Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба. Благоверные князья Борис и Глеб. (в святом крещении - Роман и Давид). Они первые русские святые, канонизированные Русской церковью. Презентация посвященная борису и глебу










1 из 9

Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц - другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился»2. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня

№ слайда 6

Описание слайда:

Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь» Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной». И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: «Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою»4.Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

№ слайда 7

Описание слайда:

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем».Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5.В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства - скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

№ слайда 9

Описание слайда:

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет «окаянный», при его изображении не жалеет черных красок. Святополк - «треклятый», «второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом», у него «прескверные уста», «злой глас». За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках». Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: «“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную». И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.

Валентина Ступина
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»

МОУ начальная школа – детский сад № 16 «Солнышко» .

Выполнила : воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна.

Проект «Святые Борис и Глеб в нашей жизни »

Аннотация проекта

Тип проекта : творчески – исследовательский.

Продолжительность : 1 неделя.

Образовательные области : интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое развитие

Актуальность проекта

Наша малая родина это село Борисоглеб . Проводя опрос детей об истории нашего села мы не получили правильных ответов. Мы сделали вывод, что у детей отсутствуют знания об истории малой родины , возникновении села Борисоглеб и церкви . Проводя индивидуальные беседы с родителями мы отметили невысокий уровень знаний по данной теме и низкий уровень активности родительского сообщества.

Планируемые результаты

Для детей :

1. Большинство детей знают историю села , могут рассказать о селе и жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют разные виды церквей.

3. Большинство детей приняли участие в создании и оформлении выставки рисунков «Мое родное село»

Для родителей :

села .

Для детского сада :

1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом .

2. Изменение в конструктивную сторону отношения родителей и общественности к МОУ.

3. Отсутствие негативного отношения к школе

Для педагога :

1. Расширились знания о истории , традициях села , о святых Борисе и Глебе .

2. Изучила архивные документы.

3. Провела опрос старожилов села .

4. Провела диагностику детей способом опроса.

Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи :

святыням ;

3. познакомить с легендой святыми Борисом и Глебом ;

Ресурсы :

Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Владение педагогами ИКТ

Кадровые :

Педагог, родители, дети, иерей Максим Викленко – настоятель церкви иконы Смоленской Божьей Матери.

Материально – технические :

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы.

Подготовительный этап.

1. Просмотрена презентация «Сказание о Борисе и Глебе » о святых , в честь которых названо село Борисоглеб .

2. Подобраны и проанализированы архивные документы (1,2, 3,4) .

3. Проведен опрос старожилов села .

4. Проведена беседа с родителями :

Основной этап.

1 день проекта :

НОД на тему «История церкви (конспект) ;

Сконструировали церкви (1, (2, (3, (4, (5, (6, (7, (8, (9) разных видов конструкторов.

2 день проекта :

НОД на тему : «Святые Борис и Глеб (конспект)

Создали рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

3 день проекта :

Организовала экскурсию в храм в престольный праздник села – Борисов день (фотоотчет) .

Основной этап.

3 день проекта :

Для детей :

1. Знакомы с легендой о строительстве церкви, с историей возникновения села .

2. Рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7)

3. Посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

4. Создали рисунки села (1, (2) (3, (4, (5) .

Основной этап.

Для детей :

1. разгадали кроссворд «Древняя Русь»

2. экскурсия в храм на престольный праздник села – Борисов день .

3. Создали буклет и презентацию

по теме проекта совместно с родителями.

Для родителей :

Большая часть родителей участвуют в поисковой деятельности, экскурсии в церковь.

Заключительный

Для педагога :

«Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Заключительный этап.

Для детей :

проекта .

Рефлексия :

«Мое любимое село» ;

Для родителей :

проекта ;

Отзывы родителей о проекте .

Для педагога :

1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Для детей :

Проведена диагностика по окончании проекта .

Рефлексия :

участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село» ;

Для родителей :

1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта ;

2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;

3. Отзывы родителей о проекте .

Последующая работа

села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

Дети познакомились :

1. с историей села Борисоглеб и святыми Борисом и Глебом ;

2. с легендой и архивными документами о строительстве церкви;

3. родители приняли активное участие в исследовательской деятельности и экскурсии на престольный праздник села .

Показатели результативности проекта .

Наличие у детей знаний об истории возникновении села Борисоглеб , церкви иконы Смоленской Божьей Матери, о святых Борисе и Глебе .

До начала проекта дети ничего не знали об истории села и церкви - 0% ,

родители – 40%.

По окончании проекта : 75 % - дети, родители - 100%.

Информационные ресурсы.

