Урок по теме милосердия и доброты. Классный час "урок милосердия и доброты". Энергизатор «Танец на стульях»

Урок : №1

Дата : 19.11.13

Тема : Пока живет в нас состраданье.

Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру и людям, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

    Способствовать формированию у ребят уважительного отношения к старшему поколению.

    Научить задумываться над своими поступками и поступками других людей по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны.

    Обратить внимание и дать задуматься над такими привычными словами, как «милосердие» и «сострадание»: что они в себя включают и как часто им следуют в своей повседневной жизни сами учащиеся.

Оборудование : к плану-конспекту прилагается электронная презентация (на флэшке).

План:

1. Что значит быть добрым? Пожилые люди в нашей жизни и наше к ним отношение.

2. Набережночелнинский дом престарелых и инвалидов. История 101-летней Хиловой Ольги Харалампиевны, блокадницы, решившей покончить из-за голода со своей жизнью в наши дни.

3. Причина нашей жестокости? Обсуждение.

4. Тестирование при помощи электронной презентации «добрый ли ты человек?». Обсуждение результатов тестирования.

5. Примеры милосердного отношения к ближним в произведениях художественной литературы (Горький, Распутин, Платонов).

6. Грустная история жизни и смерти 46-летнего Селеткова Сергея. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток».

Учитель: Здравствуйте, ребята, 1 октября отмечался День пожилого человека. Потому разрешите начать сегодняшний наш урок с одного стихотворения, которое я написала к этой дате.

Подземный переход

Переход подземный у дороги –

Бабушка там старая стоит,

Курточка чуть дышит, босы ноги

И сама от холода дрожит.

Опершись в раздумьях вся на палку,

Смотрит, вспоминая, в никуда:

Может, кто зажжет потом лампадку,

В церкви поминая за глаза.

Лиц, не видя, губы шепчут молча:

Что-то все пытается сказать,

Только стыд мешает, в сердце корчась,

Не дает ей милостыню взять.

Тут девчонка скромная подходит,

По карманам шарясь, подает

Сто рублей на хлеб, но жизнь уходит

Старческой слезою на излет.

– Доченька, спасибо, дай Бог счастья!

– Не за что, бабуся, вы одна?

– Так уж получилось, все у власти

Старости, да будь она сама…

По дороге к свету вверх пошла,

А старушка дряхлая в подвале

Переходном телом приросла.

– Были, как же, детки, были, помню,

Умные, хорошие мои, –

Прошептала бабушка с любовью,

Мысли приоткрыв в судьбу свои, –

Доченька, красавица, сыночек,

Институт закончили в КамПИ,

Адрес их на карте – все сто точек,

Я уж и не знаю, где они.

Голову склонила – память плачет,

Что-то промелькнуло в голове:

– Выживу я, Господи, я справлюсь,

Только дай ты счастья им вполне!

Переход вонючий – ветер в ноги,

Бабушка там старая стоит,

Вспоминает юности тревоги

И детей своих благословит.

(22.09.13)

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке:добром сердце и добрых поступках.Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. А как вы понимаете это слово?

Отвечают

Учитель: Добрым является тот человек, кто любит людей, помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильныхвеликодушными, а весь мир чище и ярче.Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. А ведь такие люди живут среди нас. Кого, из своего повседневного окружения, вы можете назвать добрым?

Отвечают

Учитель : Почему вы так считаете? Чем этот человек заслужил в ваших глазах такое высокое звание?

Отвечают

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.

Начнем мы свой рассказ с предистории. Скажите, кто из вас знает адрес Набережночелнинского дома-интерната для престарелых и инвалидов?

Отвечают

Учитель : Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится по адресу: Набережные Челны, 7-й комплекс (ГЭС), 17 / Казанский проспект, 10

Дом престарелых и инвалидов был открыт 14.06.1993 года на основании постановления № 797 Мэра города Набережные Челны в целях медико-социальной защиты инвалидов и престарелых граждан, не имеющих близких родственников, обязанных по закону ухаживать за ними. В 2000 году интернат был переименован в «Республиканский геронтологический центр», а с 1 сентября 2007 года является автономным учреждением социального обслуживания.

А вот и сама история:

В Казани оставленная родственниками бабушка от голода хотела свести счеты с жизнью. По словам 101-летней Ольги Хиловой, ее родные приезжают только раз в месяц – в день пенсии. Целый день несчастная старушка просидела у калитки дома и звала на помощь.

