Цветная революция арабская весна. «Арабская весна» в Сирии. Страны - участники или потерпевшие

Арабская весна Начало: 18 декабря 2010 года (конца как такового нет) Произошли революции в Тунисе и Египте; гражданская война в Ливии, которая привела к падению режима; гражданские восстания в Бахрейне, Сирии и Йемене; массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной. Следует запомнить: ТУНИС, ЕГИПЕТ, ЛИВИЯ, СИРИЯ, ЙЕМЕН. Тунис: Зин эль-Абидин Бен Али президент Туниса в 1987-2011 годах. После отъезда президента премьер-министр Туниса Мухаммед аль-Ганнуши временно возглавил государство. тунисские профсоюзы (самый крупный из них «Всеобщий союз труда») правящая партия «Демократическое конституционное объединение» партия оппозиции «Ат-Тадждид» (Обновление) лидер оппозиции Монсеф Марзуки Причины революции в Тунисе: Безработица в Тунисе составляла около 13-14%. Более 60% безработных занимала молодёжь и выпускники ВУЗов. Именно эта возрастная прослойка (19-25 лет) стала одной из основных движущих сил революции. Высокий уровень коррупции Политической причиной является не столько факт долгого пребывания у власти, а факт авторитарного её захвата. Толчком к началу массовых выступлений послужило публичное самосожжение 17 декабря 2010 года уличного торговца фруктов и овощей в Сиди-Бузид (вилайет Сиди-Бу-Зид) Мохаммеда Буазизи, чьи товары были конфискованы властями. Предполагается, что это был способ вымогательства взятки. Публичное самосожжение инициировало ряд подобных инцидентов среди людей, оказавшихся в подобной ситуации, причём похороны часто превращались в демонстрации протеста. Даты: 17 декабря 2010 года самосожжение Буазизи 14 января 2011 отставка президента Туниса ЕГИПЕТ: Даты революции: 25 января 2011 года - 11 февраля 2011 года Имена, которые нужно знать: Хосни Мубарак - египетский военный, политический и государственный деятель. Президент Египта в 1981-2011 годах Мухаммед Мурси - египетский государственный деятель. Пятый президент Египта с 30 июня 2012 года по 3 июля 2013 года. (Человек братьев-мусульман) Мохаммед аль-Барадеи выступал как лидер объединённой оппозиции (в том числе и исламистов) Адли Мансур - временно исполняющий обязанности президента Египта с 3 июля 2013 года. Причины революции: 30-летняя несменяемость президента, подавление оппозиции, рост бедности, молодёжная безработица, структурно-демографические факторы. Города, в которых были беспорядки: Каир, Александрия Для сохранения контроля над страной власти арестовали лидеров оппозиции. Для предотвращения координации действий был отключен Интернет, а также (временно) мобильная связь. В крупных городах объявлен комендантский час и введена армия, установившая контроль над стратегическими объектами. Даты основные: 25 января 2011 - День гнева (начало демонстрация, для их разгона использовался слезоточивый газ) 27 января Бардей вылетает в Каир, чтобы присоединиться к демонстрантам 28 января - ввод войск, отключение интернета 11 февраля - Мубарак уходить в отставку 11 февраля (пятница) 2011 года власть в Египте перешла к Высшему совету Вооружённых сил во главе с министром обороны и военной промышленности Египта фельдмаршалом М. Х. Тантави. Премьер А. Шафик временно сохранял свои полномочия вплоть до формирования нового правительства. Военные приостановили действие конституции и распустили парламент. 30 апреля Братья-мусульмане создали Партию свободы и справедливости во главе с членом политбюро Движения Мохаммедом Мурси для участия в выборах. Вместе с тем, новой проблемой Египта стало межрелигиозное противостояние коптов и мусульман, которое подогревалось провокациями неустановленных лиц. 7 мая в Каире произошли столкновения между христианами-коптами и мусульманами-салафитами. Конфликт начался после того, как несколько тысяч салафитов - представителей одного из наиболее радикальных направлений ислама - окружили коптскую церковь Мари-Мина. 6 июня 2011 - Египетское исламистское движение «Братья-мусульмане» было исключено из списка запрещённых в стране

23-24 мая 2012 года - 1-й тур президентских выборов в Египте. В лидеры вышел кандидат от «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси, На 2-м проходном месте кадровый военный Ахмед Шафик, последний премьер-министр Хосни Мубарака.

вечер, 17 июня - Правящий в Египте Высший совет Вооружённых сил принял дополненную Конституционную декларацию, которая должна определить полномочия главы государства и военных.

24 июня 2012 года на президентских выборах одержал победу кандидат-исламист Мохаммед Мурси. Лидер умеренного исламского движения «Братья-мусульмане» получил поддержку 13 230 131 избирателя (51,73 процента голосов) и всего на несколько процентов обошёл своего соперника - бывшего премьера Ахмеда Шафика, набравшего 12 347 380 голосов (48,27 процента). Разница между кандидатами составила менее миллиона голосов.

25 января 2013 года в годовщину Революцию в Египте вновь вспыхнули беспорядки, движущей силой которых стал Чёрный блок (Египет).

3 июля 2013 года, после продолжительных протестов в Египте против президента страны, Мухаммеда Мурси, министр обороны Египта Абдул Фатах Аль-Сиси объявил о свержении президента и о приостановлении действия Конституции. О поддержке военного переворота заявили представители коптской церкви (Тавадос II) и лидер либеральной оппозиции, лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед аль-Барадеи.

Временно исполняющим обязанности президента был назначен председатель Конституционного суда страны Адли Мансур.

5 июля 2013 года в Каире военные открыли огонь по демонстрантам, выступившим против военной диктатуры в защиту свергнутого президента.

Резня в Египте - разгром лагерей сторонников свергнутого президента Мухаммеда Мурси военными 14 августа 2013 года. В результате в некоторых городах по всей стране последовали массовые столкновения.

После сообщений о событиях в Каире многие люди вышли на улицы. По стране прокатилась волна насилия. В Гизе разъяренная толпа напала на полицейский участок. Всего был атакован, согласно информации МВД Египта, 21 участок. На юге Египта были сожжены дотла от двух до семи коптских церквей. В результате христианские активисты обвинили сторонников Мурси в введении «войны возмездия против коптов в Египте». По данным правительства, сторонники «Братьев-мусульман» атаковали правительственные штаб-квартиры в нескольких провинциях. Сторонники Мурси провели акции солидарности против репрессий в Исмаилии, Александрии, Суэце, Асуане и в других городах страны. В случае нарушения комендантского часа, сторонники Мурси пообещали вернуться на улицы, чтобы продолжить свою агитации. Железнодорожное сообщение также было приостановлено​.

Читайте у Лилии

Безработица; коррупция; бедность; протесты и революции в других арабских странах; намерение властей внести изменения в Конституцию Йемена.

23 ноября 2011 президент Салех в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде в присутствии короля Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда и наследного принца Наифа бин Абд аль-Азиза аль-Сауда подписал Указ о передаче полномочий вице-президенту страны Абд Раббо Мансур аль-Хади - с четвёртой попытки, три до этого проваливались. Сам Салех получил статус «почетного президента», до избрания нового главы государства, и заявил, что намеревается покинуть Йемен и выехать в США на лечение.

Последствия АВ:

Лидеры арабских стран один за другим начали проводить собственные реформы (Кувейт, Иордания, Оман, Алжир, Катар), в ряде стран (Египет, Ливия, Тунис) свергнуто или отправлено в отставку правительство, в Саудовской Аравии и Бахрейне протесты были подавлены, в Сирии продолжаются столкновения оппозиции с властями, президент Йемена согласился уступить власть в обмен на личную неприкосновенность. В Египте, Сирии, Ливии и Йемене усилились позиции радикальных исламистов.

С точки зрения истории Северная Африка это причудливое переплетение древнеегипетской, исламской и средиземноморской цивилизаций. Официальным языком в этих странах является литературный арабский, он служит основным средством общения образованной части населения. Берберы, беджа, копты и другие представители национальных меньшинств говорят и на арабском, и на его многочисленных диалектах, и на своем родном языке.

