Буква г в русском языке. Звуки -, -. Буквы К–Г Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель :

  • Учить детей различать звуки [к]-[г], [к’]-[г’] в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: Развивать фонематическое восприятие.
  • Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
    • а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
    • б) анализа и синтеза предложения из 7 слов.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы К - Г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент . (слайд 1)

Какая тема была на прошлом занятии? (звуки [к] - [г], буквы К – Г). Чем отличается звук [к] от звука [г]? (звук [к] - глухой согласный, а звук [г] – звонкий согласный). А почему звук [к] глухой? (звук [к] глухой, потому что голосовые связки не работают). А почему звук [г] звонкий? (звук [г] звонкий, потому что голосовые связки работают). Буква К сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([к]-[к’]). А буква Г сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([г]-[г’]). Кто догадался, какая тема будет на сегодняшнем занятии? (звуки [к] - [г], [к’] - [г’] и буквы К - Г).

2. Объяснение новой темы.

Правильно, (слайд 2) запишите дату (уточняется число и месяц) и тему зелёной ручкой: Звуки [к] - [г], [к’] - [г’]. Буквы К - Г. Ребята, пока вы писали тему занятия, мне пришло сообщение. А от кого, вы сейчас сами угадаете:

На гармошке он играет,
С днём рожденья поздравляет.
Он зубаст, но всё же мил.
Это (Гена крокодил). (слайд 3 Гена с гармошкой)

Правильно! Гена вместе с Чебурашкой направляются к нам в школу! Как вы думаете, для чего? Поскольку Чебурашка только недавно научился читать и писать, ему оказалось трудно различать буквы К –Г и звуки, которые они обозначают. Поможем Чебурашке разобраться? А вот и они! (слайд 4 Гена и Чебурашка идут в школу)

3. Характеристика звуков (слайд 5 Гена с Чебурашкой)

Даша, идёт к доске и записывает характеристику звука [к] с объяснением, а вы, записываете в тетради. (слайд 6 Гена с Чебурашкой в левом верхнем углу) Даша, каким цветом ты будешь писать? Правильно, синим. ([к] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, глухой, т. к. голосовые связки не работают)

Никита, запиши на доске характеристику звука [г] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, синим. ([г] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, звонкий, т. к. голосовые связки работают)

Маша, иди к доске и обозначь различие между звуком [к] и звуком [г]. ([к] – глухой, а [г] – звонкий, и обводит красным цветом). Маша, эти звуки парные? (да).

Настя, иди к доске и запиши характеристику звука [к’] с объяснением. Каким цветом ты будешь писать? Правильно, зелёным. ([к’] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, глухой, т. к. голосовые связки не работают).

Алёша, запиши на доске характеристику звука [г’] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, зелёным. ([г’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, звонкий, т. к. голосовые связки работают).

Максим, иди к доске и обозначь различие между звуком [к’] и звуком [г’]. ([к’] – глухой, а [г’] – звонкий, и обводит красным цветом). Максим, эти звуки парные? (да).

Работа в тетради идёт одновременно с доской.

4. Работа с кружками.

Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки обозначающие мягкие согласные). Объясните, Чебурашке, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).

Слова: гусь, гитара, пакет, рукава, серьги, гагара, катушки, галка, аквалангисты.

5. Работа со звуковой линейкой. (слайд 7 Чебурашка)

Ребята, вы молодцы, но Чебурашке ещё очень сложно разобраться в наших звуках, поэтому давай те покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Никита, какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки, и начинаем с Даши. Определяем общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.

Слова: магнитофон, универмаги, физкультура, светильники, программисты, астрология, мандаринка, холодильники, подосиновик.

Молодцы, замечательно справились с заданием.

6. Физическая минутка (слайд 8 Гена и Чебурашка на весь экран)

А сейчас, покажем нашим друзьям, какие вы внимательные. Я буду показывать различные движения, а вы - их выполнять наоборот, а Гену попросим спеть (под весёлую музыку из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”).

7. Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы К –Г двумя цветами).

Ребята, мы совсем забыли про Шапокляк и её крысу Лариску. (слайд 9 Шапокляк и Лариска на весь экран под песню Шапокляк). Пока мы выполняли упражнения, они утащили из слов буквы К и Г. (слайд 10 Шапокляк и Лариска в верхнем левом углу, Чебурашка в правом верхнем углу, а посередине карточка со словами, в которых пропущены буквы К – Г). Чебурашка очень расстроился. Давайте, скорее поможем ему написать эти буквы. И, непросто, а двумя цветами! Работаем в карточках, которые у вас на столах. Карточка: _армош_а, _ирлянда, _ро_одил, помощни_и.

Ро_ат_а, и_руш_и, _аля, ля_уш_и, _ена.

8. Запись предложений четырьмя цветами (на доске и в тетради).

Нам удалось вернуть буквы К и Г. Проказы Шапокляк и Лариски не прошли, им стало стыдно. И они тоже захотели понять, какие же звуки обозначают буквы К и Г.

Для этого давайте составим из данных слов предложение (слайд 11 Гена и Чебурашка помогают мастерить скворечники в левом верхнем углу и посередине напечатано деформированное предложение). Предложение: ребятам изготавливать Гена помогают скворечники. и Чебурашка

Ваня расставь слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Гена и Чебурашка помогают ребятам изготавливать скворечники.)

Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. Даша на доске, а остальные в тетради. (слайд 12 эта же картинка на весь экран).

9. Итог занятия.

Молодцы! Давайте подведём итог. Какие звуки обозначает буква К? ([к] – [к’]). Они оба какие? (глухие). Какие звуки обозначает буква Г? ([г] – [г’]). Они оба какие? (звонкие).

Ребята, по моему, вы не только помогли Чебурашке разобраться в звуках и буквах, но и подружили Шапокляк с Геной и Чебурашкой. (слайд 13 Гена, Чебурашка и Шапокляк вместе у вагона под песню Чебурашки “Лучшему другу”). Они вам говорят большое спасибо и дарят сладкие апельсины.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели! Рада вновь видеть вас на моем блоге. Сегодня продолжаем рубрику Учим буквы . И следующая буква в алфавите буква «Г».

Для занятия подберите несколько картинок, с предметами, начинающимися с буквы «Г», можно картинки заменить предметами и игрушками. Для примера я подобрала для вас несколько картинок.

Ваш ребенок, уже научился определять какой это звук гласный или согласный? Не забывайте это проделывать изучая каждую букву. И напоминайте отличие буквы от звука. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

И как всегда для изучения буквы размещаю художественное слово и игры , чтобы ваши занятия стали интересны детям используйте их.

Буква «Г»

Выгибает шею гусь:

Никого я не боюсь.

Веселые стихи

Г – крючок обыкновенный,Но в труде помощник первый.

В. Степанов

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

С. Маршак

Г – громадный кран подъемный,

Помогает строить нам.

Без труда он блок бетонный

Поднимает к облакам.