UHopuA. http://www.gradromanov.ru

Климочкина,

Сайт «Град Романов» http://www.gradromanov.ru) иконы борису и Глебу- http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&ch_l2=2&chap=8

Изображение воспроизводится по изданию : Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века . М.: Искусство,2000

СВЯТЫЕ Борис и Глеб

Борис_и_Глеб#/media/File :Святые_Борис_и_Глеб . jpg

иконы - http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatich-borisa-i-gleba.html

Иконы Светланы Багатовой

Мультфильм «Братья»

Личные контакты с жителями села

Адрес : Исторический музей , Москва Красная Площадь, 1

Станция метро : Площадь Революции, Охотный Ряд, Театральная. Фотографии с выставки «Защитники земли русской»

http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=513&sid=358

Иконы Святых благоверных князей Бориса и Глеба ,

иконописец Юрий Кузнецов

Святой Глеб

https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб

Какие старинные архитектурные сооружения находятся на территории нашего села ?

А вы знаете как появилась наша церковь?

Ответы детей.

П. А напротив села расположена деревня Понгилово. Стоит она на самой высокой горе Ярославской области. С этим местом связана легенда, рассказанная Балмасовой Фаиной Петровной. Послушайте её:

«Это было очень давно. Храм сначала решили строить в Понгилове. Уже навозили бревна, но стали происходить чудеса. Бревна сами по себе стали скатываться к Борисоглебу . Их возвращали, но они продолжали скатываться.

Стало понятно, что богу угодно, чтобы храм построили в Борисоглебе »

А еще Фаина Петровна рассказала что несколько лет назад в храме мироточила икона изображающая Иисуса Христа и находящаяся справа от Царских врат в пределе Николая Чудотворца. Батюшка показывал, что из глаз Христа текут как бы слезы.

Основная часть.

Так гласит легенда. Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое, когда нашего села еще не было . Вы согласны? Или у вас есть другое предложение?

Ответы детей.

П. А сейчас перед большим путешествием немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

П. Представьте, что наш палас – «ковер самолет» , усаживайтесь по удобнее, и мы с вами отправляемся в путешествие во времени.

П. По преданию наше село основали выходцы из Борисоглебской слободы , что была напротив Романова. Отсюда пришло и название села . Находится село на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села и всей округи в радиусе 15-20 км. является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Вот об истории церкви я хочу вам рассказать.

Современная церковь иконы Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей : одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. О времени их строительства свидетельств не сохранилось.

В 16 веке крестьяне были в ведении Ярославского Спаского монастыря.

Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кащеева Платон Захарович Лотов.

Храм строился с1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет собой образец культовой сельской архитектуры 19 века, с традиционным планом, декором, конструкциями Её строительство совпало с периодом, когда в Романово – Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существовавших культовых построек сельской местности. Церковь с кладбищем была обнесена с четырех сторон земляным валом. С юга были устроены каменные святые ворота .

Колокольня сначала была отделена от церкви, а в 1852 году на средства прихожан под руководством церковного старосты связана с церковью.

Односельчане рассказывали,что церковь продолжала работать до 1943года.

Вновь начала действовать в 1998 году.

При рассказе я использовала не знакомые для вас слова : выходцы, слобода, обветшавшая церковь, прихожане, сельцо.

Такие не знакомые слова , может вы мне расскажите что они обозначают?

Ответы детей

П. Может у кого – то есть другая версия? (Педагог корректирует ответы детей) .

Заключительная часть.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили.

Для этого нам надо встать в круг, вспомнить считалку, выбрать водящего, который будет кидать вам мяч и задавать вопросы. Вы будете на них отвечать. Если кто – то затрудняется ответить, вы ему поможете.

Проводится игра.

Рефлексия.

П. Ребята! Наш ковер - самолет готов к возвращению в наш век. А вы готовы к возвращению домой или хотите продолжить наше путешествие ? У кого какие предложения?

Ответы детей.

П. Я предлагаю вам сегодня возвратиться в группу и сконструировать из различных конструкторов нашу церковь.

А в следующее путешествие мы отправимся завтра

2. Конструирование церкви.

П. Ребята! Сегодня мы с вами были путешественниками. А сейчас я вам предлагаю поработать архитекторами и строителями по проектированию и строительству нашей церкви . Это важные профессии., одному из вас будет трудно справиться с заданием, я предлагаю вам объединиться в группы и создать свои варианты построек. Вам нравится мое предложение или у вас есть другие мнения?

Ответы детей.

Дети работают в группах.

Рефлексия. Каждая группа показывает свою церковь.

Проводится обсуждение результатов работы и фотографирование на память.

(Фото в приложении : к1, к2,к3, к4, к5, к6 ,к7, к8, к9).

Комплексное занятие.

Тема НОД : «Знакомство со святыми Борисом и Глебом » . Рисование «Моя церковь» .

Цель : Знакомство с первыми русскими святыми Борисом и Глебом .

Задачи :

-Познакомить детей с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и их жизнью .

Побудить детей воплотить в рисунках полученные в ходе реализации проекта впечатления .

Развивать познавательный интерес к святыням нашего села .

Воспитывать любовь к родному селу.

Дать детям возможность выразить свои впечатления в изобразительной деятельности, используя ранее полученные знания.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально коммуникативное» , «Художественно – эстетическое» , «Физическое развитие» .

Условия проведения : Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.

Оборудование : ноутбук, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, конструктор «Церковь» .

Организационный момент

П. Ребята! Собирайтесь поскорее в круг! Произнесем наше традиционное приветствие.

Дети и педагог : «Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Вчера мы с вами решили продолжить путешествие в прошлое.

Ваше мнение не изменилось?

Ответы детей.

П. Скажите мне, пожалуйста, как называется наше село ?

Ответы детей.

П. А в честь кого оно так названо?

Ответы детей.

П. А кто они такие?

Ответы детей.

П. Я предлагаю послушать рассказ и рассмотреть картинки по теме.

Для этого усаживайтесь поудобнее. Путешествие начинается.

Основная часть.

Рассказ педагога с показом картинок.

Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов , а Глеба – в Муром .

Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса , дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов.

Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк , старший брат Бориса и Глеба . Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.

Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» . Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом , но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.

Но святой Борис был еще жив . Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам : «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам ». Так погиб Ростовский князь Борис .

После этого Святополк убил и Глеба . Обманом, вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса . Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.

Иногда о принципиальном человеке говорят : «он скорее умрет, чем сделает нечто» . Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.

П. Вот такими были святые Борис и Глеб , в честь которых и было названо наше село .

Борис и Глеб – русские богатыри . Они были сильны своим духом. А что надо делать, чтобы быть сильными, не только духом, но и телом?

Ответы детей.

Я предлагаю вам заняться физкультурой.

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая :

- «Лучше нет родного края!»

(Г. Граудин)

Заключительная часть.

Беседа по вопросам.

П. Дети, как звали отца у Бориса и Глеба ?

Как называется город, где стал княжить Борис ?

В какой город князь Владимир послал княжить Глеба ?

Куда отправил князя Бориса его отец ?

Как звали брата, который стал править в городе Киеве?

Князья Борис и Глеб были согласны с тем , что Святополк стал княжить вместо их отца – князя Владимира?

Как вы думаете, в чем же состоит подвиг князей Бориса и Глеба ?

Ответы детей.

П. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того , чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни . Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло,. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси. Русь встала на путь православия.

Подвиг Бориса и Глеба не остался незамеченным. В честь их стали называть, города, села , реки.

Художники стали создавать их образы на иконах и картинах.

2. Рисование.

П. Вчера мы с вами осваивали профессии архитекторов и строителей, а сегодня я вам предлагаю стать художниками и нарисовать церковь. Вы согласны, или есть другие предложения?

Ответы детей.

П. Чтобы вам было легче справиться с заданием, если кто затрудняется, можете пользоваться конструктором «Церковь» .

Садитесь за столы и принимайте правильное положение тела.

Рефлексия.

Проводится выставка рисунков с анализом и выбором лучших работ.

П. Сегодняшнее путешествие заканчивается. Эти два дня мы с вами путешествовали виртуально. Завтра 15 мая – престольный праздник села Борисоглеб , празднуется 1000-летие подвига святых Бориса и Глеба .

Я предлагаю вам реальное путешествие «Экскурсия в церковь» . Готовы?

Ответы детей.

рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

С самого утра мы готовились к экскурсии :

1. посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья» ;

2. рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7) ;

В 10.00 мы отправились в церковь.

После экскурсии была проведена фотосъемка участников проекта совместно с родителями и священником.

Во второй половине дня дети рисовали виды Борисоглеба . (1, (2) (3, (4, (5) .

В дальнейшем из этих рисунков и фотографий была оформлена выставка «Мое родное село» .

Подведены итоги работы по проекту . Проведено анкетирование детей на тему «О чем еще из истории села вы хотели бы узнать

Получены отзывы родителей о проекте .

В ходе проекта родители в совместной деятельности с ребенком

создали буклет и презентацию под общим названием - «Мое родное село Борисоглеб » .

Визитка проекта

Образовательное учреждение (я) МОУ начальная школа – детский сад №16 «Солнышко»

(ФИО, должность) Ступина Валентина Анатольевна

Тема проекта : Святые Борис и Глеб В нашей жизни .

Творческое название : Живет, живет село родное, оно поет, оно живет…

Типология проекта : Творчески - исследовательский.