Экономика региона основана на добыче полезных ископаемых - нефти, газа и фосфатов, использовании сельскохозяйственных угодий, а также на торговле и туризме. Значительная часть добываемых энергоносителей и фосфатов экспортируется во многие страны мира, прежде всего в европейские. Разрабатывают также месторождения железа, угля, олова, молибдена, мрамора и гранита. Хлопок, цитрусовые, финики, а также ранние овощи экспортируются в страны Европы.

Огромную роль в экономике государств Северной Африки играет важнейшая мировая водная артерия - Суэцкий канал. Канал связал бассейны Атлантического и Индийского океанов, облегчив путь кораблям из Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Эксплуатация канала приносит Египту значительные доходы - более 1 млрд. долл. в год.

Тунис, Египет, Ливия, Алжир долгое время считались достаточно благополучными государствами арабского мира, не говоря уж об Африканском континенте. И несмотря на это, именно здесь развернулись основные баталии «арабской весны».

Тунис был первым в цепи государств Северной Африки и Ближнего Востока, которые захлестнула волна антиправительственных выступлений и народных волнений, вошедшая в историю как «арабская весна».

В значительной степени данный кризис оказался неожиданным для многих специалистов. Тунис на протяжении ряда лет считался одной из самых благополучных стран Магриба и арабского мира. Так, например, ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в расчете на душу населения в 2009г. в Тунисе составил $8.000 (122-е место в мире). Рост ВВП по данным МВФ в 2010 г. составил 3,7%. Средняя продолжительность жизни составляет 74 года в то время как в 1987 г. она равнялась 67 годам. По официальной тунисской статистике две трети тунисских семей проживают в собственном доме, каждый пятый тунисец владеет личной автомашиной. Начальным образованием охвачены практически все дети старше шести лет. В Тунисе были расширены старые и созданы новые университетские центры. Процент молодежи в возрасте от 19 до 24 лет, обучающейся в вузах вырос с 6% в 1987г. до 31% в 2004г.

В процентном отношении к населению по числу студентов Тунис занимает одно из первых мест в арабских странах. Все эти факторы позволили в 2004 г. президенту Франции отозваться о Тунисе как «оазисе спокойствия в арабском мире» и «тунисском экономическом чуде».

В политическом плане Тунис активно участвовал в Средиземноморском союзе, одним из главных инициаторов создания которого стал президент Франции Н. Саркози. Для него Тунис был «стратегическим партнером Франции», в том числе в противостоянии радикальному исламизму.

Оборотной стороной «тунисского экономического чуда» были подавление гражданских свобод, тотальная цензура СМИ, сотни узников совести, пытки и издевательства в тюрьмах. Тунис представлял собой типичный пример квази-демократии - за фасадом формальных демократических институтов (всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных, женских, молодежных организаций) действовал авторитарный режим личной власти.

Острой проблемой оставалась безработица, составившая в 2005г. свыше 14 %. Причем среди молодежи этот процент существенно выше. Происходил значительный рост цен, в том числе на продукты питания и на предметы первой необходимости. Поводом для беспорядков стал резкий рост цен (на 30-50%) на продовольствие (муку, оливковое масло и сахар).

Шло расслоение общества. В Тунисе вокруг стареющего президента Зин аль-Абидин Бен Али, бессменно руководившего страной с 1987 г., процветали коррупция и протекционизм. До трети экономики страны контролировалось семьей президента и кланом его супруги, Лейлы Трабелси. Французские исследователи М. Камо и В. Жейсер характеризовали режим Бен Али, как «авторитарный синдром».

Данные факторы привели к развитию социально-экономического и политического кризиса в стране.

Выступления протеста под лозунгами демократизации и повышения уровня жизни, начавшиеся в конце 2010-2011гг., затронули, кроме Туниса, еще целый ряд государств арабского мира.

Толчком к началу массовых выступлений послужило публичное самосожжение 17 декабря 2010г. уличного торговца фруктов и овощей в Сиди-Бузид Мохаммеда Буазизи, чьи товары были конфискованы властями. Публичное самосожжение инициировало ряд подобных инцидентов среди людей, оказавшихся в подобной ситуации, причем похороны превращались в демонстрации протеста.

  • 27 декабря тунисские профсоюзы провели в столице страны манифестацию солидарности с волнениями в Сиди-Бузид. Акция была разогнана полицией. 3 января произошла акции протеста против безработицы и подорожания стоимости жизни прошли в городе Тала: 250 человек, в основном студенты. 10 января произошла вспышка насилия в городах Тала и Касерин, беспорядки и в Эттадхамуне - рабочем пригороде в 15 км от центра столицы. В этот же день президент Бен Али выступил по национальному телевидению, чтобы осудить «хулиганов в масках и их действия».
  • 12 января премьер-министр М. Ганнуши объявил об увольнении министра внутренних дел Рафика Бельхаджа Касема и велел освободить всех арестованных с начала конфликта с целью умиротворения восстания. 13 января Тунис захлестывает волна беспорядков, в ходе которых звучат антиправительственные лозунги. В ответ полиция открывает огонь по демонстрантам.

Пик народных волнений, приведших к бегству президента из страны, пришелся на 14 января. Власть тем временем переходит в руки военных, которые объявляют свободные демократические выборы.

Несмотря на то, что президент Бен Али отправил в отставку мэра г. Сиди-Бузик и министра внутренних дел, протестные акции усиливались и вскоре начались в столице г. Тунисе.

Что касается действий тунисских властей, то с самого начала они отличались жесткостью по отношению к манифестантам. Силы правопорядка открывали огонь на поражение по группам молодых людей, мотивируя свои действия тем, «что демонстранты совершали хулиганские действия, нападали на полицейские участки, а некоторые из них были вооружены». В результате продолжавшихся столкновений по официальным данным к середине января погибло более 30 манифестантов, многие были ранены.

Выступления протеста распространились на тунисскую диаспору в странах ЕС, наиболее массовые из которых имели место во Франции и Бельгии. Здесь устраивались митинги перед дипломатическими представительствами Туниса и, наряду с социально-экономическими лозунгами, звучали требования проведения подлинной демократизации и отставки президента Бен Али.

Свою озабоченность в связи с «непропорциональным применением силы против демонстрантов» выразили представители ЕС и США.

13 января 2011г. Бен Али выступил с обращением к нации. Он осудил «акты насилия, совершаемые участниками манифестаций» и призвал «все политические силы к проявлению ответственности». В то же время он заявил, что хотел бы вести диалог «простым языком со всеми - с безработными, неимущими, политиками, теми, кто хочет большей свободы». Бен Али объявил, что будут снижены цены на основные продукты питания, а также, что он не будет вносить изменения в конституцию, с тем, чтобы иметь возможность выдвинуть свою кандидатуру на шестой мандат на президентских выборах 2014г. Он подтвердил также, что отдал приказ силам правопорядка не применять огнестрельное оружие против демонстрантов. В то же время в Тунисе было введено чрезвычайное положение, объявлен комендантский час с 20.00 вечера до 06.00 утра, в столицу были направлены армейские части. Однако эти меры не привели к стабилизации ситуации.

Несмотря на то, что утром 14 января на улицы столицы вышли несколько десятков демонстрантов с лозунгами в поддержку Бен Али, тысячи противников президента продолжали протестные манифестации. Причем, если ранее демонстрантами выдвигались социально-экономические требования, то на этот раз превалировали политические, с требованием немедленной отставки президента Бен Али.

Во второй половине дня 14 января 2011г. Бен Али досрочно снял с себя обязанности президента и покинул страну (экс-президента приняла Саудовская Аравия). Перед своей отставкой Бен Али специальным распоряжением назначил согласно конституции временно исполняющим обязанности президента спикера тунисского парламента Фуада Небазаа. Однако в этот же день премьер-министр М. Ганнуши объявил о том, что принимает на себя обязанности президента, что вызвало протест ряда известных тунисских юристов, так как данное решение противоречило конституции Туниса. В то же время в столице вновь начались манифестации, теперь уже с требованием ухода Ганнуши.