В. Степанов

Не г усь, не г алка буква Г ,

А цапля на одной ноге.

И подобно кочерге,Горбит спину буква Г .

А. Шибаев

Г схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Я. Козловский

Букву на плече носил.

На лугу траву косил.

Е. Тарлапан

Г риб растет среди дорожки –

Г олова на тонкой ножке.

Г де коса гуляла,

Г олым поле стало.

Галка села на забор,Грач завел с ней разговор.* * *Грач качался в гамаке,Гуси – в волнах на реке.Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Галка, сидя на плетне,Головой кивает мне.* * *Гусь купил себе гармошку,Но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

* * *По узкой тропинкеГусиным шажкомГусиное войскоШагает гуськом.* * *

Глядит не наглядится

Гусыня на гусят.

* * *Гром, гром, гром, гром…Где-то рядом, за холмом.Гневно молния сверкает,Гром грохочет, громыхает.Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

Наборщик

Скороговорки

Перевертыши

ГОРИ, ПИРОГ.

ШАРАДЫ

С буквой Л – в игре в футбол

Часто слышим слово… (гол).

С Д уж в слове смысл не тот –

Мерой стало – просто… (год).

Игры

Игра «Кто внимательный?».

Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

Игра «Доскажи словечко».

Ежедневно, встав с постели,Поднимаю я… (гантели). * * *Михаил играл в футболИ забил в ворота… (гол). * * *

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый… (гусь).

Говорю я брату: – Ох,

С неба сыплется горох!

– Вот чудак, – смеется брат, –

Твой горох – ведь это… (град).

На жарком солнышке подсохИ рвется из стручков… (горох). * * *Лодки по реке плывут,Люди веслами… (гребут). * * *

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех… (грач).

Игра «Доскажи предложения».

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

Игра «Занимательные модели».

Образуйте не менее пяти слов по этой модели: г – – .

О т в е т: год, гол, газ, гам, гул.

Игра «Найди лишнее слово».

1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

Игра «Лесенка» .

Игра «Наборщик» .

Звуков речи круг зодиакальный
Оборот свершает во Вселенной,
Каждый звук незримо свет астральный
Изливает в мир попеременно...

Буква А
Исторически : форма буквы происходит от финикийского знака"Алеф" - голова быка", перевернутого рогами вниз, соответствует греческой "Альфе" и славянскому "Аз" -"я" (число 1).
Лингвистически : звук А - один из основополагающих звуков речи, это первый гласный, который, усваивают дети, самый простой и открытый,самый звучный и яркий, широкий и гортанный, по месту образования ему родственны гортанные согласные (в русском языке - Г, К, Х).
Психологически : начало - волевой старт, открытость и размах, активность и пламенность, неудержимый поток энергии, не знающий преград,авангард, сила и величие, храбрость и громкость, прямота и правда.
Победа настоящего над прошлым, крик радости и страха, дар жизни и порыв страсти. Энергия А подобна армии, идущей в атаку.

Славой царственной увитый,
С силой огненного льва,
Храбрый, громкий и открытый,
Ярко-алый символ "А"

Звук А соответствует красно-алому цвету огня, энергии и силы, выражающему те же психологические характеристики.
Астрологически: стихия Огня - это прежде всего прямота и смелость Овна, величие и могучая энергия Льва, а также несколько в меньшей степени качества этой буквы отражают Стрельца, он слышится в размахе устремлений этого знака.

Буква Б
Исторически: форма буквы происходит от финикийского знака"Бет" - "дом", которому соответствует славянское "Буки" - "буква, бук".
Лингвистически: самый сильный из губных звуков, звонкий, взрывной, по месту образования родственный гласному У. Напор воздуха наталкивается на сопротивление губ и преодолевает его.
Психологически : объем и давление, полнота и упорство, переполнение потенциала. Внутренняя энергия, накопившись (бомба, бутон), уверенно вырывается наружу, овладевая внешним пространством (свобода, брать).
Б - большой и здоровый, стремящийся к обладанию благом в напоре борьбы. Это буйство жизни (биос), богатство бытия и материальное воплощение, которое приносит и страдание (беда, боль).

Б - буйство и победа бытия,
Упорный бой богатства и беды.
Оно само - потенциал себя:
Бутон, потом - цветущие сады.

По родству с У звук Б окрашивается плотным желто-зеленым цветом живой растительности и материальной полноты.
Астрологически : выражает качества Тельца, в меньшей степени Рыб
(полнота) и Козерога (упорство).

Буква В
Исторически: финикийский знак "Бет" - "дом"; греческая "Бета" (в византийском произношениии - "Вита"); славянское "Веди" - "ведаю,знаю" (число 2).
Лингвистически: это суженный звук Б, губно-зубной, щелевой,
родственный У, по способу образования близок с Ю. В — это смягчение и удержание колебаний воздуха мягкостью губ под контролем зубов.
Психологически : влияние и волнение, влечение к овладению и объединению внутреннего с внешним, внедрение и выявление чувств, их оформление. Стремление к сближению, взаимности и взаимопониманию,вбирание (вход) и выдача (выход). Переливающиеся волны эмоций.

Влажной весною речная волна
В веерный танец вовлечена.
А в бирюзовую воду вросли
Вьющейся лентою водоросли.

В - зелено-голубого (бирюзового) цвета, отражающего эмоциональную живость, взаимопроникновение и влажность.
Астрологически : стихия Воды, планета Венера, знаки Рыб и Тельца,в меньшей степени Весы (взаимность) и Водолей (выявление и прохладная влага).

Буква Г
Исторически : происходит от финикийского знака "Гимел". Значение его первоначально - "угол, горб", позже - "верблюд". Греческая "Гамма";славянское "Глаголь" - "говори" (число 3).
Лингвистически : взрывной, горловой, звонкий согласный, близкий гласному А. В горле образуется изгиб и преграда, которую поток воздуха огибает с волевым усилием.
Психологически: резкость и решительность, угловатость и неожиданность. Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, перегиб и передел.
Г -краткий и волевой звук, в нем гибкость разума и энергия воли, непредсказуемость мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий разумом (умный в гору не пойдет): способность обогнуть,перепрыгнуть, перешагнуть (ход конем), изобретательность.

Угол Г - рычаг рассудка -
Обогнет любой тупик.
Обойдет преграды духа,
Горы в камни раздробив.

Г - резкого оранжево-серого цвета - цвета энергии и рационализма.
Астрологически : гибкость воздуха и энергия огня, знаки Овна и Близнецов, а также Водолея (неожиданность) и меньше Козерога (преодоление).

Буква Д
Исторически : образована от финикийского знака "Далет" - "дверь дома; греческая "Дельта"; славянское "Добро" (число 4).
Лингвистически: звонкий переднеязычный согласный, родственный по месту образования с гласным И. Фиксируется упругим ударом языка о край зубов.
Психологически : утверждение и опора (дом), определенность и достоверность, созидание и продуктивность, материальная добротность, доброта позитивного (да! дать), данность и удовлетворение результатом. Упругая, живая твердость дерева - уверенность и жизнеутверждение (дуб).