– Я хотела повеситься, но табуретка упала, – в слезах рассказывает пожилая женщина. – Я брошенная совсем и никому не нужная.

До войны Ольга ХаралампиевнаХилОва жила в Ленинграде. Ее эвакуировали в Казань в дни блокады. В столице Татарстана она всю жизнь проработала на заводе, заслужив почетное звание ветерана тыла. Но, по признанию самой бабушки, сейчас ей жить намного тяжелее, чем в суровые дни войны. Бабушка, которая чуть не повесилась от голода, рассказала о визите певицы МакSим. Корреспондент навестил Ольгу Хилову и узнал, как живет старушка сейчас.

После публикации материала о 101-летней Ольге Хиловой, которая чуть не повесилась от голода в своем полуразвалившемся доме, редакцию завалили письмами и звонками с предложениями о помощи. Большинство читателей просили адрес пенсионерки, чтобы съездить к ней домой и привезти все самое необходимое.

Как оказалось, из всех желающих помочь осталась лишь одна учительница. Она навещает Ольгу Харлампиевну каждое утро – приносит еду и помогает бабушке по хозяйству. Причем делает все это совершенно бесплатно. В минувшие выходные пенсионерку навестила певица МакSим, которая, узнав о проблеме бабушки, решила помочь. Известная уроженка Казани привезла с собой журналистов, чтобы привлечь внимание общественности.По словам Ольги Хиловой, МакSим предложила ей поехать прямо в тот же вечер на машине в Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

– Я как только услышала это – сразу в слезы, – рассказала Ольга ХилОва порталу. – Все мои знакомые, которых устраивали в эти дома, спустя несколько дней умирали там.

Однажды Ольга Харалампиевна уже отправляла заявление в отдел соцзащиты, чтобы ее приняли в интернат. Но приехавшая к ней сотрудница сделала все, чтобы переубедить бабушку. Она рассказала об ужасных условиях, в которых содержат стариков, когда те спят вчетвером на 1,5-спальной кровати, а хоронят их в целлофановых пакетах. Так передала слова соцработника бабушка. Поэтому ей страшно покидать родной дом и от предложения певицы она отказалась.

– Я не хочу, чтобы меня повезли убивать, лучше я в собственной постели умру, и меня нормально похоронят, – признается бабушка.

Однако, дом, в котором проживает женщина, находится в очень ветхом состоянии. В доме – сквозняк, холодный пол, нет воды. Бабушка признается, что использует стекающую с крыши воду, чтобы попить чай. Она потеряла зрение четыре года назад и не в состоянии сходить на колонку. Становится ясно, что жить в таких условиях человеку в столь почтенном возрасте просто невыносимо.

– Смотрела видеорепортаж, аж слезы на глазах были. Люди, куда мир катится? Те, которые воевали за нас, за страну, за свободу, теряли своих сыновей, братьев, мужей, за то, чтобы мы с вами жили лучше, чем они. Столько горя пережили, но не сдались, не сломались, выстояли. А тут в мирное время и в петлю от голода… А ведь их почти не осталось, – так прокомментировал эту новость пользователь портала под ником tatka25rus.

Внимание на экран: (демонстрация видео)

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести бабушка?

Отвечают

– Как вы оцениваете поступок ее собственной дочери?

Отвечают

– Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?

Отвечают

Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления. Давайте их сейчас все вместе рассмотрим:

Наш мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости. Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.

Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.

За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.

В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.(Сараево-столица Боснии и Герцеговины)

В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.(Ангола-государство в Центральной Африке)

В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.(Небольшое государство в Восточной Африке.)

Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Отвечают

Учитель: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать. И, так, одну из причин мы выделили. Это война.

Вторая – влияние телевидения.

Третья – может идти из семьи.

Виновно так же неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.

Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.

Сейчас я предложу вам немного подумать и пройти небольшой тест.

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

– да – 1

– нет – 0

2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?

– да – 0

– нет – 1

3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

– да – 1

– нет – 0

4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

– да – 1

– нет – 0

5. Любишь ли ты злые шуточки?

– да – 0

– нет – 1

6. Ты злопамятен?

– да – 0

– нет – 1

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?

– да – 1

– нет – 0

8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?

– да – 0

– нет – 1

9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?

– да – 0

– нет – 1

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?

– да – 0

– нет – 1

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

– да – 1

– нет – 0

12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

– да – 0

– нет – 1

Проходят тестирование, подсчитывают баллы:

Результаты теста:

Больше 8 баллов. – Ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Ты стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.