Создавшееся двоевластие разрешил Конституционный суд, объявивший 15 января 2011г. спикера парламента Фуада Небазаа исполняющим обязанности президента Туниса. 16 января Фуад Небазаа принес президентскую присягу и поручил премьер-министру М. Ганнуши начать консультации с лидерами оппозиции с тем, чтобы сформировать коалиционное правительство национального единства.

Коалиция сформировала временные органы исполнительной и законодательной власти. Лидеры коалиции подтвердили, что через год после принятия новой конституции в Тунисе пройдут всеобщие выборы новых органов власти.

Социально-экономическая ситуация в Тунисе остается сложной, что провоцирует протестные выступления, в том числе с исламистскими лозунгами.

Ветер «арабской весны» 28 декабря 2010г. достиг Алжира. Основой экономики Алжира является нефть и газ, дающие 60 % госдоходов и 95 % экспорта. Алжир является 4-м мировым экспортером газа. Усилия по диверсификации экономики с привлечением иностранных инвестиций пока ощутимых результатов не приносили из-за коррупции и бюрократизма. Промышленность остро нуждалась в модернизации.

Мировой кризис 2008 г. Алжир достаточно неплохо пережил за счет созданной в «тучные год» «подушки безопасности» (в виде Фонда регулирования).

Но вот социальные проблемы никуда не делись. Средняя зарплата в стране - 25 тысяч динаров в месяц (столько стоит месячный найм двухкомнатной квартиры в столице). Все то же обилие безработных с дипломом, безработица среди молодежи достигала 46 %. Жилищный кризис стал постоянным бичом социальной сферы Алжира. При этом доходы бюрократической элиты, сидящей на «трубе», неуклонно росли. Вообще, трудно говорить о социально-экономическом здоровье страны, в которой треть населения занята в «теневом секторе» экономики.

Были и проблемы национальные. 16% населения Алжира - берберы, отличающиеся высоким уровнем национального самосознания. В 1990-е годы они активно поддержали борьбу с исламистами, в 2001 г. устроили свою собственную «весну» в Кабилии, после чего власти пошли на ряд уступок, в т.ч. и придание берберскому языку официального статуса.

Во главе государства стоял ветеран национально-освободительной борьбы, десятилетия проведший в эмиграции, 75-летний Абдель Азиз Бутефлика, избранный в 2009 г. на 3-й срок (после внесения соответствующих поправок в конституцию).

В парламенте (Национальной народной ассамблее) президент опирался на абсолютное большинство (239 из 389 мест), представленное коалицией 3-х партий - "Фронт национального освобождения" (ФНО), созданной в 1990-е как опора военного режима "Национально-демократическое объединение" и умеренно-исламистской "Движение общества за мир" (ДОМ).

Парламентская оппозиция представлена двумя берберскими партиями ("Фронт социалистических сил" и "Объединение за культуру и демократию"), социалистической "Партией трудящихся" и умеренно-исламистским "Движением за национальную реформу". Несмотря на присутствие представителей разных партий, по мнению Ф. Гарднера: «В Алжире не существует подлинного политического плюрализма, а есть лишь «фасадная многопартийность».

Телевидение в Алжире находилось под контролем государства, но в Алжире свободно вещали несколько французских частных телеканалов (в т.ч. один берберский). Достаточно развита была и независимая пресса, но журналисты нередко получали штрафы и даже реальные тюремные сроки за критику власти и армии.

С 2006-го в Алжире наблюдался рост террористической активности исламистских боевиков из «Салафитской группы проповеди и джихада», переименованной в «Аль-Каиду исламского государства Магриб» (АКИМ).

Как и в Тунисе, непосредственной причиной волнений стал рост цен - сразу после Нового года в Алжире резко подорожали сахар и растительное масло, а за ними и другие продукты. Подорожание было спровоцировано затеянной властями борьбой с незаконной торговлей - закрытием стихийных рынков, требованием к уличным торговцам обзавестись кассовыми аппаратами.

Итак, основные причины протестного движения в Алжире: безработица, особенно среди молодежи; жилищный кризис, коррупция власти; низкая заработная плата, бедность.

Нерешенность социально-экономических проблем наряду с начавшейся «арабской весной», прежде всего свержением режима Бен Али в соседнем Тунисе, стали катализаторами протестных выступлений в январе 2011г. в Алжире.

Манифестации начались в квартале Баб аль-Уэд алжирской столицы, населенном в основном представителями неимущих слоев. Вскоре они приобрели массовый характер и распространились на другие регионы страны. В результате волнениями, сопровождавшимися актами вандализма и столкновениями с полицией, были охвачены 20 из 48 провинций Алжира.

На улицы десятков городов и пригородов столицы вышли возмущенные бедняки, главным образом безработная молодежь. Они требовали отставки президента, громили государственные учреждения, 5 человек были убиты в столкновениях с полицией, дело дошло до стрельбы боевыми патронами.

Протесты оживили исламистов - живущий в изгнании в Катаре их лидер Аббас Мадани приветствовал протесты, призвав своих сторонников в Алжире возглавить движение.

Власти реагировали быстро и жестко и к 9 января протесты были подавлены. В их организации обвинили торговую мафию. Одновременно государство установило потолок цен на продукты первой необходимости, фактически за счет субсидий цены понижены на 40%.

Стихийные протесты способствовали пробуждению оппозиции, сформировавшей 21 января «Национальную координацию за перемены и демократию». Главную роль в нем играли берберские и левые организации, в его состав вошли также известные писатели и журналисты, исламисты остались за бортом. Умеренные исламисты сформировали свой альянс («Национальный альянс за перемены») вокруг бывшего премьер-министра А. Бенбитура. Требования их были схожи: отставка Бутефлики, отмена чрезвычайного положения, конституционная реформа, борьба с коррупцией.

Наконец, самое неожиданное, фактически поддержало данные требования и армейское командование - в их газете «Аль-Ватан» появилась статья, где говорилось, что «алжирский народ хочет изменения режима», и что Бутефлика эти изменения провести не может, ибо «покрыт множеством шрамов прошлого».

Да и оппозиционеры возлагали надежды на армию. На прямой вопрос журналиста на пресс-конференции о том, кто же должен заставить Бутефлику отказаться от власти, был получен ответ: «те, кто привел его на этот пост».

Намек на армию был ясен всем.

«День гнева» был назначен на 12 февраля. 3 февраля Бутефлика попытался упредить противников, изложив свой проект реформ. Обещал в ближайшее время отменить чрезвычайное положение, создать тысячи рабочих мест для безработной молодежи, дать оппозиции эфир на государственном телевидении.

  • 12 февраля до 10 тысяч человек вышло на демонстрации в столице, полиция действовало жестко, арестовано около 400 человек. Не менее жестко полиция пресекала акции протеста и в других городах.
  • 19 февраля история повторилась, хотя в этот раз на митинги вышло меньше людей. 24 февраля было выполнено первое требование протестантов - в стране было отменено чрезвычайное положение.

После чего оппозиционный блок развалился. Попытки проведения митингов продолжались в марте-апреле, но на них полиции и журналистов собиралось гораздо больше, чем участников. На этом алжирские «несогласные» угомонились. Часть их призвали к «прекращению насилия» и «мирной борьбе».

В начале марта о необходимости конституционной реформы заговорили и партии правящей коалиции. Весной происходили и социальные протесты коммунальных гвардейцев, митинги студентов за реформы образования, берберские демонстрации в Кабилии. Были и нападения исламистов на отели, постояльцы которых нарушают исламскую мораль.

Алжирские власти достаточно оперативно отреагировали на «обеспокоенность общества и желание реформ». Были приняты и экономические меры: повышение зарплаты, облегчение условий выдачи кредитов и ведения малого предпринимательства, прекращение борьбы с неформальной торговлей. Как хорошо заметила одна из частных газет: «Для властей оказалось все просто: каждая революция конвертируема в евро или динары, которые необходимо заплатить».

