Названия программ до по риторике для малышей. Рабочая программа по риторике общения. Упражнение «Найди пропавший предмет»

Значение риторики в развитии ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предполагаемого курса являются:

Развитие уникального человеческого дара – дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

Развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение;

Основные задачи курса обучения риторике детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить с нормами русского литературного языка;

Формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.

2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения, помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми, сверстниками;

Приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), (развитие связной речи);

Способствовать положительной социальной адаптации ребенка к окружающему миру, развивать чувство эмпатии к уверенности в себе, преодолевать застенчивость, робость, страх;

Способствовать выходу психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности через коррекционную работу,

3. Формировать основы будущей рефлексии;

Способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляций, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;

Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание,

4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на другого человека.

5. Преодоление барьеров общения, снятие психологического напряжения.

Риторика речи детей дошкольного возраста

(в схемах)

Считаем необходимым представить в качестве дополнитель­ного материала «Риторику речи детей» в схемах: «Речевая этика», «Тех­ника речи», «Речевые опыты».

Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета.

Техника речи - работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой.

Речевые опыты - работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и прак­тического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий, например, в работе по картам Проппа, фанта­зиям Дж. Родари и иному.

Риторика в детском саду: "Речевая этика", «Техника речи», « Речевые опыты»

МДОУ ЦРР-д/с №29 г.Ковдор

Воспитатель Точёных Татьяна Валериевна

Занятие по риторике в старшей группе

Конспект занятия по риторике

в старшей группе «На планете Улыбок»

Цель: Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак расположения говорящих друг к другу.

Учить детей соблюдать речевой этикет в разных ситуациях общения, использовать невербальные средства общения.

Закрепить знания детей о некоторых видах общения (контактным, дистантным).

Воспитывать культуру слушания друг друга; воспитание доброты, внимания, взаимопомощи, чуткости.

Материал: Кукла – Риторик, письмо, аудиозапись с голосом «правителя планеты», мяч Хуп-хоп (инопланетянин), силуэт весёлой улыбки, слова, расположенные на стене: спасибо, благодарю, простите, пожалуйста; буквы: У,Л,Ы,Б,К,А; аудиозапись «Улыбка», фонарик.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание на необычный конверт, в котором лежит письмо (его принёс мальчик Риторик).

Письмо: Все жители моей планеты перестали улыбаться, они нуждаются в помощи. И только дети могут спасти нашу планету.

Правитель планеты Улыбок.

/ Письмо читают дети /.

Воспитатель: Ребята, нас просят помочь. Согласны ли вы прийти на помощь жителям планеты Улыбок.

Риторик, а ты согласен отправиться с нами?

Риторик: Согласен.

Воспитатель: Но для того, чтобы отправиться в путешествие, надо решить на чём мы полетим к планете.

/ Предложения детей /.

Хорошо, мы полетим на ракете. Давайте же, поскорее, не теряя времени, приступим к строительству (дети стоят из модульных блоков).

Вот так ракета. Ну что ж, ракета стоит, но есть условие: это ваше хорошее настроение. Если настроение неважное, лучше остаться (ответы детей).

Проверка на готовность к полёту: воспитатель предлагает детям надеть воображаемые скафандры, космическую обувь, перчатки, закрыть глаза.

Воспитатель проверяет хорошо ли надеты скафандры, дотрагивается до головы, рук ребёнка, поглаживает детей, комментируя свои действия: «Как плотно сидит костюм, какие тёплые и толстые рукавицы, как статно ты выглядишь в этой форме».

Затем детям предлагается занять места в ракете (встать вокруг ракеты и взяться за руки).

На планете.

1. Знакомство (по цепочке): дети пропевают или произносят свои имена.

2. Приветствие – Ребята, а как мы приветствуем друг друга? (Словами, жестами).

Правитель: На планете Улыбок жители здоровались друг с другом с улыбкой за мизинец (дети здороваются), локотками (…),подмигивая друг другу. /Дети свободно двигаются по группе, здороваясь друг с другом, выражая свои чувства/.

Появляется один из жителей планеты (большой мяч хоп-хоп, необычно разрисованный), очень унылый, грустный.

Я житель планеты Улыбок. Помогите нам, земляне, мы разучились улыбаться, наверное, к нам на планету попал вирус грусти и уныния (слышится грохот).

Опять начался камнепад грубых слов. Никакой надежды на спасение нашей планеты.

Воспитатель: Подождите, не унывайте (обращается к детям):

Что нужно сделать, чтобы не стало грубых слов?

Дети: Надо чаще вспоминать вежливые слова.