От 4 до 8 баллов. – Ну, что же, твоя доброта – вопрос случая. Добр ты далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравиться, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. – Общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?

Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!

– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы.

– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием .

– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача.

Ребята, а как вы понимаете слово милосердие? Какой человек может называться милосердным?

Отвечают

Учитель: Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

– Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

А как часто мы бываем милосердны к людям?

Отвечают

Учитель: На наших улицах все чаще можно встретить людей, без определенного места жительства, т. е. бомжей. Какая у нас бывает самая первая реакция, когда мы их видим?

Отвечают

Учитель : Но ведь они тоже люди, просто оступились, просто так сложилась их жизнь. Послушайте еще одну небольшую историю:

В газету Вечерние Челны обратился мужчина, который сообщил, что возле их дома 25/16 на бетоне, возле пакетов с мусором, лежит бездомный и замерзает. До этого бомж около недели пролежал в их подъезде. Жители дома пытались пристроить бедолагу, но у них ничего не вышло. Полиция его не принимала, равно как и служба скорой помощи. Бомж плохо держался на ногах не потому, что был пьян, а потому что долгое время голодал.

Корреспонденту Вечерки бездомный мужчина рассказал, что зовут его Сергей Селетков, ему 46 лет. Когда-то он работал машинистом, была семья, есть два сына. Еще год назад он проживал в трехкомнатной квартире с матерью и двумя сестрами. Много пил, не платил за себя квартплату. Родственники попросили выписаться, чтобы было не так дорого оплачивать коммунальные услуги. Он согласился и оказался на улице. Мужчина на отрез отказался называть адрес, дабы не обременять близких. Корреспонденты взяли жизнь этого человека на заметку, пытаясь пристроить его в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток» но, слишком поздно: недавно Сергей скончался.

К сожалению, сегодня проще пристроить котенка в добрые руки, чем помочь человеку, – так считают жители того подъезда, – не по-человечески закрывать глаза на то, как на улицах города в холода гибнут люди.

«Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Перекресток» расположен по адресу: г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский д. 29а. На 11.10.2013г. в Центре всего проживает 50 человек. Из них мужчин 45 человека, женщин- 5 человек. В отделении первичного приема и санитарной обработки – 14 человек, отделении социально – трудовой реабилитации и адаптации – 36 человек. Из них: пенсионеров по возрасту – 5 человек, инвалидов – 3 человека, освободившихся из мест лишения свободы- 3 человека.

Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Куантаева Аэлита
Конспект урока в 8 классе «Милосердие»

Конспект урока в 8 классе по теме

«Милосердие »

Цель :

Раскрыть содержание понятий : милосердие и благотворительность;

Способствовать воспитанию доброты и милосердия , нравственных качеств; выявлению правильного представления о добре и добрых делах;

Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок» ;

Формировать развитию у детей чувства умения правильно оценивать свои поступки;

Формирование у учащихся духовно-нравственных качеств.

Задачи :

Помочь учащимся раскрыть содержание понятия милосердие , одного из основных принципов, которым должны руководствоваться все люди;

Способствовать развитию нравственного самопознания;

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование : презентация, компьютер, мультимедийный проектор, наглядности.

Ход открытого занятия:

- (Слайд1) Прочтите эпиграф к нашему мероприятию.

Поистине велик тот, кто обладает великим милосердием .

Фома Кемпийский.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Милосердными называют тех людей , которые сострадательно относятся к людям, имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

- (Слайд2) Сегодня я приглашаю вас к разговору о чувстве, которое, возможно, стало непопулярным, но таким необходимым в настоящее время – о милосердии ,

тема нашего занятия «Милосердие » .

И сегодня мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия , понять, к кому нужно проявлять милосердие , как нужно относиться к людям, как можно помочь нуждающимся и составим благотворительный проект.

Основной этап занятия :

(Слайд3) Милосердие и сострадание по определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

Как вы понимаете это слово? (МИЛ-милость , помиловать , СЕРД- сердце болит, душа болит, человеколюбие)

(Слайд4) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

милосердия

Какие чувства вы испытывали?

Ребята, с какими словами у вас ассоциируется это слово «милосердие » ?

(доброта, человеколюбие, помощь, жалость, терпение, забота, поддержка, сострадание, сочувствие, уважение.)

Почему вы называете это слово, с чем вы его связываете?

(Слайд5) Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.

Работа с карточками.

Давайте подберем к этим словам определения. На доске висят слова, к ним нужно найти определения. Карточки с определениями лежат на столе.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!