  • 3 февраля 2011г. президент Алжира Абдель Азиз Бутефлика сообщил о начале политических реформ в ближайшее время - снятие чрезвычайного положения (действующее с 1992 года), доступ на радио партий, мирные демонстрации.
  • 15 апреля Бутефлика в новом выступлении пообещал конституционную реформу в целях укрепления демократии. Обещал новые законы о выборах и СМИ, но конкретных сроков не назвал. Летом власти пытались провести ряд национальных форумов, но оппозиция их проигнорировала.

В сентябре последовали первые осторожные реформы - отменены уголовные наказания журналистам за профессиональную деятельность. В декабре приняты новые законы о политических партиях и общественных организациях, облегчившие их регистрацию. Но одновременно запрещающие участвовать в их деятельности любому алжирцу, «несущему ответственность за использование религии, приведшее к национальной трагедии» (т.е. исламистам-участникам событий 90-х).

В то же время власти обещали облегчить иностранные инвестиции в нефтегазовый сектор страны.

Третьей страной, в которую пришла «арабская весна», стала Ливия, в которой протестное движение началось 13 января 2011 г.

Причины возникновения протестного движения в Ливии в значительной степени отличаются от таковых в Тунисе и других арабских странах, где происходили народные выступления против правящих режимов.

Ливия - богатая нефтедобывающая страна с небольшим населением (в 2007 г. там проживало 5,24 млн. чел.) и достаточно высоким уровнем жизни. Недаром тысячи иностранных рабочих из соседних арабских и африканских стран приезжали на заработки в Ливию, привлекаемые высокими, по сравнению с их странами, зарплатами. В то же время «лидер ливийской революции» в соответствии с доктриной, изложенной в его «Зеленой книге», создал в Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии (таково официальное название Ливии) достаточно уникальный государственно-политический строй - некий синтез ислама, ливийского национализма и элементов социализма. После свержения монархического строя и прихода в 1969г. к власти М. Каддафи в Ливии введены бесплатное образование, медицинское обслуживание, относительно низкие цены на продукты питания и бензин. При Каддафи в Ливии довольно высоко поднялся уровень жизни, население пользовалось рядом привилегий. В результате продолжительность жизни достигла 74 лет, а уровень грамотности составил 88 %. Но это одна сторона. Другая заключается в том, что в Ливии было установлено типично диктаторское правление, где все решал один человек - Муаммар Каддафи, который периодически жестко расправлялся с теми, кто вызывал у него подозрение.

Поэтому вряд ли социально-экономический фактор играл определяющую роль в возникновении протестного движения.

Здесь можно выделить комплекс причин: недовольство части населения узурпировавшей власть семьей Каддафи и приближенных к ней кланов, межклановое и межплеменное противоборство, действие исламского фактора. Ливия - племенное государство, и многое зависит от внутриплеменной расстановки сил. В 1969 г. Каддафи сверг короля Идриса, который еще до того, как стал королем, возглавлял исламскую общину синуситов и опирался на Бенгази, на восточные ливийские племена. Опорой режима Каддафи, в основном, были племена на западе страны - в Триполитанской части.

Среди племен и кланов существенную роль играют суфийские ордена, в частности, орден сенуситов, исповедующий ортодоксальный ислам и не приемлющий официальную идеологию «Зеленой книги». Влияние этого ордена больше всего было распространено на востоке Ливии, откуда происходил король Идрис I, которого сверг М. Каддафи. Поэтому появление у повстанцев, борющихся с Каддафи, государственных флагов Ливии времен короля Идриса I, а также восстановление королевского гимна нельзя считать случайностью.

Итак, несмотря на социальные и экономические победы прошлых лет, после свержения правительств в соседних странах (Тунис и Египет), в Ливии начались волнения. По большей части они возникли из-за низкого уровня свобод и прав граждан, к тому же высокий уровень коррупции губил рост уровня жизни за счет доходов от нефти.

Восстание в Ливии началось с инцидента в городе Бенгази 15 февраля. Причиной волнений стал арест юриста и правозащитника Фатхи Тербиля. Демонстранты, координировавшие свои действия через социальные Интернет сети, собрались у здания местной администрации, требуя его освобождения.

«День гнева» прошел 17 февраля. В этот день прошли массовые выступления в городах Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан и Дерна. В столице Триполи прошел митинг сторонников Каддафи. С 18 по 20 февраля 2011г. в Восточной Ливии (Киренаика) произошли восстания, которые не смогли подавить местные правоохранительные службы.

Начиная с 18 февраля антиправительственные волнения в Бенгази переросли в вооруженный мятеж, поскольку расквартированные здесь части ливийской армии перешли на сторону оппозиции. Глава МВД Ливии генерал армии Абдель Фаттах Юнис порвал с Каддафи и призвал армию переходить на сторону протестующих.

  • 22 февраля мятежники распространили свою власть на город Тобрук, войска перешли на сторону оппозиции. К 24 февраля вся Киренаика перешла под полный контроль мятежников. Ливийские власти временно оставили попытки вернуть контроль над регионом. 5 марта отряды оппозиционеров выдвинулись в направлении Сирта. В этот же день с запада к Бин-Джаваду подошла тяжело вооруженная группировка войск Каддафи, после чего начались ожесточенные бои за город. 6 марта войскам Каддафи удалось перехватить инициативу и начать контрнаступление на восточном фронте.
  • 20 марта без разрешения ООН войска США начали наступление с территории Туниса. Началась операция «Рассвет Одиссея». Это ознаменовало участие США в гражданской войне в Ливии.

Западный фронт начал все ближе и ближе подходить к Триполи. Войска США были остановлены на рубеже Завия - Сабрата. Немного позже войска Каддафи смогли отбросить войска НАТО от берега, но потеряли город Мисрата.

Западный фронт продолжал наступать, войска Каддафи вели сопротивление. 27 апреля около триполи высадился десант итальянской морской пехоты, началось одновременное наступление на город натовских войск.

9 мая началась операция «Белое Солнце Пустыни». Арабский контингент начал наступление на Дерну, Киренаикская армия - на Адждабию, Пустынный фронт - на Джалу, а Западный фронт во главе с М. Каддафи начал наступление на Триполи.

Бои продолжались, 11 августа было заключено временное перемирие, и была предпринята попытки подписать мирное соглашение.

11 августа в 5 часов утра крупные группировки войск США начали массированную атаку побережья Ливии как со стороны пустыни, так и с моря. В результате неожиданной атаки побережье от Дерна до Триполи было занято войсками. В результате семимесячная военная акция НАТО (с марта по октябрь 2011г.) в поддержку повстанцев привела к падению режима М. Каддафи.

Руководители США, Англии, Франции, Германии, Италии и Генеральный секретарь ООН выразили удовлетворение в связи с ликвидацией М. Каддафи и заявили, что в истории Ливии начинается «новый этап демократического развития».

Следующей в списке стран, которые затронула «арабская весна», стала Мавритания. 17 января 2011г. мужчина поджег себя в столице Мавритании - Нуакшоте, в знак протеста против режима генерала Мохаммеда ульд Абдель Азиза. Но здесь протесты не получили широкого распространения.

Следующей страной, втянутой в цепочку «арабской весны» стал Египет. Египтяне протестовали против плохого качества жизни и требовали отставки президента. Вся суть восстания 25 января в Египте была выражена в девизе - «хлеб, свобода, социальная справедливость». Эти слова выразили стремление к переменам, которое создало беспрецедентные ожидания на улицах арабских городов.

Египетская экономика столкнулась с серьезными проблемами. Технически страна находилась в рецессии, при этом она уже пережила длительный период медленного роста, большой дефицит бюджета, сокращение иностранных резервов и рост разрыва платежного баланса. Египетский фунт находится под тяжелым давлением. Между тем, все больше и больше людей по всей стране оказывались за чертой бедности.