Д - это древо мирозданья,
Земле дарящее плоды,
Что щедрым духом созиданья
Взросло до неба доброты.

Д - серо-коричневого цвета, конкретного и ощутимого, надежного и устойчивого.
Астрологически: стихия Земли, знаки Тельца и Козерога, также Льва и в меньшей степени Стрельца (динамизм) и Девы (деятельность), которых лучше отражает звук ДЬ.

Буква Е
Исторически : форма происходит от финикийского знака "Хе" - "решетка, рама или открытое окно"; греческое "Эпсилон", славянское "Есть" -"есть, существовать" (число 5) и другая буква "Ять" - "еда, явства",произносимая также как Е.
Лингвистически : узкий гласный, переходный между А и И (в русском языке мягкий), протяжный, происшедший из сочетания ЙАИ, образуется гибким и медленным движением языка.
Психологически: гибкость и податливость, длительность и инертность, терпение и проникновение в скрытое, переменчивость и нейтральность, осторожность и слабость (еле-еле), вежливость и нежность,способность к самосохранению и самовосстановлению, приспособление к течению жизни, внимание к ее процессам. Растение или ручей, огибающий препятствие.

Нежный росток из земли неуверенно
В вечную ель превращается медленно.
Тихий ручей бесконечного времени
Жизнью струится под тонким растением.

Е - светло-зеленого цвета вечной жизненности, цвета гибкой и неуничтожимой травы.
Астрологически : соответствует знакам, вникающим в тонкость жизненных процессов - Раку и Деве.

Буква Ё
Исторически : вариант буквы Е, того же происхождения (введен в русский алфавит в 1797 году).

Лингвистически: самый новый звук русского языка, всегда стоящий под ударением; йотированный (смягченный вариант О, но по происхождению связанный с Е). Огубленный гласный переднего ряда, средний по звучанию между Я и Ю, струя воздуха направлена вверх.
Психологически : звук, ставящий на себе акцент: внимание и вклю-
ченность, особенность и пикантность, удивление и восторженность, веселость и несерьезность, лукавство и осторожность - и при этом вызов на контакт и сближение, несамостоятельность и потребность в партнере;внешне приветливый - внутренне ненадежный, способный поддеть, наколоть (ёж).

Вышивала Лёля шёлком
Домик, солнышко и ёлку.
Глядь, а ёжик уволок
Ниток жёлтеньких клубок.
Мы смеёмся: что такое?
Вышло солнышко рябое!

Ё - светло-лимонного (стронцианового) цвета, сближающего и утонченного.
Астрологически: стихия воздуха, партнерский знак Весов и в меньшей степени веселые Близнецы.

Буква Ж
Исторически: форма буквы происходит от египетского (коптского)знака "Джанджа" - означавшего предположительно "свеча, острие или кинжал". Славянское "Живете" - "живите".
Лингвистически: сложный, звонкий шипящий, образован из 3, но по артикуляции родственен Р. Сильное и напряженное сжатие языка образует сложную преграду воздушной струе.
Психологически : напряженность, рождающая энергию, сжатие и извержение, образ взрыва и пожара. Уничтожение чужого и утверждение своего, жгучий огонь желания и жажда жизни. Торжество страсти и
могущества, властность и тиранство, праздничное роскошество, распростертость и нагромождение.

Жажда жизни, желание власти,
Напряжённой энергии жар
Изверженьем безудержной страсти
Порождают жестокий пожар.

Ж - темно-рыжего, жгучего цвета мерцающих углей пожара.
Астрологически : страстные Лев и Скорпион, в меньшей степени Стрелец (торжественность).

Буква 3
Исторически: форма буквы происходит от финикийского знака"Зайн" - оружие, стрела"; греческие "Дзета" и "Стигма", славянские"Земля" (число 7) и "Зело" - "зло, сильно, очень" (число 6).
Лингвистически: сильное и резкое напряжение при образовании щели между зубов, звонкий зубной спирант, по артикуляции родственен гласным Е и И.
Психологически : резкость и извилистость (зигзаг, змея), зычность и звучность, призывный зов, будящий и тревожащий. Разящий и пронзительный звук, проникающий с усилием (вонзить), пронизывающий насквозь и невыносимый (зной, мороз), сильный и злой (зверь),бездушный и бескомпромиссный. Неизбежность (возмездие), трезвый ум и критичный анализ, рассекающий и зоркий. Резкий процесс изменений и оперативного вмешательства. Притязание (зависть) и неудовлетворенность,чрезмерная требовательность - "с ножом к горлу".

Прозрения зоркий анализ
В извилины мозга вонзает
Звенящей поэзии звуки
И низменной прозы зигзаги.

3 - сине-зеленого цвета с металлическим отблеском, передающего состояние резких изменений и напряженной неудовлетворенности.
Астрологически: знаки Девы и Скорпиона, в определенной степени знак Овна (резкость) и Близнецов (оперативность).

Буква И
Исторически: форма происходит от финикийского знака "Хет" - "изгородь, лестница", греческая "Эта", позже - "Ита"; славянские "Иже" -"который" (число 8) и "И" (число 10).
Лингвистически : один из основополагающих гласных, самый передний, узкий и напряженный, перехватывающий дыхание. По месту образования ему особенно близки зубные свистящие согласные (3, С, Ц в русском языке).
Психологически: напряжение и замирание, отстранение и отрешенность "от близкого (иной), восприимчивость к дальнему, устремление ввысь (птица), идеализация и поиск. Утоньшение и сублимация (игла,искра), вдохновенность и романтизм, отрыв от данного, мечтание и запредельный свет, тяга к духовному, сила интуитивного познания.

В иных мирах - иные идеалы.
В полете к ним - потеряны века.
Но манит даль, и в замираньи рада
Душа витать, покинув берега.

И - светло-синего цвета идеальной мечты и далеких горизонтов.
Астрологически : отражает идеализм Водолея, романтизм Стрельца,а также мечтательность Рака.

Буква Й
Исторически: модификация буквы И, введенная в алфавит, как самостоятельный знак, реформой 1735 года (до этого использовалась буква И без указания краткости).
Лингвистически : узкий полугласный, связанный с гласным И. Язык легко образует короткую преграду, почти не меняя своего положения.
Самый легкий и быстрый звук, легко соединяется с гласными и пропадает в конце слов.
Психологически легкость и неуловимость, мимолетность и исчезновение, взлет и растворение, молниеносность мысли (гений), воздушность и ментальность, скорость и суета (воробей), связь и потеря, лихость и лихо, стремление к свободе и растворение вдали.

Сдунул легкий ветерок
Стаю птичек с ветки,
И случайно облетел
Одуванчик ветхий.

Й - светло-сиреневого цвета с пепельно-серым оттенком. Этот цвет становится ярче в сочетании с другими цветами и теряется, взятый отдельно, сам по себе.
Астрологически: стихия Воздуха, знаки легкости мысли - Водолей и Близнецы, и в некоторой степени лихой Овен.

Буква К
Исторически : финикийский знак "Каф" - "ладонь, кисть руки или растение; греческая "Каппа"; славянское "Како" - наречие "как" (число20). В кириллице использовалась также двойная буква "Кси" для употребления в заимствованных словах и обозначения числа 60.
Лингвистически : глухой заднеязычный взрывной согласный, образуется как Г, но без участия голоса, легче, с меньшим нажимом, что делает его площе и суше.
Психологически : краткость и конкретность, очерченность и четкость.(контур, край), подчеркнутость и акцент, определение своего места (кто,который), уточнение и корректировка, правильность формы (красота,каллиграфия), быстрота и оперативность, подвижность и динамика (тик-так, прыг-скок). К - короткий и маленький (кубик, кролик), фиксирующий пространство (окно, комната) и местоположение (координаты).Сближение с предметом (к, ко).

Карандаш начертит кубик,
Ограничив край квадрата,
Четкий контур нарисует,
Указав на то, что рядом.

К - охристо-коричневого цвета конкретики и ощутимости.
Астрологически: конкретный знак Девы и корректирующие Весы, а также подвижные и спорые Близнецы.

Буква Л
Исторически: финикийский знак "Ламед" - "веревка, лента, линия";греческая буква "Лямбда"; славянское "Люди" (число 30).
Лингвистически : сонорный звук (средний между гласным и согласным), плавный, переднеязычный, боковой - единственный в своем роде звук, образующийся несимметричным положением языка во рту.
Психологически: плавность и гибкость (лента, лиана), гладкость до полированности (лак), лабильность и переливчатость, чистота и прохлада, идеальность (лебедь, ангел). Непрерывность линий и плавность перемен (из холода льда переплавление в волны любви), мягкое излияние дальнего света, снимающего гнет конкретного.

Белое Л - лебединая стая
Плавною лентой по небу плывет.
Милой улыбкою в облаке тает
Светлого ангела дальний полет.

Л - матово-белого цвета, ЛЬ - розово-белое - цвета идеальной чистоты и ангельской любви.
Астрологически: знак идеального - Водолей, гибкий и лабильный Рак, в меньшей степени Весы - идеал гармонии.

Буква М
Исторически: форма буквы происходит от финикийского знака "Мем"-"вода; греческая "Мю"; славянская "Мыслете" - "думайте" (число 40).
Лингвистически : губной сонорный звук, родственен носовому H и губному У. Наиболее легко произносимый из согласных, не требующий усилия, первый усваиваемый детьми (мама) и произносимый немыми. (Этот звук из-за своего мягкого и внутреннего звучания выражал образ материнской субстанции природы в индийском "Аум" и в еврейской Каббале, где "Мем" - одна из трех "букв-матерей" мира).
Психологически : мягкость и пассивность, умеренность и медлительность, всеприятие и растворение, естественная природность и пребывание в ней (материя). М - материнский и сочувствующий, прощающий и принимающий, матовый, мутный и растворяющийся (туман), отдающий себя и совмещающий в себе всё (молчание, музыка).

Немая мудрость природы,
внимающая и хранящая этот мир.
Мудрая музыка в море молчания
Медленно льется молитвой печальной.
Внемлет немому, его понимая,
Мягкое лоно туманного рая.

М - матово-зеленого цвета естественности и умиротворения.
Астрологически: это прежде всего знак слияния с "водами мира" -Рыбы, а также созерцательно-природный Телец, и в меньшей степени Рак(материнство) и Весы (миролюбие).

Буква Н
Исторически: форма буквы образована от финикийского знака "Нун"- "водяная змея; греческая "Ню"; славянское "Наш" (число 50).
Лингвистически : переднеязычный носовой сонант, по артикуляции близок Д и М. Струя воздуха наталкивается на преграду языка и идет вверх через нос, сохраняя звук как бы внутри.
Психологически : нейтральность ко внешнему (ноль), внимание ко внутреннему, дающее уровень и достоинство, уверенность, уравновешенность и устойчивость. Понимание настоящего, отрицание временного и случайного, уход в себя и нахождение опоры в неизменном. Внутренний эталон (норма) и монотонность.

Колонной Н поддерживает небо.
Немой атлант достоинство хранит.
Не примет ненадежного на веру
Нетленных эталонов монолит.

Н - матово-бежевого цвета внешней скромности й внутреннего достоинства.
Астрологически : Н передает уверенность Льва, внутреннюю веру Рыб, а также постоянство Тельца.

Буква О
Исторически: форма буквы от финикийского знака "Айн" - "око,глаз"; греческие "Омикрон" - "О малое" и "Омега" - "О большое"; славянские "Он" (число 70) и "От" (число 800).
Лингвистически : гласный, средний между открытым А и губным У,губы удерживают открытость рта, образуя круг и фиксируя выход воздуха наружу.
Психологически : округлость и охват (око, окно, колесо, обруч), мягкое удержание в форме (овал, около), обладание широкими возможностями: равновесие, обаяние и теплота, полнота и цельность, доброта и простота (благо, хорошо). Все крупное и большое (солнце, слон), довольство и благодушие, непосредственность и открытость, богатство эмоций.

В окоём открытого окна
Заглянуло солнце золотое.
Хорошо в поток его тепла
Окунуться с детской простотою.

О - плотного бело-желтого цвета, отражающего мягкое тепло и душевную открытость.
Астрологически : эмоционально богатые натуры Льва и Тельца, в меньшей степени Весы (обаятельность).

Буква П
Исторически: от финикийского знака "Пе" - "рот, уста"; греческое Пи", славянское "Покой" (число 80, а также число 700, обозначаемое буквой "Пси").
Лингвистически : глухой, ослабленный вариант звука "Б" - губы, расслабляясь, выпускают струю воздуха.
Психологически: спокойствие и равновесие, приглушенность и скромность в сочетании с чувством покровительства. Комфорт и приятие, устойчивость и установление внешней упорядоченности,подразумевающей иерархию (пост, положение, правила), и сохраняющий статус кво (право). Покой порядка, пожилой возраст и некоторый
пессимизм (црах, плохо, пепел). Снятие напряжения в деталях через внимание к общему плану.

Мирным покоем покрыты поля,
В правде - природный оплот постоянства.
Прошлого опыт - незримый судья -
Правит порядком земного пространства.

П имеет приглушенный, пастельный оттенок спокойного болотного цвета, который можно также описать как зелено-бежевый или цвет хаки.
Астрологически : знак всеобщего равновесия - Весы, иерархии и опыта - Козерог, в меньшей степени Дева (скромность).

Буква Р
Исторически: форма образована от финикийского знака "Реш" - "голова", греческое "Ро"; славянское "Рцы" - "изреки" (число 100).
Лингвистически : сложный звук, требующий много энергии и напряжения. Вибрирующий и раскатистый, в русском языке - многоударный переднеязычный сонант. С трудом усваивается детьми и утрачивает свою мощь и раскаты в языках народов, долго живущих в условиях сугубой цивилизации (сельские жители произносят Р энергичнее и раскатистее,чем горожане).
Психологически : волевой напор и уверенность в себе, угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество, мужественность, решительность до грубости, ярость и твердость. Громадность, раскрытие потенциала, энергия природных сил (раскаты грома), прямота, действие напролом, деление на черное и белое (друг и враг). Утверждение силой и триумф победы.

Грозный Р - раскаты грома,
Дрожь небес и трепет гор -
Разрубает цепи рока
Молний яростный топор.

Р - темно-рубинового цвета, отражающего могущество потенциала и напор агрессии. (Картавое Р имеет кирпичный цвет).
Астрологически : яростный Овен и могучий Лев, в меньшей степени Козерог (напор и твердость) и Скорпион (сила потенциала).

Буква С
Исторически: форма буквы происходит от финикийского знака "Шин"-"холмы, зубы"; греческая буква "Сигма"; славянское "Слово" (число200).
Лингвистически : узкая щель между зубами и языком, через которую интенсивно, со свистом, устремляется воздух, образуя при этом самый широкий (универсальный) спектр вибраций. Звук менее напряженный,
чем 3, но большей длительности, по месту образования и устремленности близок к гласному И. С - наиболее естественный фиксатор конца слова,это своего рода — стрелка, указывающая на то, что слово закончено и обращено к слушателю: не случайно в пра-индоевропейском языке большинство слов кончалось на "с", что сохранилось в латыни, греческом и литовском языках.
Психологически: острота и устремленность (стрела), сияние и эстетизм. Сила стремления и слабость в утверждении, противоречивость (со-мнения), беспокойство, но и восприимчивость, ведущая к синтезу. Искание смысла, исследование сознания, луч мысли, интенсивность и универсальность. Сила поиска (из сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким (с, слово, союз).

В серебристом звездном свете
Искры истины сверкают.
К ним стремятся мыслей стаи,
Сеть сомнений рассекая.

С - серебристо-синего цвета, трансцендентного и далекого, но прикасающегося к близкому искрами дальнего света звезд.
Астрологически : устремленный Стрелец и сомневающийся Рак, в меньшей степени искатели-Близнецы.

Буква Т
Исторически : форма буквы происходит от финикийского знака "Тав"- "излом, знак, крест"; греческое "Тау"; славянское "Твердо" (число 300).
Лингвистически: самый короткий глухой звук, более сдержанный и тонко произносимый, чем Д: язык выверенно и кратко ударяет о край зубов. Взрывной согласный, по месту образования близкий гласному И и согласным С и Ц.
Психологически: твердость и определенность (окончание на "-сть"),строгий контроль и ответственность, требовательность и отверженность.Точка опоры и скелет конструкции. Разрушение нестойкого и построение
твердых основ (традиция). Непреклонность, принципиальность и абсолютизм. Порядок в деятельности и труде (такт, ритм, толк).

Т - непреклонный абсолют
На мир взирает строго.
Следит за точностью минут
И завершеньем срока.

Т - темно-серого цвета скромности и порядка, точности и контроля.
Acmрологически: стихия Земли: точность Девы и твердость Козерога.

Буква У
Исторически : форма буквы от финикийского знака "Вав" - "гвоздь,набалдашник"; греческая "Ипсилон"; славянское "Ук" - "учение, наука"(число 400), а также буква "Юс большой" - "усы", используемая в русской кириллице как "у"

.Лингвистически : один из основополагающих звуков, наиболее глубокий из гласных, губной, задний, как бы направленный не наружу, а вглубь.
Психологически : глубина и погружение, утопание и утекание (потеря, ущерб), уныние и грусть, безучастность и инертность, медлительность и пассивность, флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение. Мудрость понимания (ум, слух), слияние с жизненным потоком (улица,улей), уход в прошлое, но и надежда на будущее.

Грусть У - унылый сон луны в пруду,
Улыбка У - улитка на бегу,
А мудрость У - в ученость погружение,
Уход души в чужую глубину.

У - глубокого зеленого цвета умиротворения и тайной надежды.
Астрологически: стихия Воды - знак Рыб, а также Телец с его природным покоем.

Буква Ф
Иcmорически : форма буквы является греческой модификацией финикийского знака "Тет" - "связка, тюк, товар". Греческие "Тета / Фита" и"Фи"; славянские "Фита" (число 9) и "Ферт" (число 500).
Лингвистически : необычный и чуждый звук для славянских языков.Глухой губно-зубной согласный, родственный согласным В и П и гласным Ю и Ы. Более расслаблен по сравнению со звонким В, поэтому губы при его произнесении легко теряют правильную форму: струя воздуха как бы выворачивает их.
Психологически: непонятность и одурманенность, размытость и смешение. Потеря и образование формы (фигура), трансформация и переиначивание. Волшебство и обман (фокус), выверты (фигляр) и неправильность, раздувание (фонтан, фуфайка) и надувательство (фикция, фуфло). Непривычное, сложное, загадочное и таинственное (фантастика, сфинкс), чаще негативное (фу!).

В фантастическом смешеньи
Фосфора туманный газ -
Миф фантазии волшебной
И реальных фактов фарс.

Ф - матового темно-изумрудного цвета: в сумеречном тумане тускло поблескивающие изумруды. Цвет неустойчивости форм и затаенного проникновения. (Из-за влияния названия цвета многим видится эта бук-
ва фиолетовой).
Астрологически : стихия Воды: туманные Рыбы и таинственный Скорпион.

Буква X
Исторически: форма буквы - греческая модификация финикийского знака "Каф" - "ладонь, растение"; греческая "Хи"; славянское "Хер"-сокращение от слова "херувим" (число 600). Название этой буквы отражено в слове похерить, то, есть перечеркнуть крестом, напоминающим рисунок этой буквы.
Лингвистически: наименее звучный согласный в русском языке - выдох, производящий тихий шум. По сравнению с близким к нему К произносится не резко, образуя щель на сгибе горла. По месту образования связан с гласным А.
Психологически: сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость (чахлый, хилый) и затаенность (хитрый, ехидна), тихость и тусклость, скромность и погашенность. Сохранение и сдержанность энергии,затухающее тепло. Поиски обходных путей и источников энергии, материальная нищета. Нахождение совмещений и сходств, обманчивых и явных (химера и бог). Высвобождение скрытого (дыхание, смех).

Не выдохнуть под зноем суховея,
И хриплым "X" дыхание сдержать.
В пустыне тихой чахлый куст хиреет
Двуликою химерой миража.

X - охристого цвета, сухого и шершавого: смесь желтого (посредничество, тепло) и серого (скромность, затаенность).
Астрологически: сохраняющие энергию сдержанная Дева и затаенный Скорпион.

Буква Ц
Исторически: финикийский знак "Цаде" - "крючок, прицеп, цепь";славянское "Ци" (число 900).
Лингвистически : комбинация звуков Т и С, по артикуляции близкая к ТБ и Ч, но произносится жестче, резче и всегда твердо "(в современном русском языке). По сравнению с мягким ТЬ звук Ц более направлен вверх, он концентрированнее и уже, чем размягченное Ч.
Психологически: отстраненность и дистанция, холодность до бесчувственности, стерильность и трезвость. Абсолютизм и принципиальность,строгость и официальность, систематизм (концепция) и последовательность (цепь), дисциплина и исполнительность. Оценочный принцип. Четкая фиксация и способность к различению. Металлический холод (цинк,свинец) и блеск стекла.

Ц - в металлической цельности стали,
Цепкость свинца в леденящий мороз.
Ценит бесцветные цепи кристаллов
Больше, чем блеск халцедоновых звезд.

Ц - серебристого серо-голубого цвета, холодного и неприступного.
Астрологически : трезвый знак Девы, и в меньшей степени концептуальный,любящий дисстанцию, — Стрелец.

Буква Ч
Исторически: форма буквы связана с финикийским знаком "Коф" -"облик, затылок или обезьяна"; греческая "Коппа"; славянская "Червь" -"червленый - красный, как червяк"(число 90).
Лингвистически : комбинация звуков Т и Ш в смягченном виде, не бывает твердой в русском языке. Ч больше всего похоже на ТЬ, но язык почти полностью касается неба, что делает этот звук более шипящим и
влажным.
Психологически: чувствительность и впечатлительность, переменчивость ощущений, чуткое касание то горячего, то холодного, влажность(чай, пучина), переключение с мысли на чувство и с чувства на мысль, с далекого на близкое, с целого на частное, с вечного на быстротечное,причастность к большему (человек) и уменьшение его до малой, части(мальчик, девочка). Влечение к отвлеченному, как источнику, откуда черпаются мечты (чудеса, счастье, венчание).

Челнок в заоблачных мечтах
Встречает чудные картины:
То жрец гадает при свечах,
То Млечный путь течет в пучину.

Ч - сине-фиолетового цвета, четкого и блестящего - цвета очаровывающей звездной ночи, переменчивости и чудес.
Acmрологически: восприимчивый знак Рака и увлеченный чудом космического неба - Стрелец.

Буква Ш
Исторически: финикийский знак "Шин" - "холмы, зубы"; славянское"Ша"
Лингвистически: Широкая и массивная преграда образует шумный и приглушенный звук. Более широкое и сложное соприкосновение языка с нёбом по сравнению с узким С. По месту образования Ш связан с гласными И и Ы. В отличие от звонкого Ж произносится площе и ниже. В современном русском языке не смягчается. Требует большого навыка произнесения и поздно усваивается детьми.
Психологически : широта и мощь материального, шероховатость,ощутимость и масштабность соприкосновения с материей, шум и тишина(шорох и шелест). Устрашение (кошмар) и тяжесть, притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа бытия.

Широта материи земной
Поглощает притяженьем силы.
В эту тяжесть ляжет тишиной
Все, что штормы жизни ощутило.

Ш - глухого черного цвета, самого темного и тяжелого, материально насыщенного.
Астрологически : знак сущности жизни Козерог, в меньшей степени Лев - знак материальной широты и шарма.

Буква Щ
Исторически: форма буквы происходит от славянской модификации совмещенных букв Ш и Т в одном знаке. Название славянской буквы"Штя, Ща" — звукоподрожательное.
Лингвистически: единственный долгий согласный звук в русском языке, представляет из себя мягкий Ш. Происходит от сложного сочетания ШЬТЬ, позже ШЧ, слившихся в один звук. В отличие от Ч менее четок; более насыщен и утончен, чем Ш, свистящ и динамичен.
Психологически: насыщенность и напряженность, проникновенность и изощренность, расщепление и вникание в скрытую суть, сублимация ощущений. Защищенность и мстительность, затаившаяся страсть и опасность, обжигающий и.жалящий, проникающий и щемящий. Достижение цели утонченно-сложным, изощренным путем, скрытые возможности,сложные процессы.

Щ - трехголовым змеем-ящером
Проникнет в сердце скорбь щемящая
И ящерицей ощущений
Пронзит щетину запрещений.

Щ - темного красно-буро-фиолетового цвета, который иногда называют свекольным (буряковым), цвета совмещения крайностей и затаенной экспансии.
Астрологически: опасный и страстный Скорпион и в меньшей степени пронзительный Стрелец, умеющий иногда смаковать свои ощущения.

Буква Ъ
Исторически: форма буквы является модификацией знака Ь, взятого из глаголицы, и который, в свою очередь, происходит от видоизмененной буквы О. Название этой славянской буквы "Ер" видимо связано (как и других "еров") с внешним сходством с формой буквы Р.
Лингвистически: бывший краткий гласный, сохраняющий звонкость и твердость предыдущего согласного, напоминал краткое О. Сейчас его можно рассматривать как глухой призвук после согласных,разделяющий
слога и слова друг от друга.
Психологически: твердость и глухость, отчуждение и утверждение,определение и закрепление, выделение значимого, гордость. Овладение путем разъединения, разделение, установление своего порядка (принцип"разделяй и властвуй"). Подъем, воздвижение в опоре на непоколебимое,цементирование основ, гранит.

Крутолобый подъем вызывает протест,
Непомерная тяжесть напрасна.
Но, взвалив на себя твердокаменный крест,
Твердый знак разделяет пространство.

Ъ - охристо-черного или темно-коричневого цвета статичности и определенности.
Астрологически: самый твердый знак Зодиака - Козерог.

Буква Ы
Исторически : форма буквы образована из двух славянских букв — Ъ и I: это сложная модификация буквы "Он" (от греческой "Омикрон";финикийского знака "Айн" - "глаз, око") и буквы "И - десятиричное" (от греческой "Йота"; финикийского знака "Йод" - "рука"). Славянское название буквы Ы - "Еры".
Лингвистически : представляет из себя дифтонг слитных в единое гласных У и И (первоначальное сочетание двух отдельных звуков Ъ и И).Ы - закрытый гласный, противопоставлен открытому А, смешанный и длительный. Произносится как широкое и низкое И.
Психологически : тягучесть и массивность, напряженность и медлительность, пессимизм и мрачность, глубина и холод, магнетизм, трясина.Ы - неподъемный и литой (глыба), несение тяжелого груза судьбы, мучительное преодоление невзгод терпением и упорством (бык).

Мы стали стары и мудры.
Со стоном протяжным колес
Тяжелые мысли-волы
Везут мироздания воз.

Ы - темно-бурого цвета, смесь черного с болотным, цветом расплывшейся тяжести, затягивающей в глубь трясины.
Астрологически : тяжелый знак Козерога и погруженные в глубины бытия Рыбы.

Буква Ь
Исторически : славянская форма буквы произошедшая из видоизмененной буквы U (от греческой "Омикрон" и финикийского знака "Айн" -"глаз") и называлась Ерь".
Лингвистически: бывший краткий гласный после мягких согласных,напоминал краткое Е. Сейчас знак, указывающий на мягкость - палатализацию (прижатие языка к нёбу) при произнесении согласных. Также,
как и Ъ, исполняет роль разделителя слогов перед йотированными (мягкими) гласными.
Психологически: уменьшение и слияние, близость и привязанность,зависимость и слабость, сентиментальность и детскость (умиление до сюсюканья), размельчение и утоньшение, дробность и частичность, уточнение и приближение. Ь - маленький, мелкий, тонкий и влажный.

Маленький мальчик на тонких коньках
Прямо по речке январским деньком,
Слабыми ручками стиснув бока,
Медленно ехал бочком."
Можно, конечно, быстрее бежать,
Да от бессилья коленки дрожат.

Ь - сине-сиреневого цвета, переменчивого и зависимого.
Астрологически: сентиментальный Рак и в меньшей степени Дева(дробность и зависимость).

Буква Э
Исторически: русская модификация буквы Е, взята из глаголицы и введена в алфавит при Петре I. Ведет свое происхождение, как и Е от греческой "Эпсилон" и финикийского знака "Хет" - "рама, окно". (Число-
вого значения, как и некоторые другие буквы, не имела).
Лингвистически : буква, используемая в русском языке для обозначения твердого произнесения Е в иностранных словах и в указательном местоимении "этот" (раньше произносилось "гетот"). Для русского языка характерно смягчение этого гласного, что и происходит в иностранных словах. Буква Э занимает особое место буквы-указателя на те слова,которые еще не прижились в языке и воспринимаются экзотично. Звук Э находится между открытым и простым А и закрытым и напряженным И,что делает его достаточно открытым, но при этом собранным.
Психологически: указание и раскрытие с неожиданной стороны, эстетизм и претензия, экстравагантность и эксцентричность, иностранное и экзотичное. Распознавание и самоуверенность, элегантность и модность,
современность и салонность. Приобщение к достойному, блеск и совершенство. Уверенность в успехе.

Элегантный эстет
Эксцентрично одет.
Совершенством на всех
Производит эффект.

Э - светлого оранжево-желтого цвета открытой улыбки превосходства и электрического света искусственного тепла.
Астрологически : знак современности - Близнецы, знак совершенства - Лев,а также в меньшей степени Весы (элегантность) и Водолей (эксцентричность) .

Буква Ю
Исторически : комбинация славянских букв I и О (ОУ), первая из которых восходит через греческий к финикийскому знаку "Йод" - "рука",а вторая к знаку "Айн" - "глаз". Славянское название этой буквы просто- "Ю".
Лингвистически: йотированный губно-зубной гласный, сочетающий в себе Й (Ь) и У, что делает его одновременно узким и глубоким. Он происходит из У, но имеет черты, общие с И.
Психологически: гибкость и эластичность, лавирование и ускользание (юла, вьюнок), вникание и проникновение (юмор), перенимание и обновление, лиричность и молодость. Ю - удлиненный и тонкий, влажный и женственный, светлый поток, непрерывный и вечно юный.

Юности нежной богиня по имени Ю
В лунном сияньи воды беззаботно резвилась.
Взгляд ее, будто бы след от волны, ускользнул,
Море поймать его тщетно стремилось.

Ю - светло-изумрудного (бирюзово-зеленого) цвета, гибкого и лиричного цвета обновления природы.
Астрологически : женственность Рака и обновление Водолея, в меньшей степени Рыбы (ускользание).

Буква Я
Исторически : форма буквы происходит от славянского сочетания и комбинации букв I и А, связанных происхождением через греческий с финикийскими знаками: "Йод" — "рука" и "Алеф" - "бык". Кроме славянской буквы "Я" современная русская Я заменило собой и другую славянскую букву - "Юс малый", название которого происходит от слова "усы"(и обозначало число 900).
Лингвистически : йотированный гласный, сочетающий в себе Й (Ь) и А: уже, чем А. Он имеет энергию А и динамическое стремление Й. Узкое закрытое начало и широкий открытый конец.
Психологически : яркость и вдохновение, проникновенная активность и едкость (язвительность, яд), страстность и увлеченность, чувственное влечение и романтизм, влюбленность и явление себя, красивость, сочетание силы и восприимчивости, энергии и эмоциональности, влажности и огня. Яростность, сексуальность, устремленность, готовая раскрыть свой потенциал (Ярила, яровые), импульс энергии, направленный через себя(я!)

Луч яркий озаряет чувства
И алой ягодкой любви,
Рождая сладостность минуты,
В крови желанием горит.

Я - яркого красно-розового цвета, цвета влюбленности и самолюбования, чувственной импульсивности.
Астрологически : романтичный Стрелец, чувственный Скорпион и в меньшей степени Овен (проявление).

СЕМИРА И ВИТАЛИЙ ВЕТАШ "Астрология имени"

Г, г является 4-й буквой во всех славянских алфавитах и в многих других кириллических (называется: гэ). В церковнославянской азбуке именуется «глаголь», в старославянской — «глаголи», что значит «говори». В кириллице пишется и по числовому значению соответствует трем, в глаголице пишется как и соответствует числу 4.

Кириллическая форма произошла от гамма (Γ) — заглавной буквы греческого алфавита, глаголическая же берет начало либо от греческого скорописного начертания строчной гаммы, либо от подобной буквы семитской письменности.

Курсивное и рукописное начертание строчной Г очень отличны от печатного. Также они отличны в русском письме (как отражённая зеркально s) и в сербском (как надчёркнутая i без точки).
Заглавная Г, повернутая на 180º, не отличается от латинской L.

Произношение и применение в русском языке

Как звонкий звук [г] (произносится с голосовым тоном, которому требуется дрожание в голосовых связках, передаваемое воздушным столбом, заключённым в надставной трубе и в гортани); звук заднеязычный, мгновенный (так. наз. — «гортанный»), взрывной (от шума прорывающегося мгновенно воздуха, идущего сквозь плотный створ, который создают задняя часть языка и мягкое небо), так, как в слове горн, например (подобно лат. или нем. g).

Как мягкий, взрывной звук [г`] перед гласными и и е (крайне редко сочетается с иными смягчающими гласными, а также с ь и встречается лишь в заимствованных словах: Алигьери, Гюльчатай, Гёдель, Гянджа).

Как звонкий заднеязычный длительный спирант (создается шумом воздуха, который трется о стенки очень узкого сужения в виде щели между мягким небом и задней частью языка), например: Господь, Бóга, благо, иногда, тогда, где он соответствует звонкому фрикативному [ɦ], сходному с немецким или латинским [h]. Указанные выше слова можно и как обычно произносить — [g].

Тот же самый звук в мягкой альтернативе: о Боге, благие (допустимы, как и выше, произношения [ɦ] и [g]).
Норма литературного произношения — [g].

В таких окончаниях, как -его, -ого в местоимениях и прилагательных всегда г произносится как [в].
«Г» перед глухой согласной и на конце слова означает глухие заднеязычные звуки (произносящиеся без голосового тона, т. е. без применения голосовых связок):

. [к] взрывной (Буг на слух абсолютно идентично с бук) и

. [х] спирант (Бог выговаривается: [Бох]).
(На практике возможное теоретически оглушенное мягкое произношение буквы г, очевидно, не имеет места; напр., нет слов с окончанием -гь.)

Из-за такого многообразного значения знак г в графике русских природных слов применяется в транскрипции слов иностранных и для обозначения латинско-французско-немецкого g (gu), наподобие Гёте = Göthe, и для латинско-немецкого h, наподобие Гейне = Heine, и для густого придыхания в греческом (spiritus asper), наподобие Гелиос (ήλιος) и т. п.

Надо сказать, что при письме г почти не комбинируется с ы (кроме нескольких заимствований, таких как Кыргызстан, звукоподражаний, таких как гыкать, и просторечной формы, наподобие Олегыч), а также с э — тоже только в звукоподражаниях (гэкать), заимствованиях (гэг, гэльский, Гэндальф) и аббревиатурах (гэкачепист, Днепрогэс). При этом часто написание и произношение колеблется: гебист /гэбист, Гери/Гэри.

Применение

Строчной г сокращённо обозначают грамм — единицу измерения массы.

В указании дат: г. — сокр. от «год».
В украинском алфавите является 4-й буквой и обозначает гортанный звук "Г".

Тема : Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цель : закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.

Задачи :

    Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях,

Закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К,

Дифференциация звуков по звонкости-глухости,

Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

    Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,

Развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,

Развитие фонематических процессов.

    Воспитательные – создание ситуации успеха,

Стимулирование речевой активности,

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки с заданиями, колокольчики, магнитофон.

Ход занятия:

    Организационный момент – психогимнастика.

Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.

Давайте начнем наше занятие.

    Основная часть.

    Развитие ПБР.

Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать.

Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого, дифференцированное задание.

Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.

    Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).

Звуковичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы на правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для языка.

    Трубочка-заборчик

    Испеки блин

    Лопатка-горка

    Введение в тему.

Однажды Звуковичок попал на птичий двор. Вот, что там он увидел.

Ранним утром стадо гусей направлялось к воде важно крича: «Га-га-га».

А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье: «Ко-ко-ко».

Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)

Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)

Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).

Вспомните, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА).

С какого звука начинается крик гусей (со звука Г).

Как кричали куры (КО-КО-КО).

С какого звука начинается крик кур (со звука К).

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

    Сравнительная характеристика звуков Г-К.

Давайте сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Возьмите зеркала и положите руку на горлышко.

Произнесите звук Г.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук Г – согласный, твердый, звонкий. Вывешивается картинка-символ звука

Произнесите звук К.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит.

Звук К – согласный, твердый, глухой. Вышивается картинка-символ звука.

    «Песенки»

А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

ГА-ГА-КА

ГЫ-ГЫ-КЫ

КО-ГО-ГО

КУ-ГУ-КУ

КА-ГА-КА-ГА

ГО-КО-КО-ГО

ГУ-ГУ-КУ-КУ

    « Отгадай загадки».

А еще Звуковичок принес нам картинки с предметами, а так же загадки про эти предметы.

Отгадайте загадки, назовите слово-отгадку и определите на какой звук оно начинается.

    Черный, проворный,

Кричит «крак» -

Червякам враг (Грач)

    Кто сидит на ёлке, на суку,

Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку» (Кукушка)

    Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет.

Я иду, не боюсь.

Кто же это? Это… (Гусь)

    Клохчет, клохчет,

Детей созовет,

Всех под крылья соберет. (Курица)

    Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Посмотрите на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка. Все птицы ж, а она животное).

    Физминутка.

Вышла курочка гулять.

Свежуй травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы,

Целое корытце.

    Обозначение звуков Г-К буквами на письме и при чтении.

А как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

Пропишем букву Г в воздухе пальцем:

Прописную

Строчную

А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит

Буквой К на нас глядит.

Пропишем букву К в воздухе пальцем:

Прописную

Строчную

    Пальчиковая гимнастика.

Звуковичок увидел, что Ваши ручки хорошо умеют рисовать, и он просит помочь ему рассказать стихи руками.

На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик»

Много зелени кругом. Волнообразные движения рук

Вот деревья, вот кусты Изобразить руками деревья, кусты

Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, который

Распускается

Окружает все забор Изобразить пальцами забор

За забором – птичий двор. Погладить ладонями стол

Мы ворота открываем Кистями рук показать ворота

К дому быстро подбегаем Пальцами пробежать по столу

В дверь стучимся: «тук-тук-тук» Постучать кулаком по столу

Кто-то к нам идет на стук Ладонь к уху –прислушаться.

    Работа в тетрадях.

А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них.

Запишем число,

Тему урока.

«Слоговая мозаика»

Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги

ГА или КА.

Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.

«Наложенные изображения»

Пока мы с Вами вставляли слоги, Звуковичок получил странные рисунки.

Внимательно посмотрите на них, назовите предметы, которые Вы видите.

Определите место звуков Г-К.

Запишите слова в тетрадь (девочки – названия фруктов, мальчики – названия овощей).

    Упражнения для глаз.

А теперь наш приятель Звуковичок очутился в лесу.

Проследите глазами за движущимися предметами.

    Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К.

Хорошо в лесу, птички поют. Звуковичок вспомнил чистоговорки и предлагает Вам их повторить. (Хором, после педагога).

Га-га-га – вышли гуси на луга.

КА-ка-ка – наша елка высока.

Го-го-го – не увижу никого.

Ко-ко-ко – по теченью плыть легко

Гу-гу-гу – много пчелок на лугу

Ку-ку-ку – Катя сыпала муку.

    «Составь словосочетания».

После такой звуковой разминки Звуковичок присел отдохнуть и увидел, как по дорожке спешат муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте словосочетания из слов правого и левого столбиков.

    « Вставь буква Г-К в стихотворение и прочитай его выразительно».

Сегодня у нас на уроке был Звуковичок и мы выполняли его задания. Но вот пришло время расставаться. На прощание он решил подарить Вам свое любимое стихотворение, но так торопился написать его, что пропустил буквы Г-К.

Вставьте в слова буквы, прочитайте стихотворение выразительно.

    Итог занятия. Рефлексия.

Оценивание работы учащихся на уроке

Вывод (что делали, какие звуки различали)

Оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов

Спасибо всем!