Воспитатель: Ребята, у нас же остался волшебный фонарик, который подарил нам Дедушка Мороз. Фонарик поможет нам спасти планету. Его волшебные лучики помогут нам вспомнить волшебные слова.

/Гаснет свет/

    Вам помогли раздеться, повесить одежду. Что вы должны сказать?

/Слова-ответы освещаются фонариком/.

    Вы шли по коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что нужно сказать?

    Человек сделал доброе дело и его очень хочется отблагодарить. Какое слово вы скажете?

    Чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово….

/ Включается свет/

Житель планеты: Ребята, мы забыли, что обозначают слова «здравствуйте», « до свидания». (Ответы детей).

А ещё я вспомнил, было у нас такое слово «Улыбка», но мы забыли как оно пишется.

Воспитатель: Давайте, ребята, с помощью этих букв выложим это слово.

/ Дети выкладывают слово: УЛЫБКА/

Житель: Ребята, помогите мне вспомнить как надо улыбаться.

Воспитатель: Чтобы научить улыбаться, передавайте жителя друг другу и говорите вежливые слова с улыбкой.

/Унылая улыбка у жителя планеты исчезает и он улыбается/.

Воспитатель: Ребята, а теперь может мы покажем те предметы, с помощью которых человек может говорить с кем-нибудь на расстоянии.

Д/и «Найди предмет».

Воспитатель: Жалко нам с вами расставаться. Давайте подарим планете Улыбок песню В.Шаинского «От улыбки».

Песня.

Житель планеты и правитель благодарят ребят за помощь и под песню ребята возвращаются домой.

Воспитатель: Ребята, с чего же начинается хорошее настроение? Чем чаще мы видим добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас остаётся людей злых, жадных, ленивых. Надеюсь, нашу планету не постигнет беда, как планету Улыбок. Всё зависит от нас с вами, обычных людей.

Как часто мы говорим кратко и по делу, слушаем и действительно вдумываемся в то, что говорит собеседник? Получается это редко и не у всех. Научиться хотя бы основам красивого говорения можно, но с небольшой вероятностью, поскольку мозг взрослого человека хуже усваивает новую информацию.

Так, не лучше ли учиться красивой речи с самых малых лет? Ведь именно детская риторика закладывает фундамент к успешным переговорам в будущем. Для этого создано множество учебников, рабочих тетрадей и подготовительных курсов. Заниматься с ребёнком можно самостоятельно или отводить на занятия в группе.

Материалы по риторике для дошкольников

  • О.С. Сорокко «Риторика для маленьких». Учебник предназначен для детей 5–7 лет. Более маленьким он тоже подойдёт. Задания, представленные Сорокко, малыш сможет выполнять самостоятельно. Они помогут овладеть основами общения со сверстниками и взрослыми и познакомят с культурой речи.
  • О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников». Это пособие уже посерьёзнее, чем у Сорокко, и подойдёт воспитателям детских подготовительных групп. Представленный материал поможет старшим дошкольникам приобщиться к основам риторики и расскажет, каковы свойства и признаки красноречия.

Родители могут по этим учебникам составить программу занятий самостоятельно, но лучше отдать ребёнка на подготовительные курсы по развитию устной речи. Ведь работа в группе для малышей очень важна.

Материалы для уроков по теме: «Риторика для детей»

У Ладыженской выпущена серия учебников для детей с 1-го по 8-ой класс. Они понравятся не только родителям и учителям, но и детям, потому что помимо текста там присутствует много рисунков. Данная программа соответствует ФГОСу.

  • Т.А. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебные пособия для 1–4 класса идут одной серией на несколько лет обучения для начальной школы. По словам автора, учебники научат ребёнка слушать собеседника, письменной и устной речи, успешному общению, основам написания красивых текстов. К каждому пособию предусмотрена рабочая тетрадь.
  • Т.А. Ладыженская «Школьная риторика. 5–8 класс». По этой программе ребёнок узнает о признаках ярких текстов, правильного говорения, познакомится с психологией общения. Есть множество заданий с использованием аудио - и видео-материалов. В учебниках для детей постарше подробно говорится о составлении аргументированного текста и делового письма. Рабочие тетради имеются к каждому пособию.

Для удобства учителей к курсу Ладыженской прилагаются методические рекомендации по ведению урока. В них вы найдёте пояснительную записку о целях пособия, особенности организации урока, информацию о литературе и материалах для занятий.