учащихся/ воспитанников Разновозрастная группа 4-7 лет. Продолжительность проекта 1 неделя

Образовательная

область / Центры активности Интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое

развитие.

Цель : Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи (для педагогов) 1. познакомить детей с историей села ;

2. воспитать любовь к малой родине и её святыням ;

3. познакомить с легендой , архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом ;

4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.

Ожидаемые результаты (для воспитанника) 1 .Большинство детей знают историю и традиции села , могут рассказать о жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют церковь.

З. Большинство детей приняли участие в создании выставки рисунков «Мое родное село»

Ожидаемые результаты (для родителей) Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села .

Научно-методические. Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Кадровые 2. Кадровые :

Инициативная группа педагогов, родителей, детей, священник церкви иконы Смоленской Божьей Матери иерей Максим Викленко.

Материально-технические 3. Материально – технические : ноутбук, мяч, конструкторы разных видов бумага для рисования, карандаши, фломастеры.

Наличие мультимедиа и выхода в Интернет;

Различие фото и видеоаппаратуры. ;

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы

Этапы проекта

Название этапа/сроки Обучающийся/воспитанник Педагог родители

Диагностика в начале проекта способом опроса .

Просмотр презентации о святых Борисе и Глебе ,

1. Подбор и анализ архивных документов.

2. Проведение опроса старожилов села .

Беседа «Что мы знаем о своей малой родине»

с легендой о строительстве церкви,

- историей возникновения села .

Рассмотрели иконы Борису и Глебу .

Просмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

Выполнили рисунки на тему «Мое любимое село»

Сконструировали церкви разных видов.

1 день проекта .

Тема : История церкви

2 день проекта

Тема : Святые Борис и Глеб .

Участие родителей в экскурсии в церковь.

Большинство родителей вовлечены в совместную с детьми исследовательскую деятельность.

Показатели результативности проекта

Количественные 90% -дети; 50% -родители.

Качественные Начало проекта : дети-0%, родители -;0% По окончании проекта :

Дети 75%, родители-100%.

Последующая работа

1. Дальнейшее изучение православных праздников.

2. Изучение традиций, промыслов жителей села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

"Житие Бориса и Глеба" Исследовательский проект учащихся 5 «А» класса


Цель – развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Время выполнения работы: 2 недели. Режим работы: урочно-внеурочные занятия.


Структура проекта Борисовичи Историки Владимировичи Глебовичи


Основной этапразработка проекта(сбор и уточнение информации) Заключительный этапЗащита проекта Ученики выступают перед одноклассниками и жюри Подготовительный этап? определение темы; ? выбор рабочих групп и распределение ролей; ? определение источников информации, постановка задач; ? выбор критериев оценки.


Критерии оценки


Владимир Красное Солнышко Выполнил Кондратьев Сергей, ученик 5 «А» класса


«Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь и сделал его христианином». лето писец Нестор


По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным.


Любимые сыновья князя Владимира Святой Владимир разделил Русь между своими 12 сыновьями при жизни. Любимые его сыновья были Борис и Глеб. Отец любил в них не только сыновей, но и светлых, осенённых благодатью истинных христиан.


Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя великий князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах.



Пусть же вершится веселое чудо,служится красками звонкая треба,в райские кущи от здешнего худаскачут лошадки Бориса и Глеба. Борис Чичибабин


Исчадие ада русской истории Святополк окаянный Выполнила Желтоусова Арина, ученица 5 «А» класса


Святопо?лк Влади?мирович, в крещении Пётр, в древнерусской историографии - Святопо?лк Окая?нный (ок. 979-1019) - князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015 -1016 и 1018-1019, правитель Киевской Руси. Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Лето пись говорит, что гречанка тогда уже была беременна (бе не праздна), таким образом, отцом его был Ярополк. Тем не менее Владимир считал его своим законным сыном (одним из старших) и дал ему удел в Турове. Лето писец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает».


После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом. Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава Храброго) и духовник жены, епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. Русь в это время...


Власть в Киеве захватил Святополк, которого люди впоследствии прозвали Окаянным. Чтобы выиграть время и укрепиться в столице, Святополк решил скрыть смерть Владимира. Ночью в княжеском тереме разобрали помост, и тело Владимира, завернутое в ковер, спустили на веревках на землю, а затем отвезли в киевскую церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили тайно. Святополк постарался заручиться поддержкой киевлян и начал щедро одаривать нужных людей должностями, деньгами, хоромами и мехами. «Но люди сердцами были не с ним, но с братом его Борисом, с которым ушли в поход братья их, киевское войско», - свидетельствует лето писец. Святополк готовит заговор


В течение того же года были убиты три брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Святополк, послав Борису лживое письмо с предложением дружбы, на самом деле готовил план его убийства. Плачет Господь с высоты осиянной.Церкви горят золоченой извёсткой,Меч навострил Святополк ОкаянныйДышат убивцы за каждой берёзкой. Убийство братьев Святополк устранил законных претендентов на Киевский престол, который сам после смерти Владимира занимал незаконно.


Борьба за власть Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились при Листвене на Днепре, ни одна долго сторона не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в реку, Ярослав захватил Киев.


Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, короля Болеслава Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Вторая битва Святополка с Ярославом


1019 году Ярослав вновь вступил против Святополка, который был вынужден уйти к печенегам. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб. Смерть Святополка


Список литературы. 1. Святые Борис и Глеб. http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/boris_gleb/index.htm 2. Храм святого равноапостольного князя Владимира. http://www.kv.orthodoxy.ru/ 3. ru.wikipedia.org/wiki/ 4. Святые братья Борис и Глеб. .http://www.privatelife.ru/2004/tv04/n13/2.html 5. Киевский музей восковых фигур. http://www.wax.com.ua/gallery/history/mudriy/ 6.Н.М. Карамзин. История государства Российского. Глава I ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК. http://hronos.km.ru/libris/karamz02_01.html

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сказание о Борисе и Глебе Святые благоверные князья Борис и Глеб. Икона XIV века

2 слайд

Описание слайда:

БОРИС Владимирович (в крещении Роман) (ок. 988 - 24 июля 1015), святой древнерусский князь, один из младших сыновей Владимира Святославича от матери-болгарки. Погиб во время княжеских междоусобиц после смерти отца. Во время вторичного раздела русских земель 994 ̶ 996 гг. получил в удел Ростов и Муром, которыми ранее владел Ярослав Мудрый. В 1015г., в связи с болезнью отца, Борис был вызван в Киев. Владимир отправил сына с дружиной отражать нападение печенегов, но слухи оказались ложными. Борис двинулся обратно и остановился на отдых на реке Альте (левый приток Днепра). Князь Борис

3 слайд

Описание слайда:

В этом лагере 15 июля он получил от старшего брата Святополка известие о смерти отца, и о том, что великокняжеский престол занял Святополк. В этом послании Святополк предлагал Борису свою любовь и предлагал увеличить его удел. По летописной версии дружина предложила Борису идти на Киев и овладеть престолом, однако Борис отказался выступить против брата, и дружина покинула его, оставив молодого князя с его отроками. Святополк одновременно с любезным посланием подослал к Борису убийц, которые напали на князя в ночь на 24 июля. Вместе с Борисом был убит и его слуга Георгий, родом «угрин», то есть венгр, пытавшийся прикрыть князя своим телом. Гибель князя Бориса

4 слайд

Описание слайда:

Убиение князя Бориса. Клеймо иконы «Князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом». 17 век. Собрание Владимиро-суздальского музея-заповедника. На фоне узорчатого шатра происходит действие нескольких разновременных событий. Исколотого ножами князя убийцы завернули в ткань от шатра. Борис получил множество ранений, но еще дышал. Тогда Святополк послал двух варягов, один из которых пронзил сердце Бориса.

5 слайд

Описание слайда:

ГЛЕБ Владимирович (в крещении Давид) (до 988 - 5 сентября 1015), древнерусский князь, святой; сын Владимира Святославича от «болгарыни», младший брат Бориса Владимировича. Около 987 ̶ 989 годов получил от отца в удел Муром. Во время болезни Владимира был вызван в Киев Святополком, замыслившим убийство братьев. По дороге получил известие от Ярослава или от сестры Предславы о смерти отца и брата. Несмотря на предупреждение, продолжил путь в Киев и был зарезан убийцами, среди которых был и его повар, ̶ под Смоленском у устья реки Смядынь. Произошло это 5 сентября 1015 года. Князь Глеб

6 слайд

Описание слайда:

У устья реки Смядынь Имея возможность сопротивляться, князь Глеб не захотел начинать войну с братом и проливать кровь соплеменников и единоверцев и добровольно и смиренно отдал себя в руки убийц…

7 слайд

Описание слайда:

Тело князя после убийства долгое время оставалось без погребения. Предание донесло до нас известия о многих чудесных явлениях, которые совершались у праха святого. Впоследствии, когда мощи св. Глеба были перенесены в Вышгород под Киевом, Смядынь стала одним из главных святых мест Русской Церкви. Сюда направлялись паломники со всех концов Киевской Руси. Уже к началу XII в. здесь возникает монастырь.