Также стоит отметить, что Египет из всех стран Северной Африки наиболее открытая страна для туризма, огромный поток туристов приезжает каждый сезон отдыхать на курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх. Жители, задействованные в туристической сфере, получают большие денежные вливания и заработки благодаря этому бизнесу, в то время как остальное население, не получающее никаких благ, наблюдают лишь минусы данной отрасли - несоблюдение законов шариата со стороны туристов, нарушение их традиций и привычного образа жизни. Таким образом, данное расслоение общества также сыграло немалую роль в уже накопившихся причинах для «арабской весны» в Египте.

Именно в Египте социальные сети и сети интернет в целом, сыграли очень большую роль в организации восстаний. Так как туриндустрия подразумевает собой развитость инфраструктур и IT технологий, то вся образованная молодежь имела открытый доступ в интернет и видела образ жизни Западных стран, развитость, открытость возможностей, чего очень не хватало в Египте, где на протяжении уже многих лет всю власть держал в руках Махамад Хосни Сайид Мубарак, чья персона сыграла не последнюю роль в свершении событий «арабской весны» в Египте.

Причинами также являются и безработица, и рост цен на продовольствие, в конце концов, усталость населения. Мубарак руководил страной на протяжении 30 лет и планировал передать власть преемнику (своему младшему сыну Гамалю Мубараку). Ощущение дежавю витало в египетском обществе. Но есть и еще одно обстоятельство. Египет при Мубараке боролся за статус регионального лидера. Об этом говорит и первый визит президента США Барака Обамы в эту страны. Каир стал первой столицей в турне главы Белого дома по исламским странам. Однако Мубарак основной акцент сделал на внешнюю политику и ближневосточный мирный процесс, при этом он и его окружение игнорировали протекающие процессы внутри страны. А среди них проблемы роста ВВП и снижения безработицы, в том числе среди молодых людей и многие другие социальные проблемы.

Начало революции принято отсчитывать с 25 января 2011 года, когда произошли массовые митинги оппозиционных сил с требованиями отставки Мубарака и проведения в стране кардинальных политических и социально-экономических реформ. Практически сразу митинги переросли в беспорядки, стычки с полицией и акты мародерства. До 28 января казалось, что правительство, объявившее чрезвычайное положение и отключившее Интернет и мобильную связь, в целом контролирует ситуацию. Но затем стало очевидно, что массовость протестных выступлений превышает все ожидания и прогнозы.

Фактически полиция оказалась бессильной противостоять погромам, охватившим крупнейшие города страны - Каир и Александрию. В руках протестующих оказался и Суэц вместе с Суэцким каналом. Мубарак попытался успокоить оппозицию принятием некоторых мер по либерализации режима: отправил правительство в отставку, возродил запрещённую на протяжении тридцати лет должность вице-президента. Но это уже не помогло: полиция начала применять против митингующих оружие, что спровоцировало ответное насилие. Иностранные государства стали присылать самолеты для эвакуации своих граждан, туристов, дипломатов и работающих в Египте.

После трехнедельных массовых протестных манифестаций 11 февраля 2011г. президент Мубарак ушел в отставку, и власть перешла к Высшему военному совету вооруженных сил, возглавляемому министром обороны, маршалом Хусейном ат-Тантави. 29 января 2011г. президент Х. Мубарак объявил о роспуске правительства. 1 февраля в экстренном обращении к народу президент Египта заявил, что не будет участвовать в следующих президентских выборах, которые намечены на осень 2011г. Глава Египта также высказался в пользу изменения статей 76 и 77 Конституции, в которых прописан механизм выдвижения кандидатуры на пост президента и процедура выборов, а также приведена норма о сроке президентских полномочий.

10 февраля Х. Мубарак передал часть президентских полномочий вице-президенту О. Сулейману, о чем сообщил в телеобращении к нации, после чего 11 февраля ушел в отставку. В дальнейшем он был помещен под домашний арест.

На общенациональном референдуме 19 марта 2011г. были одобрены выработанные специальной комиссией поправки к действующей Конституции. Затем был принят новый закон о выборах и определены их сроки (парламентских - с ноября 2011 г. по март 2012г. и президентских - в июне 2012г., после чего власть полностью должна перейти от военных к гражданским институтам). В преддверии парламентских выборов в Египте сформировалось около 50 политических партий, то есть почти в два раза больше, чем при режиме Мубарака, когда их насчитывалось 24. Партии и движения сформировали ряд блоков и коалиций. Так, 15 организаций, включая ряд светских партий и «Исламскую суфийскую партию», объединились в «Египетский блок», одной из целей которого, по заявлениям лидеров, являлось «предотвратить победу «Братьев-мусульман» на парламентских выборах».

В свою очередь, пять социалистических партий и движений сформировали «Коалицию социалистических сил». На усиление своей роли в политической жизни претендовали новые, в основном молодежные светские политические объединения, возникшие в ходе «антимубараковской революции»: «Коалиция революционной молодежи», «Мы все Халиды Саиды», «Молодежное движение 25 января», «Движение 6 апреля», «Революционные социалисты», «Национальная ассоциация за изменения».

Однако наибольшую активность в предвыборной кампании проявляли силы, представляющие политический ислам. Прежде всего, это ассоциация «Братья-мусульмане», ее молодежное крыло «Молодые «Братья-мусульмане», а также созданная ими «Партия свободы и справедливости», которую возглавляет М. Мурси. Бывший член руководства «Братьев-мусульман» Абу ль-Аля Мади руководит партией «Центр», которая также выступает за сохранение «исламских ценностей». Салафитское движение, возникшее после крушения режима Мубарака, создало свои политические партии: «Ан-Нур» («Свет») с Имад Абдель Гафуром во главе и «Аль-Асала» («Подлинность»), председателем которой является генерал Адиль Абдель Максуд Афифи. Вторую партию поддерживают известный салафитский проповедник Мухаммед Абдель Максуд Афифи и шейх Мухаммед Хасан. Движение «Исламская группа», запрещенное при режиме Х. Мубарака за террористическую деятельность (от которой оно отказалось в середине 1990-х годов), создало «Партию реформы и развития».

Парламентские выборы после падения режима Мубарака (первый тур - с 28 ноября по 5 декабря 2011г.) проходили в достаточно напряженной внутриполитической обстановке. В октябре 2011г. имели место столкновения христиан-коптов (христиане составляют около 20% 84-миллионного населения Египта) с мусульманами, а также с правоохранительными органами, в результате чего были жертвы.

Накануне парламентских выборов, в конце ноября, во многих городах Египта, в том числе Каире и Александрии, вновь произошли массовые столкновения манифестантов с военными, в результате чего более 40 демонстрантов погибли и несколько сотен получили ранения. Протестные акции вызвало обнародование Высшим советом вооруженных сил выработанной им Конституционной хартии, в которой путем изменения двух пунктов Конституции (п. 9 и п. 10) делалась попытка сохранить за армией властные полномочия и вывести ее из-под контроля гражданских институтов. Большая часть общественно-политических сил страны потребовала передачи власти от военных Гражданскому президентскому совету и вывела на улицы тысячи своих сторонников. Столкновения протестующих с военными приняли такой массовый и ожесточенный характер, что как в египетской, так и в зарубежной прессе их стали называть «второй волной египетской революции».

Первым итогом парламентских выборов стал явный успех партий, представляющих политический ислам. Наибольшее число депутатских мандатов (47,2%) получила «Партия свободы и справедливости» («Братья-мусульмане»). Второе место (23%) заняла салафитская партия «Свет». Объединения либерально-демократических и левых партий оказались в меньшинстве. Явка избирателей составила до 62%.

20 февраля 2011 г. прошли мирные демонстрации в городах Марокко, требования к ограничению власти короля, решению социальных проблем.