  • Презентация к уроку риторики в 3 классе по теме «Слушаем и вдумываемся», которая ответит, почему так важно умение слушать, что зависит от понимания звучащего текста и как показать собеседнику, что ты внимательно слушаешь. Такие презентации служат учителям опорой и интересны маленьким детям.
  • Детская риторика важна, но и для читателей постарше есть учебник А.К. Михальской – «Основы риторики. 10–11 класс». С его помощью старшеклассники научатся правильно составлять конспекты, мастерству публичного выступления, искусству красноречия, ведения беседы и спора. Также учебник Михальской научит кратко и чётко излагать мысли и расскажет о свойствах и основах риторики в русской речи, как влиять на группы людей и как подготовиться к презентации себя.

Михальская поможет познакомиться с основами риторики и взрослым людям.

Обучение по перечисленным программам будет интересно ученикам. Задания в учебниках и рабочих тетрадях, сложность которых постепенно увеличивается, разовьют у них красноречие, умение писать, слушать и читать. А пояснительные записки и конспекты из методических материалов помогут вам лучше составить план урока.

«РИТОРИКА»

«Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»


Воронова

Елена Сергеевна

Педагог

дополнительного

образования

Уровень развития коммуникативных способностей – важный показатель готовности ребенка к школьному обучению. Благодаря им у ребенка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста складываются особые формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие задачам и условиям нового вида деятельности – учебной. Предпосылки этого процесса закладываются в дошкольном возрасте, если педагоги продумывают и четко выстраивают образовательную ситуации, в которых дети обучаются навыкам учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Именно в возрасте 6-7 лет, как в наиболее благоприятном, необходимо стимулировать проявление собственной речевой активности и правильному изложению своей точки зрения, развивать умение слушать собеседника и уважительно относится к его мнению, учить бережному отношению к слову, с которым обращаешься к собеседнику и учитывать его эмоционально-личностные особенности.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, совместной и театральной деятельности. Но как оказывается на практике умение устанавливать взаимоотношения как со сверстниками и со взрослыми остается одной из главных проблем некоторых дошкольников. Следовательно, коммуникативная готовность к школьному обучению развита недостаточно.

А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.

Поэтому, в курсе «Риторики», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.

Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что:

  • Речь детей становится более четкой и выразительной;
  • Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;
  • Формируется речевое внимание;
  • Формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  • Нормализуется речевое дыхание;
  • Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;
  • Формируется умение видеть конечную цель высказывания;
  • Воспитывается культура общения (речевой этикет);
  • Повышается речевая активность детей.

Основные направления курса «Риторика»:

1. Речевое (техническое) направление:

  • Дикция;
  • Темп, ритм речи;
  • Голос;
  • Выразительность, эмоциональность высказывания;
  • Речевое внимание.

2. Развитие коммуникативных умений:

  • Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;
  • Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;
  • Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;
  • Развитие произвольности и саморегуляции;
  • Воспитание межличностных отношений у дошкольников;
  • Согласованности действий, взаимопомощи;

3. Культурно – эстетическое направление (культура общения):

  • Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;
  • Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;
  • Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.

Каждое занятие реализуется через несколько этапов:

1 этап. Активизация пассивного и активного словаря ребенка (знакомство ребенка с заранее известной темой в семье, знакомство с опытом другого человека, получение дополнительной информации по заданной теме, обсуждение проблемы в кругу семьи. К каждому занятию родители обсуждают с детьми заранее известную тему. Это позволяет ребенку на занятии быть не просто пассивным слушателем, а активно участвовать в разговоре, речевой ситуации. Готовность к занятию мотивирует ребенку к высказыванию.

2 этап. Создание благоприятной речевой среды. Организация возможности для высказывания заранее накопленного речевого материала, выстраивание ситуации, провоцирующей ребенка на речевую активность. На занятии ребенок имеет возможность высказаться, получить опыт общения и образцы речи других детей.

3 этап. Налаживание коммуникации в предложенной ситуации. Речевые и психологические задания и игры на развитие коммуникативных способностей детей. Педагог создаете игровые ситуации, дидактические игры, которые способствуют общению детей, способствует налаживанию контакта и разрешению конфликтных ситуаций.

Закрепление речевого материала. Закрепление речевого материала осуществляется как педагогом в группе, так и родителями дома. Обсуждение детьми проблемной ситуации, созданной на занятии, на новом уровне с учетом появившегося или поменявшегося мнения ребенка. Разрешения конфликтных ситуаций возникших на занятии. При необходимости консультация с психологом.

Курс «Риторика» рассчитан на сотворчество взрослого (педагога, родителя) и ребенка, для того чтобы ребенок более комфортно и уверено ощущал себя в среде как сверстников так и взрослых.

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.