8 слайд

Описание слайда:

Три житийных памятника, посвященные святым князьям в первое же столетие после их мученической смерти, дошли до нас: 1) летописная повесть 1015 г., 2) «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба», принадлежащее перу знаменитого Нестора-летописца - конец XI века, 3) «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба» ̶ произведение, приписанное митрополитом Макарием черноризцу Иакову. Внешняя обстановка этого подвига рисуется всеми нашими источниками в существенных чертах одинаково - с небольшими отклонениями у Нестора. Образы Бориса и Глеба в древнерусской литературе М. Васнецов. «Нестор-летописец»

9 слайд

Описание слайда:

Смерть князя Владимира (1015) застает Бориса в походе на печенегов. Не встретив врагов, он возвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его. Он решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого оставляет его. На реке Альте его настигают убийцы, вышгородцы, преданные Святополку. В своем шатре князь проводит ночь на молитве, читает (или слушает) утреню, ожидая убийц. Путша с товарищами врываются в палатку и пронзают его копьями (24 июля). Верный слуга его «угр» (венгр) Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди. Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он еще дышит, и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.

10 слайд

Описание слайда:

Глеба убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Смядыни. По летописи и «Сказанию», князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости (Мурома), обманно вызванный Святополком. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата Святополка. (По Нестору, Глеб находится в Киеве при смерти отца и бежит на север, спасаясь от Святополка.)

Аннотация к материалу

Представлены следующие материалы:

  • разработка урока литературы в 5-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме: «Кто вы, первые русские святые?» (Изучение «Жития Бориса и Глеба») ;
  • кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»;
  • презентация учителя;
  • занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»;
  • презентация учащихся.

…Русский народ, гибкий, терпимый от природы, легко восприимчив к чужой культуре. Но это «заимствование» западного образа жизни не проходит бесследно, как нация, мы теряем свою самобытность. Житийная литература возвращает нас к истокам: смирение, милосердие, совестливость.

Учащиеся 5-классов обладают эмоционально-образным типом мышления и легко откликаются на «чувства добрые», им только необходимо в этом помочь…

Изучение жития не ограничивается рамками двух уроков, учащиеся продолжили знакомство с героями древнерусской литературы, работая в группах. Свой материал они оформили в виде презентации, техническую помощь оказывали учитель и родители.

Тип урока: сообщение новых знаний

Используемый метод: частично-поисковый

Конспект урока

Кто вы, первые русские святые? (Изучение «Жития Бориса и Глеба»)

Цель: формирование навыков анализа жития с учетом жанровых особенностей.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить понятие жития как жанра духовной литературы.
  • Продолжить знакомство учащихся с мировоззрением людей эпохи Древней Руси.
  • Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба».

Развивающие:

  • Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.
  • Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.
  • Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.
  • Способствовать развитию языкового чутья и воображения.

Воспитательные:

  • Привлечь учащихся к раздумьям над художественным текстом.
  • Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран навесной, иллюстративный материал. Доска оформлена рисунками ребят, на столе горят две свечи.

Ход урока

I. Организация начала урока

Приветствие.

II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы».

Слайд № 1

2) Мы часто говорим: "Святая Русь". Вера и правда, любовь и смирение, надежда и подвижничество слышатся в этих словах. "Подвигали" к лучшему, светлому, защищая и укрепляя наши духовные ценности, ратники, земледельцы, монахи, князья... По крупинкам добавлялась святость в нимб страны. Кто вы, первые русские святые?

Борис и Глеб - князья, сыновья Владимира, крестившего Русь, стали мучениками "кроткими и многомилостивыми", "блаженными страстотерпцами", приняв смерть от брата своего Окаянного. Далекие и непонятные слова... Может быть, вчитавшись в текст жития святых, поняв его, приблизив эти слова, мы дадим ответ не только на этот прямой вопрос, но и поймем, какой смысл вкладывался в извечные для нашего народа ценности в ту давнюю эпоху.

3) – Ребята как вы думаете, какова цель нашего урока?

Выявить главные христианские заповеди «Жития Бориса и Глеба»

Слайд № 2 ;

Для этого нам нужно решить следующие задачи:

  • закрепить понятие жития как жанра духовной литературы
  • познакомиться с жизнеописанием русских князей Бориса и Глеба;
  • выяснить, в чём проявляется святость Бориса и Глеба.

– Но прежде, чем мы начнем знакомиться с образами русских святых, нам необходимо вспомнить то далёкое время. Итак,

III. Усвоение новых знаний

Слайд № 3

1) Историческая справка Сыновья крестившего Русь Владимира жили в 11 веке. Младшие из двенадцати братьев – Борис (княжил в Ростове) и Глеб (в Муроме). Старший брат Святополк (по одной из версий усыновлённый Владимиром) захватил престол в Киеве после кончины отца, вероломно убив младших братьев. За свои злодеяния прозван в народе окаянным. Это печальное событие нашей истории произошло летом 1015 года.

Слайд № 4

Другой сын Владимира – Ярослав, княживший в это время в Новгороде, отомстил за гибель братьев: после ожесточённой борьбы, длившейся почти четыре года, Ярослав разбил Святополка, и тот бежал из Русской земли. Позднее, став великим киевским князем, Ярослав, прозванный в народе Мудрый, добился у Константинополя причисления Бориса и Глеба к лику святых.

Слайд № 5

Братья были особенно любимы в народе как первые русские святые среди большого сонма святых, пришедших в годы крещения из Византии. Изображения Бориса и Глеба стали появляться уже в 11 веке, а – позже одноимённые церкви и монастыри. Поныне существуют города под названием Борисоглебск в Ярославской и Воронежской областях. Храмы русских святых ставились в Византии и Чехии.

Слайд № 6

Литературная справка

Событие убиения Бориса и Глеба отразилось в целом ряде произведений 11-12 составляющих Борисоглебский цикл. Помимо сокращённых вариантов жития предназначенных для богослужения, сюда вошли летописная повесть под 1015 годом (в составе «Повести временных лет»), «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора-летописца, а также «Сказание, страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу» (произведение конца 11 или начала 12 века).

– Из всех произведений «Сказание» было наиболее популярным: на 150 известных списков «Сказания» приходится всего 30 рукописей канонического чтения. (Выступление подготовленных учеников)

Слайд № 7

2) - Ребята, а кто напомнит,

  • Как называется жизнеописание святых?
  • Какого человека можно назвать святым?

Слайд № 8

Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. - святые) - в христианстве благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле.

Православная церковь почитает праведников не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют С. ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под.

Где можно увидеть изображения Святых? (На иконах)

Икона – живописное изображение Бога, святого или святых.

А теперь давайте обратимся к конкретному примеру святой жизни.

Слайд № 9

«Прозванный отцем Российской истории; одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым Летописцем отечества». Н.М. Карамзин

Слайд № 10

Перед нами князья Борис и Глеб.

3) Беседа по прочитанному

Расскажите, что вы знаете о детстве и юности князей?

Почему князь Владимир так горячо любил своих младших сыновей?

Кто противопоставлен Борису и Глебу? (Святополк)

Слайд № 11

Каким вы представляете себе Святополка внешне и внутренне?

Почему он замыслил погубить брата?

В каком эпизоде проявляется истинное христианство Бориса?

Почему Борис, знавший о своей скорой смерти, не пытается её избежать, не оказывает сопротивление Святополку? (Старшинство – безусловная ценность для русского человека того времени.)

С именем Христа Борис спокойно принимает свою смерть.

Чем вызвана расправа Святополка с Глебом?

Как погибает Глеб?

Слайд № 12

«Не дейте мене, братия мои милая, не дейте мене, ничто же вы зла сотворивша... Помилуйте уности моей, помилуйте, господие мои. Вы ми будете господие мои, аз вам – раб. Нс пожнете мене от жития несозрела, не пожнете класа недозревша... Не порежете лозы, не до конца возрастшиа..."

всякое невинное и вольное страдание в мире есть страдание за имя Христово. А дух вольного страдания – по крайней мере, в образе непротивления – торжествует и в Глебе над его человеческой слабостью».

«И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим».

Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к его убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»

Видя же немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам».

Какую библейскую историю напомнила нам смерть Бориса и Глеба? («Каин и Авель»)

Почему Святополка в народе прозвали Окаянным?

4) - А теперь давайте попробуем выделить качества, характеризующие святость Бориса и Глеба и поступок Святополка, и заполним таблицу «Христианская добродетель и пороки»

Слайд № 13

Что такое «добродетель» и что такое «пороки»?

Добродетель - положительное нравственное качество человека. Порок - недостаток нравственный, духовный; всё, что противно истине и добру.

После совместного обсуждения графы в таблице заполняются одним из учеников на интерактивной доске и в тетрадях, затем появляется слайд №14. Учащиеся проверяют свои записи, вносят необходимые поправки.

Слайд № 14

Вы видите, что образы главных героев противопоставлены в сказании, такой прием в литературе называется контрастом .

А какие, на ваш взгляд, добродетели являются главными в этом списке, они словно вбирают в себя остальные нравственные качества? (Блаженные, святые)

Всем ли понятен смысл слова «блаженный»? Подберите однокоренные слова.

(Благо, благодать, благодетель, благодарность, благость, благовещение)

Блаженный . - это душевно чистый; тот, кто творит благо; мученик.

За что, ответьте ещё раз, они первыми причислены к лику святых?

Для этого нужно вспомнить заповеди Христа, сформулированные в Нагорной проповеди.

Слайд № 15

Ученикам предлагается на выбор:

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся";

"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю";

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят";

"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими".

Слайд № 16

В 1072 году были канонизированы братья, князья Борис и Глеб, во время, когда окончательно "разодралася" земля русская и брат шел на брата, невзирая на старшинство. Мира хотели святые Борис и Глеб.

"Борис и Глеб святые, блаженные, потому что они миротворцы" .

Слайд № 17

5) Совестливость, милосердие, святость были мерилами душевной чистоты человека в то далёкое время.

Давайте рассмотрим схему «Механизм врастания» в святость.

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей…

Какое представление о жизни и отношениях между людьми отражено в этом рисунке?

Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991

Как сложилась дальнейшая судьба Святополка?

Какую роль сыграли братья Борис и Глеб в русской истории?

- «С того времени, - пишет летописец, - затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они - особые покровители, защитники Русской земли.

Почему благоверных князей Бориса и Глеба называют ещё страстотерпцами?

(Терпеть страсть, кротко сносить физические муки)

Слайд № 18

6) - Сообщение учащихся о чудотворениях, связанных свв. Борисом и Глебом (по учебнику и дополнительной литературе).

IV. Закрепление новых знаний

Слайд № 19

1) - Посмотрите на слайд.

Все ли черты жанра жития перечислены и все ли названы правильно, исправьте и назовите недостающие.

2) Работа с занимательным тренажёром «Люди Древней Руси».

V. Подведение итогов урока

Ребята, вам понравилось житие? Что именно?

Чем житие может быть интересно нам, живущим в 21 веке?

Мы задумываемся о добре и зле, о том, что необходимо уважать старших. Борис и Глеб жили по божьим заповедям, и если и мы будем стараться так жить, то на земле прекратятся войны, исчезнет насилие…

Молодцы! Именно эти заветы оставили нам первые русские святые – князья Борис и Глеб… Их подвиг– это подвиг непротивления злу. Своей мученической смертью они выступили за мир.

Слайд № 20

Было воскресенье, 6 августа 1015 года. Тело Бориса завернули в шатер, положили на телегу и повезли тайно в Вышгород, где и похоронили в церкви Святого Василия.

6 августа… Теперь этот день считается православным праздником. По старому стилю. По новому – 24 июля.

Слайд № 27

VI. Информация о домашнем задании

1. Письменно ответить на вопрос: «Что такое святость в понимании автора жития?»

2. Закончить работу над характеристикой «своего героя», оформить полученный материал в виде презентации.

Используемая литература

  1. Литература.5 кл. Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова). Составитель Л.М.Серёгина – Волгоград:Из-во «Учитель», 2003.
  2. Приложение к журналу «Литература в школе» № 2-2005.
  3. Православный календарь, 2008.
  4. Храм святого равноапостольного князя Владимира
  5. Что такое православная икона?
  6. Сказание о Борисе и Глебе. Историко-филологический урок-диалог. Анна ТКАЧЕНКО, учитель литературы Сергей СЕЛЕМЕНЕВ, учитель истории Новосибирск

Мультимедиа компоненты урока

  1. Кроссворд (файл krossvord.htm ).
  2. Презентация учителя (файл Презентация учителя.ppt ).
  3. Занимательный тренажёр (файл ludi.htm ).
  4. Проект учащихся (файл Презентация учащихся.ppt).

Кроссворд «Жанровые особенности житийной литературы»

Учащиеся уже имеют общие представления о жанре, полученные на предыдущем уроке, поэтому данный вид работы помогает войти в мир жития и активизировать познавательную деятельность пятиклассников.

Презентация применяется учителем на протяжении всего урока, выполняя следующие функции :

1. Ознакомительную

  • вхождение в мир древнерусской литературы;
  • знакомство с особенностью эпохи;
  • перекличка с современностью (иллюстрации городов под названием Борисоглебск, фотографии монастырей, церквей в честь Бориса и Глеба). Слайды №3 - №6, №8 - №12, №18, №20 - №26.

2. Учебную

  • вопросы для обсуждения, слайд №7;
  • работа с таблицей на интерактивной доске, слайды №13 - №14;
  • решение исследовательской задачи, слайды №15 - №16;
  • работа со схемой «Образ мира в христианском понимании», слайд №17;
  • закрепление понятия жанра жития, слайд №19.

3. Информативную

  • информация о домашнем задании, слайд №27.

Занимательный тренажёр «Люди Древней Руси»

Задания помогают закрепить знания учащихся, полученные на уроке. В качестве учебного материала ребятам предлагается иллюстративный материал из презентации учителя.