По уровню безработицы (10 %) Марокко отличается в лучшую сторону и от Туниса с Алжиром (по официальным данным, около 14%) и от Египта (по разным данным, 20-30%). Тем не менее, массовая безработица среди молодежи также является основной проблемой 35-миллионной страны. Однако, согласно данным западных экономистов, по доходам на душу населения Марокко (менее 3000 долларов) стоит немного выше Египта, но гораздо ниже Туниса (4100 долларов), Алжира (4500) и Ливии до мятежа (12000).

О том, что происходило в Марокко, рассказал журналист-международник Омар Аши. По его словам, демонстранты требовали политических, экономических и социальных реформ. «В Интернете проводились дебаты во время волнений, и никто не назвал их «революцией» против монархии, - пишет далее О. Аши, - или «сменой режима», даже «эволюцией» политической системы в сторону политических и экономических реформ и неравенства».

«Король пользуется большим уважением в стране. Плюс Марокко считается более свободной среди большинства арабских стран и имеет более независимые политические и экономические силы и довольно яркие СМИ и социальное общество. Выступления и забастовки отличаются от соседних стран. Но растущие социальные и экономические неравенства, а также медленный процесс реформ в последние несколько лет стали причиной нарастающего недовольства среди молодежи и требования настоящих демократических процессов».

Когда волна арабских революций докатилась до Марокко, Мохаммед VI не стал, подобно М. Каддафи, силой отстаивать порядок в стране, не убежал от грядущей бури, как тунисский бен Али, не сдался, как Мубарак в Египте. После первой же февральской волны протестов он разработал ряд реформ, которые, по его мнению, могли бы способствовать демократии и свободе народа.

Марокканцы приветствовали предложенные изменения, а Евросоюз заявил, что в речи Мохаммеда от 9 марта есть «сигналы четкой направленности к демократии», как писала газета «The Christian Science Monitor».

Король Марокко Мохаммед VI 18 июня решил наделить премьер-министра полномочиями самостоятельно назначать министров и губернаторов и даже распускать парламент. При этом назначаться премьер будет из партии, победившей на парламентских выборах путем прямого голосования, сообщает «Euronews». Кроме того, решил король и наболевший вопрос о государственном языке, предложив признать государственным языком берберский наравне с арабским. Тысячи людей высыпали на улицы марокканской столицы Рабата, приветствуя инициативу короля. Неудивительно, что все предложенные им изменения в Конституцию через две недели нашли такое масштабное одобрение у населения - 98,5% в поддержку реформ. Однако нашлись и желающие его оспорить. В воскресенье, 4 июля, в городе Танжере в 450 км к северу от столицы толпа манифестантов прошла по улицам города, скандируя: «Министр внутренних дел - лжец!». Кроме того, протестующие размахивали пустыми коробками с криками: «Пустые, пустые, урны были пустые!».

Официальные результаты народного голосования говорят о явке в 73,46%. По данным властей, в Танжере собрались около 1000 протестующих, тогда как там же порядка 3000 человек вышли на демонстрацию в поддержку реформ. В Рабате, по данным журналистов, в акции протеста приняли участие 4000 человек, тогда как в МВД подтвердили участие 1500 протестующих. Активисты «Движения 20 февраля» (марокканские интернет-революционеры) уверяют также, что 20000 их сторонников прошлись по проспектам крупнейшего портового города страны - Касабланки.

Реформы, повергшие в дикий восторг столицу страны, вызвавшие восхищение у всей Европы и у большей части планеты, показались марокканским народным демократам недостаточно демократичными. «Мы не на овощном рынке, чтобы торговаться. Король не может предложить 80% демократии», - заявил один из координаторов «Движения 20 февраля» Э. Кхбихна в интервью «CSMonitor».

Мохаммед VI, наделив небывалой доселе властью главу правительства, оставил за собой право контролировать войска: он по-прежнему остается верховным главнокомандующим. Кроме того, любой закон, принятый в Марокко, обязательно должен быть согласован с монархом, как и кадровые решения премьер-министра. Кроме того, король по-прежнему может ввести чрезвычайное положение. Еще один немалый плюс в пользу марокканского монарха - он в мусульманской стране, а значит, имеет огромное влияние на религиозные учреждения как повелитель правоверных.

Однако ничто и никто не может гарантировать страну от радикализации ситуации. Так, главные противники власти, представители «Движения 20 февраля», которое родилось на волне протестных движений в арабских странах, опротестовали эти результаты, назвав их «подтасовкой».

И в ответ на референдум 1 июля «февралисты» уже 3 июля вывели на улицы тысячи своих сторонников, требующих настоящих, а не театральных преобразований. Причем самые крупные колонны протестующих шли под лозунгами запрещенной, но особенно не преследуемой исламистской организации «Аль-Адль валь-Ихсан» («Справедливость и благочестие»).

Подобные манифестации повторялись с периодичностью раз в неделю. И с каждым воскресеньем они становятся все более многочисленными. Попутно власти проводили контрманифестации, участники которых в случае негативного развития событий должны встать на пути у радикалов, не вызывая упреков у Запада в использовании силовых структур. Это стало новым ответом на действия оппозиции, которую склонны защищать на Западе определенные силы. Но пока Марокко под управлением Мохаммеда VI пока сохраняет относительную стабильность.

26 февраля прошла акция протеста в городе Дахла государства Западная Сахара. В результате беспорядков 2 человека погибли, около 100 человек получили ранения. 5 марта в лагере беженцев около 200 человек приняли участие в мирной акции протеста, призывая правительство (в изгнании в Алжире) фронта Полисарио (воюющего против Марокко - оккупанта Западной Сахары) приступить к демократическим и социальным реформам.

Предсказать революции в странах Северной Африки не удалось практически никому. Большинство и традиционных, и не очень традиционных экономических и социологических индикаторов дает сбой при попытках объяснить события в Северной Африке.

Предпосылки для недовольства есть во многих, если не во всех странах региона, но почему-то первыми пали режимы относительно благополучных стран. А в местах, казалось бы, куда более мрачных, бедных, искры протеста не спешат разгореться в пламя революций.

Первое, что приходит в голову в попытке объяснить происходящее, - бедность. Действительно, ВВП на душу населения в большинстве стран региона находятся в диапазоне 2-4 тыс. долл., в разы меньше, чем в России, и в десятки раз меньше, чем в развитых странах.

Но первой жертвой оказался отнюдь не самый бедный Тунис. По данным Всемирного банка, здешние 4 тыс. долл. на человека лишь немного ниже, чем, например, в Алжире и Азербайджане, и почти в четыре раза выше, чем в Индии.

Эксперты всего мира спорят о происхождении и характере данных событий. Анализирую ситуации в разных странах можно все-таки определить «болевые точки» стран, где развернулись протестные движения.

Национальные экономики рассматриваемых стран, образуют разрозненное множество и не сходятся друг с другом даже по основным параметрам, не говоря уже о деталях. Несходство проявляется в разнотемповости роста, в капиталоизбыточности и капиталодефицитности развития, в разной обеспеченности ресурсами, проявляется в больших различиях по таким параметрам, как открытость рынку, интенсивность реформ и т.п. Эти явления сопровождаются затянувшимся структурным кризисом в экономике, неэффективным использованием средств и ресурсов, нерациональными схемами функционирования хозяйственной сферы и т.п.

Растет разрыв между бедными и богатыми. Богатство и власть сосредоточены в руках влиятельных экономических агентов, которые группируются вокруг элит и действуют преимущественно ради совместной выгоды, оставляя на периферии некорпоративный бизнес, в иных обстоятельствах способный работать на экономический рост.

В контексте изучения причин протестного движении в странах Северной Африки важно отметить, что политическая система в большинстве стран современной Африки носит авторитарный характер. Авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур. Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов или социальных слоев.

Важно помнить и о том, что арабскими властями использовались политические репрессивные механизмы, особенно режим чрезвычайного положения, ограничивавший права и свободы: в Египте - с 1981 года, в Сирии - с 1963 года, в Алжире - с 1992 года. В остальных странах этот режим существовал и действовал де-факто в зависимости от роли отведенной армии в управлении страной. Этот режим включал в себя различные ограничения свободы слова, печати, возможности проведения митингов и демонстраций, деятельности политических партий, журналистских организаций и т д.

