

2.Распевка на итальянском слове «vieni» с распевами поступенным движением вниз в пределах квинты.

Очень полезно для приближения вокальной позиции и сглаживания регистров, звонкого звучания на переходных нотах, особенно при тех случаях, когда ребёнок специально «глубит» позицию, копируя взрослых певцов и думая, что так его голос звучит красиво.

3. Распевка в пределах квинты на слогах «ми-я-ми-я-ми». При этом следить, чтобы ребёнок не «выпячивал» слог «я» и хорошо открывал рот на слоге «ми». Также полезна распевка на слогах «мэ-ма-мэ-ма-мэ» ,которая способствует хорошего открыванию рта,освобождению нижней челюсти при пении и выглаживанию вокальной позиции, высветлению звука на всех регистрах.

4. Распевка в пределах кварты на слогах «ба-бэ-би-бо».

На этой распевке уже нужно брать и хорошо распеть верхние ноты в диапазоне ребёнка, объясняя ему, как лучше и удобнее их взять: брать их, направляя как будто бы в голову, хорошо открыв рот и освободив нижнюю челюсть, немного «удивиться», чтобы звук пошёл в вокальную маску, при этом следить за четкой артикуляцией.

5. Распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги « ли» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.

Хорошо налаживает правильную работу диафрагмы и накачивает её, как мышцу (при этом диафрагма работает в режиме, похожем на её работу во время смеха или кашля, поэтому хорошо активизируется), а также быстрое попадание потока воздуха в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. При этой распевке нужно следить, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался, выталкивая звук, только животик.

3. Формирование и развитие правильного восприятия динамических оттенков и фразировки. Основная часть.

Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые называются, как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по - разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении. Фраза - от греческого слова prasis - выражение, способ выражения. Понятие - фраза - есть и в речи и в музыке. В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика - это сила звучания музыки. Динамика - от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука. То есть, у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика, что-то произносим громче, а что-то тише.

5.Закрепление материала:

Динамические оттенки и фразировка на примере разучиваемых песен «Фантазерка», «Мама».

6. Подведение итогов, выводы.

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо » (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике: