Опорный вуз региональной экономики. ◑ Полный список опорных вузов России (2018 г.). Размеры стипендий зависят от её типа и статуса

Которые получат поддержку как имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Какие результаты уже принесло введение опорных вузов и чего ждать от проекта, «Газете.Ru» рассказал Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования .

— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов —

фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали в столичные университеты.

Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.

Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.

— Сколько денег получили вузы первой волны?

— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.

— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2-3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…

— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети.

У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.

— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.

— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.

— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.

— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона.

Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.

— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.

Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития победили в соответствующем конкурсе и получили бюджетное финансирование. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в 2016 году. В апреле 2017 года были объявлены имена новых 22-х опорных вузов.

11 опорных университетов первой волны

Первая волна конкурса опорных университетов прошла в октябре-декабре 2015 года. Всего на первый этап конкурсного отбора было подано 15 заявок. Итоги конкурсная комиссия Минобрнауки России подвела 1 февраля 2016 года, и уже в мае было одобрено 11 программ развития университетов.

Наименование вуза

Группа

Вятский государственный университет

Донской государственный технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева

Костромской государственный университет

Самарский государственный технический университет

Волгоградский государственный технический университет

Воронежский государственный технический университет

Тюменский индустриальный университет

Омский государственный технический университет

Группа 1 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 120 млн. рублей;

Группа 2 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 80 млн. рублей;

Группа 3 - реализация программы развития в 2017 году финансируется за счет собственных средств и средств софинансирования.

22 опорных университета второй волны

Вторая волна конкурса прошла в марте-апреле 2017 года. Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 86 заявок, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущем году. Победителями стали 22 вуза, которые разделены на две группы, в зависимости от условий финансирования.

Наименование вуза

Группа

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Мурманский арктический государственный университет

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Новосибирский государственный технический университет

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

Тульский государственный университет

Череповецкий государственный университет

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Алтайский государственный университет

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

Кемеровский государственный университет

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Марийский государственный университет

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Петрозаводский государственный университет

Псковский государственный университет

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сочинский государственный университет

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Тольяттинский государственный университет

Ульяновский государственный университет

Группа 1 - победитель конкурсного отбора с выделением финансирования реализации программы развития (в 2017 году – 100 млн. рублей);

Группа 2 - победитель конкурсного отбора без выделения финансирования реализации программы развития.

Опорные вузы считаются будущим российской высшей школы. Одним из первых в стране этот статус получил Тюменский индустриальный университет.

Цифры и факты

Тюменский индустриальный университет создан в 2016 году в результате объединения двух ведущих технических вузов региона - нефтегазового и архитектурно-строительного.

Формирование опорного университета на базе объединенного высшего учебного заведенияпроисходит при непосредственном участии губернатора Тюменской области Владимира Якушева и его первого заместителя Натальи Шевчик.

Губернатор назвал победу университета в конкурсном отборе опорных вузов России «существенным прорывом в сфере высшего образования». По его словам, это требование времени, направленное на подготовку высококвалифицированных кадров.

«С точки зрения логистики, наличия сырья в Западной Сибири, а также истории и возможностей базовой научной школы, Тюмень остается интеллектуальным и научно-образовательным центром нефтехимии, нефте- и газодобычи, - утверждает Владимир Якушев. - Работа в этом направлении продолжается». Для решения задач очередного этапа индустриализации региона необходимы инженерные кадры новой формации, новые технологические и технические прорывы.

Напомним, что конкурс по созданию опорных вузов в регионах предполагал оценку программ модернизации в пяти сферах — образовательной, научной, кадровой, управленческой и социальной. Эти пять элементов прописаны в качестве ориентиров ведущего вуза Российской Федерации.

Образование и производство - единая связка

Владимир Якушев отметил необходимость тесного сотрудничества производственных предприятий и вузов: «Важно, чтобы опытные производственники приходили в высшую школу, тогда образовательный процесс от теории переходит к практике. Связка сильной учебной базы вуза с опытом крупных предприятий необходима для успеха».

Сегодня растет интерес нефтегазосервисных и добывающих компаний к инженерно-техническому профилю подготовки, в районах их деятельности создаются профильные классы.Физика стала вторым предметом по популярности для сдачи ЕГЭ у выпускников школ.

«В системе высшего образования происходят исторические преобразования. Регион вместе с Тюменским индустриальным университетом заходит в очень серьезную, с одной стороны, и очень требовательную, с другой, программу федерального министерства по формированию на нашей территории опорного университета инженерно-технического профиля, - отмечает директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. - Взаимодействие власти, образования и бизнеса, совместная реализация образовательных программ становятся нормой жизни. От лозунгов мы перешли к конкретным действиям».

Опорный вуз: мнения экспертов

«Создание опорного регионального университета - это не просто механическое объединение двух вузов, должно появиться новое качество, новые знания, новая подготовка. Мы убедились, что по нефтегазовому направлению, особенно по направлению бурение, заделы российского и международного масштаба уже имеются, — комментирует директор Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО Денис Конанчук. — У опорного вуза важная роль, связанная с развитием региона, с его будущим. Чтобы выстроить эту связку, предстоит большая работа. Мы увидели лабораторную базу вуза, и на самом деле восхитились симуляторами, которые есть по бурению. Таких симуляторов я пока лично не видел даже в зарубежных вузах. То есть, очевидно, что подготовка специалистов идет на самом современном оборудовании. Деятельность вуза должна стать заметной не только в регионе, но и для других вузов России, чтобы лучшие практики копировались и принимались в других университетах страны».

«Последние лет десять систему высшего образования не ругает только ленивый, — комментирует сложившуюся ситуацию первый проректор ТИУ Олег Данилов. — Бизнес обидно называет выпускников «недоделанными инженерами», власть не понимает, куда вкладывает субсидии, потому, что не выполняются целевые задания, в обществе сложилось представление, что многие вузы действуют неправильно, пустив образование «на поток». Действительно, сегодня России не нужно огромное количество вузов, нужен пул ведущих университетов, который позволил бы вывести систему высшего образования в конкурентоспособную среду».

Тюменский индустриальный университет: задачи и опыт

Тюменский индустриальный университет получит в 2016 году федеральную субсидию на реализацию программы развития в размере 100 млн рублей. Субсидии будут выделяться ежегодно в течение трех лет, их размер в 2017 и 2018 гг. будет зависеть от эффективности реализации мероприятий программы за предыдущие годы.

«Мы должны создать новый инженерный университет. Самое главное в реализации этого проекта — повышение качества образования и научно-исследовательской работы. Это не просто патенты, диссертации, технологии, выпускники, акомплексный результат: создание вокруг нашего вуза новых высокотехнологичных нефтесервисных и инжиниринговых компаний, напитанных технологиями, созданными в университете, с кадровым сопровождением из нашего вуза и, конечно же, имеющих определенные завоеванные позиции на рынке. Такой результат должен отвечать требованиям региональной экономики, крупных корпораций. Работа впереди достаточно емкая, большая. Важно, чтобы весь университет разделял эти цели, задачи, и двигались мы совместно, тогда все получится. Студенты в этом процессе должны также принимать участие», — подчеркнул ректор ТИУ Олег Новоселов.

Преобразования и перспективы

В связи с новым статусом Тюменского индустриального университета преобразования коснутся всех сфер.и в первую очередь научной, образовательной и международной деятельности.

В образовательной деятельности планируется выход на принципиально новый уровень качества, который станет возможным благодаря реализации образовательной модели подготовки бакалавра по практико-модульному обучению, которое будет осуществляться в рамках сетевого взаимодействия. Сегодня бизнес недоволен тем, что выпускники, которые приходят на производство, не знают технологий, слабо ориентируются в конструкции оборудования, не понимают прагматических задач, которые перед ними ставят. Новая система обучения по бакалавриату (4 года) предполагает два года академического обучения, когда ребята изучают в аудиториях математику, физику, химию, теоретическую механику, сопромат… - все традиционные дисциплины. И, следующие два года, когда они работают практически на производстве, и изучают различные модули. Это практика, это непосредственная работа, в которой принимает участие бизнес.

В индустриальном университете уже начали эксперимент, с прошлого года в вузе проходит такой цикл модульного обучения. Студенты вылетают на вертолетах на месторождения, реально участвуют в процессе бурения, обучаются новым технологиям на предприятиях партнеров вуза, изучают различные модули: один модуль, например, это буровые растворы, другой - изучение технологий горизонтально- направленного бурения, и так далее… Таким образом, после окончания бакалавриата они будут хорошо подготовлены к работе на производстве. Для модульного обучения в опорном вузе применяют новейшие методики преподавания. Результаты получились оптимистичные. Роснефть и Сургутнефтегаз провели тестирование среди старшекурсников всех профильных вузов по направлению «нефтегазовое дело». Студенты Тюменского индустриального университета показали лучший результат, восемьдесят процентов из них уже сейчас могли бы быть приняты на работу в эти компании.

Что касается магистратуры, то в планах руководства создать две - технологическую (вести набор из «профильных» студентов) и управленческую (где из экономистов, юристов и бакалавров других специальностей будут готовить менеджеров проектов). Аспирантура, которая раньше была как форма подготовки кандидатской диссертации, сегодня осталась без социального заказа. Как полагает руководство вуза, заинтересованы в ней должны быть преподаватели-исследователи университета, представители научно-исследовательских институтов, отраслевых институтов и Академий наук, а также физические лица, заинтересованные занятием наукой для корпораций. Что касается дополнительной подготовки, то заказ на нее сегодня формируется так: 1% — федеральный заказ, 1% — областной, 15% — корпораций, 83% — физические лица. В планах у вуза - к 2020 году иметь заказ от корпораций до 70%.

Минобрнауки выбрало 22 региональных вуза, которые получат статус опорных и финансирование для реализации программы развития. Первые 11 опорных университетов министерство отобрало в прошлом году

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Экспертный совет при Министерстве образования и науки выбрал 22 вуза-победителя второго этапа конкурса по созданию опорных университетов, сообщает «Коммерсантъ».

Как уточняет издание, отобранные вузы разделены на две категории по уровню финансирования. В первую группу попали восемь учебных заведений, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это Владимирский государственный университет имени Столетовых (ВлГУ), Мурманский арктический государственный университет (МАГУ), Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (СибГМУ), Тульский государственный университет (ТулГУ), Череповецкий государственный университет (ЧГУ) и Ярославский государственный университет имени Демидова (ЯрГУ).

Во второй группе 14 вузов: Алтайский государственный университет (АлтГУ), Белгородский государственный технологический университет имени Шухова (БГТУ), Калмыцкий государственный университет имени Городовикова (КалмГУ), Кемеровский государственный университет (КемГУ), Магнитогорский государственный технический университет имени Носова, Марийский государственный университет (МарГУ), Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Псковский государственный университет (ПсковГУ), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина (СГТУ), Сочинский государственный университет (СГУ), Сыктывкарский государственный университет имени Сорокина, Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и Ульяновский государственный университет (УлГУ). Аудиторскую и экспертную поддержку они получат у федерального центра, а дотации — из региональных бюджетов.

Победители были отобраны по итогам рассмотрения 80 заявок. В ближайшие три месяца они должны будут представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития, на реализацию которой каждому вузу будут выделять дополнительную субсидию ежегодно в течение трех лет. В 2016 году ее размер достигал 200 млн руб. Издание отмечает, что пока неизвестно, как университеты будут финансироваться в этом году. Это будет определять совет программы для каждого университета индивидуально.

«Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону. Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке», — рассказала газете глава Минобрнауки Ольга Васильева.