Не стоит забывать и о том, что исторически ни одна арабская страна не является абсолютно гомогенным политическим образованием, в связи с чем имело место усиление этнических и конфессиональных противоречий. Сила религиозно-общинных отношений играет крайне важную роль в этом случае, особенно стоит уделить внимание шиито-суннитской принадлежности граждан и правящих элит в целом ряде государств.

Необходимо отметить, что специфика начала арабских революций заключалась в том, что они вывели из латентного состояния многие общие внутренние противоречия, а затем волнения приобрели специфические особенности, характерные для каждой. Например, в Тунисе волнения трансформировались в борьбу против однопартийного режима. В Ливии революция имела оттенок межплеменных противоречий.

Особое мнение о причинах протестных движений в странах Северной Африки у профессора и востоковеда Л. Тайванса. Он выделяет три основные причины, спровоцировавшие волнения на Севере Африки. Первая - это продовольственный кризис. Вторая причина - перенаселенность региона. Численность населения приближается к полумиллиарду. Возраст половины населения - моложе 20 лет. Они еще не работают (работы нет, специальности - тоже), при этом энергичны и голодны. Третья причина - урбанизация и высокий уровень образования. Сегодня примерно половина населения живет в городах. До 90% его населения - грамотны, ведь избранный многими североафриканскими странами путь «арабского социализма» предполагал обязательное школьное образование. Ожидания таких людей, у которых, кстати, есть возможность выходить в Интернет и узнавать, как живут люди в других странах, куда выше, чем, например, у предшествующего им поколения.

Мнение Л. Тайванса непосредственным образом подтверждает классик политологии С. Хантигтон, который более 40 лет назад сформулировал идею о том, что «социальные изменения - урбанизация, рост грамотности и уровня образования, проникновение СМИ... приводят к росту политического сознания, умножают политические требования. И немедленно прибавляет к «уравнению» Facebook и Twitter».

Термин «арабская весна» получил широкое распространение в СМИ с конца 2010 года. С тех пор, как говорят, много воды утекло. События стремительно набирают оборот. О событиях арабского мира немного забыли. Украина последнее время занимала умы граждан. Давайте обновим знания и припомним, с чем была связана арабская весна, к каким последствиям привела. Тем более что события до сих пор серьезно влияют на положение народов в данном регионе.

Страны - участники или потерпевшие

Знаете, арабская весна не совсем обычное мероприятие, если можно так сказать. С одной стороны? СМИ преподносили нам ее как череду демонстраций, приведших в некоторых случаях к правительственным переворотам.

С другой, там явно применялись некие новейшие технологии. Считается, что страны арабской весны стали полигоном для оттачивания методов влияния на большие группы людей. Всего воздействиям подверглись народы восемнадцати стран. Среди них наиболее известны события в Египте и Ливии, Сирии и Тунисе. Эти государства до сих пор не могут «прийти в себя». Все дело в том, что безобидные на первый взгляд выступления привели к слому государственного механизма. В некоторых случаях происходила смена политического режима. Само по себе это еще не является поводом для хаоса. Но вслед за переменами, как из волшебной табакерки, везде появлялась оппозиция, чудным образом подготовленная и вооруженная. Можно сказать, что арабская весна - метод привнесения горячего конфликта в спокойное и благополучное государство.

Механизм переворота

Конечно, местным жителям было достаточно сложно вникнуть в суть того «эксперимента», который над ними проводили. Арабские страны славятся горячностью своего населения. Вот этим и воспользовались кукловоды, как их принято называть. Идеи о том, что в стране недостает демократии, вносились в общество новаторским способом. Использовались социальные сети. Количество граждан, увлеченных таковыми мыслями, ширилось? как снежный ком. Ввиду того что информация распространялась через интернет, у граждан создавалась иллюзия некоей игры, а не настоящих действия. То есть мало кто осознавал, что их совместные протестные действия могут привести к страшной трагедии. Давайте разберем на примере Сирии. Это государство до сих пор переживает последствия арабской весны. Причем итог событий не так явен, как нам хочется. Борьба там идет очень жесткая.

Сирия

На примере этой страны можно увидеть, где концентрировались проблемы, ставшие причиной возникновения народного недовольства. Арабская весна причины имеет практически сугубо экономические. Сирия, как и большинство соседских стран, развивалась достаточно динамично. Ее ВВП увеличивался, демократические процессы привели к нормальному сосуществованию народов разных религиозных конфессий. Естественно, были и некоторые проблемы. Так, образованной светской интеллигенции, а именно она стала основной протестной силой, государство казалось слишком строгим, нелиберальным. А именно им не нравилось отсутствие социальных лифтов, зависимость экономики от нефтедобычи, высокий уровень безработицы, возникшей вследствие серьезного оттока сельского населения в города. Кроме того, арабские страны значительно отставали на тот момент по уровню технологического развития от Запада (а ныне и Востока).

Следует отметить, что радикальных намерений у первых протестантов не было. Они организовывали свои демонстрации и митинги в рамках демократических процедур. Технологам же «революции» нужна была только толпа. Остальное, как потом выяснилось, дело техники.

Перевод протестов в военные столкновения

Методику организации горячих противостояний нынче знает весь мир. Об этом много говорят в нашем обществе, да и в любой стране. В период массового выступления на арене действий появляются «неизвестные снайперы». Они открывают огонь на поражение. Им все равно, кого убивать. Главное, чтобы были жертвы. Их наличие вызывает накал у людей, и так разгоряченных массовым протестом. Тут же подключаются СМИ, на все голоса обвиняющие власти в убийстве. Люди теряют ориентацию, поддаются всеобщей истерии. Тут же появляются «некие силы», предлагающие вступать в вооруженную борьбу с «кровавым тираном». Надо ли говорить, что в этот момент на арене событий возникают заранее подготовленные боевики, отстаивающие свои собственные взгляда. В арабском мире в их роли выступили радикальные исламисты. В Сирии, где победила светская власть, они поднимают массу народа под лозунгами о «правильном устройстве мира».

Свержение правительства

Сам по себе описанный сценарий не обязательно ведет к перемене власти. Сильное правительство просто разгонит хулиганов, коими выступающие являются в самом начале событий. Чтобы этого не произошло, подключается мировое сообщество. Оно, как правило, в лице послов стран коллективного Запада, указывает власти на необходимость воздерживаться от вооруженной реакции на выступления. Но волнения не утихают. Людей постоянно держат в возбужденном состоянии информационными вбросами через СМИ и социальные сети. Гибель людей приводит к тому, что правительство вынуждают отдать власть оппозиции. Так произошло, к примеру, в Ливии. Эта ранее цветущая страна превращена в территорию без сильной власти, с голодающим населением. Гражданские войны в Ливии не прекращаются уже четвёртый год. Они начались с убийства Муаммара Каддафи в 2011-м. Правительственные войска стараются сдержать натиск исламистских радикалов, к числу которых принадлежит ИГИЛ.

Египетские события

Когда рассматривают арабские события, бросается в глаза, что не все так плавно проходит у организаторов. Переворот в Египте явно выходит за рамки плана тех, кому нужен был хаос на данной территории. Дело в том, что в этой стране до 2013 года правили исламисты. Кстати, выбраны они были демократическим путем. Население в Египте неоднородное. Большинство избирателей малограмотны подчиняются законам Шариата. Однако насильственное возведение мусульманских традиций в ранг государственного закона не нравилось образованной части данной страны. В 2013 году здесь был совершен государственный переворот. Власть захватили представители военной элиты во главе с генералом Ас-Сиси. Осенью 2014 года он был избран президентом страны путем всеобщего голосования.