Что общего в этих словах? (Все эти слова проявления милосердия )

А в вашей жизни были случаи проявления милосердия ? Расскажите о них. (ухаживать за больными, ухаж. за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь)

Чтение стихотворения.

Музыка 1Ученик читает стихотворение :

Милосердие в моем понимании –

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

– Люди всегда славились такими качествами души, как милосердие и сострадание . Обратите внимание на слово «со-страдание» . Объясните его. (Это совместное страдание, когда страдают все, т. е. делят беду пополам).

– Как вы считаете, беда станет меньше, если её разделить с другими? (Ответы) .

– Сформулируйте, какого человека можно назвать сострадательным (Сострадательным человеком называют того, кто в трудную минуту пожалеет, скажет ласковое слово и посочувствует другому. Когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь).

Пример милосердия .

А вы знаете что такое притча? (в притче собрана вся народная мудрость) . Послушайте притчу и скажите, как проявляется милосердие ?

(Видео «Притча о блудном сыне» )

“Притча о блудном сыне”.

“У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу : “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал :

“Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему : отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал : “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам : “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать. Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил : “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка. Отец же сказал ему : "сын мой! ты всегда со мною, и все мое - твое. А о том надобно было и тебе радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил; пропадал и нашелся".

Какой нравственный урок даёт эта притча ?

Отец был ли милосердный к своему сыну ?

Почему обиделся старший сын?

Правильно ли поступил отец что принял сына обратно?

Почему отец сказал «Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив» ?

Какое из названых вами определений проявляется в притчи?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Сын в притче был мёртв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательно грешником. А грешный человек как мёртвый. Но сын раскаялся, то есть ожил.

Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на не правильный путь. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие , сострадание.)

Какое из названных вами определений проявляется в притче?

-(Музыка2) Что чаще всего делают милосердные люди ?

(делают добро и занимаются благотворительностью.)

(Слайд6) Каждый год в нашем детском доме проходит «День благодарения» , где люди оказывают помощь детям, а в знак благодарности проводится концерт.

Что такое благотворительность?

(БЛАГО+ТВОРИТЬ. Творить БЛАГО (добро) - нести добро людям во благо их)

(Слайд7) Благотворительность-оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.

Чтобы заниматься благотворительностью, необходимо быть богатым.

Каким может быть богатство (Материальным и духовным (честность, чуткость, доброта, стремления, знания.)

Что значит быть духовно богатым? (сосредотачиваться не только на своих интересах, но и обращать внимание на потребности окружающих тебя людей, стремиться помочь им, быть милосердным ).

1)С давних времен на Руси соблюдали «закон десятины» . Наши предки знали-десятую часть своего дохода надо отдать нуждающимся. Если ничего не даешь, то ничего не получаешь взамен.

2) При монастырях и церквях появлялись бесплатные приюты, больницы для нищих. 3)Накануне больших праздников русские цари рано утром делали тайные выходы и из собственных рук раздавали милостыню .

4)Помогать материально- это самый простой вид помощи. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег, и всё.

5) Очень важно отдавать деньги, любовь, заботу, внимание легко, не жалея о подарке. –Как вы думаете, почему (Очень важно найти грань, так называемый баланс между отдачей и получением. Человек просто расстается с некоторой, не очень значимой для него суммой денег, нежели проявить уважение и милость .).

Благотворительностью часто занимались и занимаются ВОЛОНТЕРЫ- это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» .

Каждый из нас либо словом, либо делом может сеять семена милосердия и сострадания . А урожай будет. По закону сеяния и жатвы, что посеешь, то и пожнёшь. Милосердию можно научиться . Сначала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным.

Работа с пословицами

Ребята, соедините начало и конец пословиц :

Не хвались серебром,/ а хвались добром

На свете не без/добрых людей

Жизнь дана /на добрые дела

С миру по нитке/бедному рубашка

Не устоять худу/против добра

Злой плачет от зависти, /а добрый от радости

Только на добрых делах /мир держится

О чем были эти пословицы?

Какая пословица больше всего подходит к благотворительности?

Делают ли люди добро в наше время? Да, конечно. В наше время существуют благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

-(Слайд8) Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

Информационный блог

Ребята я давала вам задание найти современных спонсоров и благотворителей. Кого вы знаете?

Сообщение детей «Современные спонсоры и благотворители»

(Слайд9) Анжелино Джоли

(Слайд10) Чулпан Хаматова

(Слайд11) Аружан Саин

(Слайд12) Егор Бероев и Ксения Алферова

(Слайд13) Элтон Джон

(Слайд14) Гоша Куценка

(Слайд15) Леонардо Ди Каприо

(Слайд16) Дэвит Бэкхом

(Слайд17) Мария Миронова, Игорь Верник и Евгений Миронов

Интерактивная беседа

В наше время существуют различные благотворительные фонды для поддержки научных проектов, помощи детским домам, больницам и т. д.

Как вы думаете, ребята, что заставляет этих людей тратить свои деньги на благотворительность (ответы детей) - Милосердие , сострадание и благотворительность- это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца. Когда ты помог ближнему, ты умножил количество добра в мире, принес добро самому себе и твоя душа стала светлее.

Воспитанник :

В жизни можно по-разному жить

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости

А можно раз на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Голой рукой солнце достать

И подарить его людям!

(берет солнце и клеет его на доску)

Запишите на солнечных лучиках, кому и какую помощь вы могли бы оказать.

Помощь пожилым, сиротам, инвалидам

Сбор средств для детдома

Помощь бездомным животным, птицам

Сбор одежды для пострадавших от стихийных бедствий и т. д.

Давайте подумаем, какой благотворительной деятельностью может каждый из вас заняться в будущем? Расскажите о своем проекте благотворительной деятельности которые вы подготовили.

1 - Что делаем? (тема проекта)

2 –Для чего? (цель проекта)

3 - Для кого?

4- Где сделаем?

5 - Как будем делать? (из чего) 6 - Что делать буду я? (анализ своей деятельности)

6 - Как я оцениваю свою деятельность.

Подведения итогов

- (Слайд18) Ребята, что больше всего запомнилось вам сегодня на занятии?

Ребята мы сегодня много говорили о милосердие , рассмотрели примеры, узнали про благотворительность. Ребята давайте в пишем в капельки, изображенные на доске, ценности, с которыми вы пойдете по жизни :хорошее настроение, любовь к людям, милосердие , сострадание, отзывчивость, доброжелательность, уважение.

Посмотрите какая картина-кластер получилась у нас .

Сегодня на занятии мы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и благотворительности. И каждый из вас для себя лично попытался взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

Подведя итог нашему занятию, хотелось бы всем нам пожелать :

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,

Не забывай творить добро, пока живёшь!

Всё, с чистого листа, не перепишешь.

Со временем, ты это всё поймёшь.

Жизнь невозможно повторить сначала,

Ушедших близких тоже не вернуть.

И, как бы жизнь не била, не качала,

Пройди достойно этой жизни путь!

Люби людей, и будешь

ты любимым,

Всегда прощай, и будешь сам прощён,

Ведь жизни срок

летит неумолимо!

И, добрым словом будешь ты польщён! Идти

старайся в ногу вместе с веком,

Не спотыкайся, на ногах держись.

Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,

В круговороте, под

названием :"Жизнь"!

(Музыка2) Воспитанник :

Не замечая боль, не зная милосердия ,

не может человек быть Главным Существом.

Ведь для любви и к ближним сострадания

он был задуман Высшим Божеством.

Так будем же добрее мы друг к другу,

подарим ближнему и радость, и тепло.

И то, что отдадим соседу или другу,

вернется к нам. И принесет ДОБРО!

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: - формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

Развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

искренности, человеколюбия;

Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

Закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование : Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

листы с отпечатанной легендой «Спасти звезду», ватманы, маркеры.

План урока.

Что такое милосердие?

Притча о добром самарянине.

Цветик семицветик.

Спасти звезду.

Сестры милосердия.

Ход урока.

Игра «Паутинка».

У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

Слайд 1

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - милосердия.

Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека - человеком.

Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

Слайд 2.

И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие - готовность помочь кому - нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия).

Откройте свои тетради, запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие »

Слайд 3 (определение )

Одно из самых красивых слов на свете - это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

Тимофей и Владимир прочитаю вам стихотворения «Нищий»

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Чем отличаются они между собой?

(В одном стихотворении проявляется - милосердие, в другом -жестокосердие.)

Слайд 4(милосердие и жестокосердие)

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине »:

Слайд 5(видео кадр)

(На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела - и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

самарянин - это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

Притча Христа означает: ближний - тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

Слайд 6

- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

Слайд 6

Перед Вами слова:сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?

Послушайте ребята притчу «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

Слайд 7

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты »

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Слайд 8

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие». Велась переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

(В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

задания в тетради.

Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками...

Вы нашли у своего дома маленького котёнка....

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак...

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось...

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев...

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем...

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой...

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...

Слайд 10

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается . Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

Слайд 11

Я благодарю Вас за урок

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа № 2

Баганского района Новосибирской области

Урок по предмету «ОРКиСЭ»

модуль «Основы светской этики»

Урок милосердия

Курганкина Наталья Петровна

Тема урока: «Урок милосердия»

Цель: знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков.

Задачи:

    Раскрыть понятие «милосердие»;

    Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;

    Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,

используя современные технические средства;

    Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;

Планируемые результаты учебной деятельности

Предметные:

Формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии;

Личностные учебные действия:

- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим,

Формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена-формирование гражданской идентичности в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.

Регулятивные учебные действия:

Умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

Познавательные учебные действия

- выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;

- развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные учебные действия:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

Овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;

Нахождение главного в собранной информации;

Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Используемые методы :

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод презентации.

Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.

Методические комментарии:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС , предполагает активность обучающегося- знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, толковые словари.

Ход урока.

    Орг. момент.

В жизни по – разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.

Давайте подарим друг другу и нашим сегодняшним гостям наш урок.

    Мотивация учащихся, игра – тренинг.

Доброе утро ребята. Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбнитесь, ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.

    Рефлексия.

Нарисуйте смайлик, настроение которого совпадает с твоим. 3 минуты.

    Введение в тему.

Ребята, я хочу рассказать вам о случае, свидетелем которого я стала. (девушка помогла инвалиду).

Беседа по услышанному:

Как поступила девушка?

Как оценить поступок? Каким словом?

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

5.Выдвижение гипотезы.

Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.

А насколько важна эта тема? Заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)

Просмотр видеоролика

Так что же такое «Милосердие»? кто- нибудь может объяснить?

6. Работа с понятием.

Но что написано об этом словаре?

Предлагаю вам обратиться к толковым словарям и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

Читают определения.

Выразите цветом своё отношение к милосердию.

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?

Давайте выделим корни в слове «милосердие»

Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

Какие еще человеческие качества близки милосердию?
7. Работа в группах.
(Группам дается список качеств, дети должны выбрать, какие качества близки милосердию).
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.

Милосердие – это одно из главных качеств русского народа. Наши мудрые предки сложили множество пословиц о милосердии и доброте.

Задание 2. Соберите пословицы и объяснить значение одной из них.

(Пословицы и поговорки о милосердии и доброте).

    Добрые вести прибавят чести.

    Доброта без разума пуста.

    Кто добро творит, тому бог отплатит.

Добрый человек в добре живет век.

8. Пауза

На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (так говорят, когда просят о чем-то).

Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

Будьте добры поднимите руку.

Хлопнете в ладоши.

Повернитесь налево.

Будьте добры улыбнитесь.

Будьте добры присаживайтесь.

Спасибо, ребята вы очень внимательны.

9. Работа над понятиями.

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный , то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева , как ты.

О чём эта притча?

Каким качеством обладал мальчик?

Кто нуждается в милосердии?

10. Работа в группах.

В каких ещё ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?

У вас на столах задания. Вам нужно найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

2. заболел твой товарищ..

3. Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

5. Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

6. В соседнем доме случился пожар…

11. Работа над понятиями

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя ». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

О чем притча?

Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? (слайд)

А себя вы можете отнести к таким людям?

12. Игра «Ромашка Доброты»

Перед вами на парте лепестки ромашки. Подумайте, что вы сделали хорошее, доброе вчера, а может быть уже и сегодня. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к середине нашего цветка. А цветок прикрепите на нашу поляну.

Посмотрите, у нас получился целый цветник добрых дел.

13. Рефлексия.

- Составить синквейн на тему милосердие (если останется время).

Пример:

милосердие

бескорыстный, добрый

помогает, спасает, утешает,

где тяжело, будь там

ответственность

милосердие

добрый, переживающий

проявлять, поддерживать, любить

помогать нуждающимся в помощи

забота

любящий, отзывчивый

сочувствовать, переживать, помогать

мы должны проявлять сострадание

необходимо.

Вот и подошёл к концу наш урок (Дети читают стихотворение).

14. Итог урока

Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.

15. Задание на дом.

Задание на дом: подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

Задание 1.


Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.
Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе братство лучше богатства.

Живи добрее, будешь всем милее.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром

Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

Заболел твой товарищ..

Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

В соседнем доме случился пожар…