В 2016 году 11 университетов, которые получили статус опорных. В их число вошли Костромской государственный технологический университет (КГТУ), Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнёва (СибГАУ), Донской государственный технический университет (ДГТУ), Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Вятский государственный университет (ВятГУ) и Орловский государственный университет имени Тургенева (ОГУ).

Согласно условиям программы, на статус опорного не могут претендовать вузы Москвы и Санкт-Петербурга, университеты — участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5-100», учебные заведения из категории федеральных, а также вузы, которые расположены в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. Еще одним условием для участия в программе, как отмечает «Коммерсантъ», является реорганизация, то есть два или более региональных вузов должны объединиться в один.

В конце февраля правительство на господдержку ведущих российских вузов в 2017 году. Вместо запланированных 14,5 млрд руб. им было решено выделить 10,3 млрд руб. Субсидии получит 21 российский вуз (выделены три группы ведущих вузов по семь университетов в каждой).

Программа создания опорных университетов, объявленная почти год назад Министерством образования и науки РФ, начала свою работу в субъектах Федерации. К вузам-кандидатам предъявляются достаточно серьезные требования, однако участие в программе может принести пользу как самому университету, так и всему региону, где он находится, утверждают эксперты.

Летом 2015 года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов объявил о запуске масштабной реформы высшего образования. Планируется, что небольшие региональные вузы будут объединяться в многопрофильные опорные университеты, которые получат дополнительную финансовую поддержку от государства.

До конца 2016 года в России планируется создать 20 таких вузов, спустя год - еще около тридцати. Постепенно общее число опорных университетов в стране должно достичь 150. Предполагается, что они усилят высшее образование в регионах. Конкурс на создание опорных университетов начался в октябре 2015 года. Спустя три месяца после нескольких этапов отбора экспертный совет Минобрнауки РФ одобрил список из первых 11 опорных вузов. На сегодняшний день в регионах началась работа по их формированию.

Усилить высшее образование в регионах

В 2016 году Минобрнауки России утвердило программы развития 11 первых опорных университетов. В новой инфографике сайт – чем отличаются университеты со статусом опорного от прочих вузов страны.

Нынешняя реформа высшего образования стала четвертой за последние несколько лет, рассказал РИА Новости исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) Иван Никитин. "Сначала создавались университеты федеральные, потом национально-исследовательские. Вслед за ними выделялись вузы, которые приняли участие в программе "5-100". Во всех случаях речь шла о лидерстве либо на международной арене, либо на федеральном уровне. Сегодня же опорные вузы создаются с целью поддержки регионального развития", — отметил он.

Сегодня качественное образование в России можно получить не только в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, именно поэтому Минобрнауки хочет усилить базовые вузы в регионах, полагает проректор по учебно-методической работе Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) Олег Баулин. "Перед опорными вузами стоит задача более тесной интеграции с регионом и профильными предприятиями по всем основным направлениям деятельности — образовательному, научно-исследовательскому и инновационному, воспитательному и социальному. Опорные вузы — это центр притяжения. Здесь абитуриенты и студенты хотят получать образование, сотрудники - работать. А организации-партнеры и государственные органы обращаются сюда за решением производственных и других задач", — рассказал он РИА Новости.

Статус опорного вуза, прежде всего, важен для самого университета. Но он также имеет значение и для региона, ведь каждый опорный вуз должен стать своего рода коммуникационной площадкой, местом, где обсуждаются и принимаются решения, считает Иван Никитин. "На базе опорных вузов в ряде случаев будут действовать профессиональные саморегулируемые организации, которые займутся разработкой отраслевых стандартов и общественно-профессиональной аккредитацией. Кроме того, создание опорных вузов поможет регионам сохранять у себя сильных абитуриентов, которые сегодня предпочитают уезжать на учебу в столичные города", — пояснил он.

Портрет идеального кандидата

Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один. Если же пока такая реорганизация не происходит, вуз должен предоставить в конкурсную комиссию документы о том, что она будет проведена в ближайшее время. Это ключевое условие, отмечают эксперты. Есть и другое требование, связанное с финансами. В положении о проведении конкурсного отбора говорится о том, что государство будет ежегодно, в течение срока от 1 года до 3 лет, выделять вузу до 200 млн рублей.

"Но эти деньги - это не единственные средства, которые должны быть заложены в программу развития опорного вуза. Также предусматривается и софинансирование со стороны самого университета. Как правило, это деньги, которые выделяются региональными партнерами вуза. Университет должен сам найти и указать в документах источник этих средств", — рассказал Иван Никитин.

Эксперты также будут оценивать, насколько предложенная вузом программа развития позволит ему достичь целевых ориентиров. Среди них размер вуза (в нем должны учиться не менее 10 тысяч студентов), количество программ, по которым реализуется образовательная деятельность (не менее 20), и так далее. Есть требования и относительно научного потенциала вуза. "Одним словом, вуз должен быть крупным, многопрофильным и вести научно-исследовательскую и инновационную деятельность на коммерческих началах", — подчеркнул исполнительный секретарь ЕАОКО.

Опыт Уфимского нефтяного

Одним из первых вузов, отобранных министерством в качестве опорных, стал Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), который сегодня готовит специалистов по ключевым направлениям экономики Башкирии и обладает репутацией самого востребованного вуза республики. У университета есть и опыт реорганизации путем слияния образовательных учреждений, и другие необходимые компетенции, рассказал Олег Баулин. "Более 50 лет в нашем университете функционирует Архитектурно-строительный институт — отдельно расположенное структурное подразделение университета. Кроме того, УГНТУ имеет статус опорного вуза Газпрома, что предлагает подобный проектно-целевой подход и программные мероприятия", — пояснил он.

Согласно программе развития УГНТУ, которую одобрило министерство, вуз должен стать, с одной стороны, опорой региона, а с другой, - опорой профильных отраслей промышленности и сферы услуг. "Под словом "опора" мы понимаем не только обеспечение региона и промышленности кадрами, не только выполнение научных исследований и оказание услуг, но и генерацию инноваций, которые смогут развивать регион и промышленность", — подчеркнул проректор.

Надежды и опасения

От образования опорных университетов в первую очередь выиграют студенты, которые будут в них учиться, полагают эксперты. Новые возможности и преимущества проявятся по всем направлениям деятельности университета - от образования и науки до спорта. Значительно вырастут возможности выбора индивидуальных траекторий обучения, академической мобильности, расширится круг партнеров по программам "двойных" дипломов, сетевому взаимодействию. Будет усовершенствована научная материально-техническая база, будут развиваться общежития и спортивные сооружения и так далее.

"За счет укрупнения университета мы увеличим число образовательных программ с углубленным изучением иностранных языков, в формате сетевого взаимодействия, программ прикладной-инженерной подготовки. Многие из них будут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий", — рассказал Олег Баулин.

Он выразил надежду, что положительный эффект от реорганизации вуза также почувствуют преподаватели и сотрудники, поскольку укрепится материальная база кафедр, возрастут возможности по организации стажировок, мобильности, научным публикациям. Когда два вуза объединяются, как правило их сотрудники начинают беспокоиться, не ждет ли их сокращение. По мнению Ивана Никитина, их опасения нередко преувеличены.

"Действительно, при объединении часть управленческих позиций оказываются дублирующими и происходит их оптимизация. Но ни в одной программе развития речь не идет о сокращении профессорско-преподавательского состава. Скорее всего, слияния вузов будут происходить достаточно безболезненно", — отметил он.

На сегодняшний день трудно говорить, достигнет ли программа создания опорных вузов поставленной цели регионального развития, полагает научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Исак Фрумин.

"Как говорится, цыплят по осени считают. Но сама задача укрепления региональных вузов, повышения качества образования в них их и их связи с региональной экономикой и социальным развитием является исключительно важной. Сама программа устроена, как мне кажется, разумно. Другой вопрос, что нынешняя экономическая ситуация не самая лучшая для нее. Но шансы есть", — заключил эксперт.