Россия и арабская весна

Как член СБ ООН, РФ не могла не реагировать на события. За эти годы России пришлось пережить и обман, и взлет на дипломатическом поприще. Началось все с Ливии. После начала гражданской войны в этой стране туда решили вмешаться западные партнеры. Они предложили резолюцию Совбеза, которая объявляла беспилотную зону над названной территорией. РФ поддержала этот проект. Однако партнеры воспользовались документом в своих, ранее не заявленных целях. Ливия подверглась жестокой бомбардировке. Население этой страны и ныне стремится покинуть ее территорию. Там просто нет ни еды, ни возможности заработать деньги. Когда же арабская весна докатилась до Сирии, РФ проявила твердость. США настаивали на начале военной операции в этой стране под предлогом наличия там химического оружия. Президент РФ предложил организовать международную комиссию по решению данной проблемы, обойдясь без напрасных жертв. Вопрос был решен.

Кто получает дивиденды от волны революций?

Вот мы и подошли к самому важному вопросу. Страны лежат в руинах. На Ближнем Востоке идут непрекращающиеся войны, как говорят, всех против всех. Уже говорилось, что у переворотов были организаторы. Какова же их цель? Кому пришло в голову ввергнуть огромное число людей в беспросветную и безнадёжную нищету и ужас? Здесь необходимо вернуться к экономическим вопросам. Дело в том, что все эти государства располагаются на нефтеносных территориях. Добыча черного золота составляет основу их экономики. Только зачем покупать, если можно просто красть?

Неприкосновенность нефтедоллара

Так решили наши западные партнеры. К примеру, Муаммар Каддафи предлагал странам-нефтедобытчикам уходить из долларовой зависимости, то есть торговать ресурсами за иную валюту. За это и поплатился. Дяде Сэму таковая идея по вкусу не пришлась. Ведь основа благосостояния США - доллар, напрямую связанный с нефтью. В мире принято было все сделки по черному золоту проводить именно в этой валюте. Если сказать простыми словами, то США получают двойную выгоду от каждой сделки. Ведь каждый баррель, оплаченный долларом, несет прибыль в бюджет гегемона. Что бы ни говорили западные эксперты, они не отвечают на вопросы перераспределения прибыли от нефтедобычи в захваченных исламистами регионах. По некоторым сведениям, цена контрабандного барреля втрое ниже биржевой.

Выводы из арабской весны

Данная тема не сходит с полос СМИ, постоянно изучается и обсуждается экспертами различных направлений. Если сформулировать коротко, то ни одна страна, обладающая природными ресурсами, не может чувствовать себя в безопасности. Методичка, как показало время, работает в любом регионе, независимо от менталитета. Организатору беспорядков грамотно пользуются существующими в обществе противоречиями. На их основе они ведут жесткую всеобъемлющую пропаганду. Народ призывают выходить на улицы, чтобы требовать от власти перемен. В каждом случае есть свои нюансы. Но это уже дело техники, придумать соответствующие лозунги, организовать радикальные группы.

Предпосылки есть в любом обществе. Но раз метод раскачки народа раскрыт, необходимо придумывать способы противодействия. Конечно, лучшим вариантом было бы построение идеального государства. Но раз таковое пока невозможно, то следует вести плотную, постоянную работу с населением в целях внедрения патриотизма, выявления проявлений экстремизм. Страны с сильной властью постоянно противодействуют вмешательству со стороны в свои дела. К примеру, в Турции в 2014 году запрещали работу некоторых социальных сетей, распространяющих экстремистские идеи.

Что будет со странами Ближнего Востока?

Огромный незатухающий военный очаг является раной на планете. Конфликты в той или иной степени отражаются на всех странах. Конечно, проблемы необходимо решать. Но, здесь в противоречия входят интересы главных политических игроков. К примеру, Барак Обама объявляет основным врагом Штатов ИГИЛ. В то же время не является секретом, что эта организация финансируется из США. Кроме того, на Ближнем Востоке имеются и другие противоречия. Границы стран установлены без учета интересов народов, проживающих на данной территории. Сунниты и шииты проживают в различных странах. Все они стремятся создать свое государство. Это является источником возникновения вооруженной борьбы. Западным партнерам остается только финансировать и вооружать самых радикальных из них. А на территории, где нет ни работы, ни продуктов, людям приходится идти на службу в вооруженные незаконные формирования. Им необходимо семьи кормить. Вот и получается бесконечная проблема. По-видимому, решение состоит в прекращении финансирования. Иначе на этой многострадальной территории война никогда не завершится. Как говорят, гегемону необходим управляемый хаос, на него ему долларов не жалко.

В политической среде нет единого мнения, была ли бедность одной из основных причин «арабской весны». С одной стороны, именно бедность и безразличие властей заставили Мухаммеда Буазизи совершить акт самосожжения 17 декабря 2010 года. С другой стороны, над всем арабским миром к этому времени уже нависла угроза принудительной «демократизации». Огню достаточно было лишь немного заняться, чтобы в него со всех сторон полились тонны масла.
Безработицу также сложно считать причиной волнений. Среди людей старшего и среднего возраста она была незначительной. В государствах региона проводились достаточно эффективные экономические реформы. До реформ, уровень безработицы был высок, но в начале двухтысячных ситуация заметно улучшилась. Рост экономики нефтедобывающих стран и высокие цены на нефть способствовали появлению большого количества рабочих мест.

Проблемы пришли оттуда, откуда их совсем не ждали. Старые арабские режимы, несмотря на справедливые претензии по многим вопросам, не пренебрегали достижениями современной цивилизации. В восьмидесятые годы, благодаря модернизации системы здравоохранения, детская смертность в арабском мире практически сошла на нет, причем рождаемость оставалась традиционно высокой. Благодаря массовой вакцинации, внедрению современной медицины и привлечению иностранных специалистов, темп роста населения в арабских странах заметно вырос. Все это привело к резкому росту молодежи в общей численности взрослого населения. Накануне арабской весны безработица среди молодежи стала очень высокой. Причем в большинстве своем это была образованная молодежь.

На площади Тахрир

Как известно, молодежь в целом более склонна к радикализму, к экстремизму, чем люди среднего и пожилого возраста. Это достаточно известный, давно установленный факт. Таким образом, к 2010 году арабский мир наполнила взрывоопасная смесь из образованных, не женатых, безработных молодых людей — активных пользователей интернета. Именно с их помощью был раздут огонь «большой арабской революции». Когда организаторы флешмоба на площади Тахрир в Каире воззвали через Facebook к своим согражданам, ожидалась акция численностью 1500 — 2000 человек. Реальность превзошла ожидания в 100 раз.

Арабская зима

Если бы все арабские режимы поступили со своей молодежью так, как это додумались сделать в Саудовской Аравии, а именно — организовали для молодых людей рабочие места (монархия не пожалела средств ради того, чтобы выпускники ВУЗов были заняты в сфере образования), арабская весна могла быть менее масштабной. Менее масштабной — это значит она могла обойти стороной те арабские страны, которые, по мнению Запада, можно было «демократизировать» бескровно. Сирия, например, или Ливия, были обречены на погружение в «управляемый хаос». Свержение режимов Муаммара Каддафи и Башара Асада было обязательным пунктом в плане по глобальному переустройству мира в целом, и Большого Ближнего Востока в частности.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников:
«США использовали технологические новшества для того, чтобы контролировать настроения среди определенных слоев арабского общества. Таковой в первую очередь является «рассерженная молодежь», которая требует реформ. Американские аналитические центры пытались направить ее в русло, которое для США являлось бы гарантией сохранения своего влияния. Но одновременно с этим создается ощущение, что не только демократические процессы, но и конфликты, происходящие в арабских странах, являются хорошо управляемыми. Это похоже на использование элементов теории «управляемого хаоса».

Владимир Путин:
«В целом же происходящее в арабском мире весьма поучительно. События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может и зачастую приводит к абсолютно противоположному результату. Со дна поднимаются силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления».

Если статья была полезна

"Арабская весна": краткий конспект

Статья посвящена общему обзору социально-политических потрясений в арабских странах в 2011-2012 гг. Выявлены общие закономерности для каждой из арабских стран. Даны прогнозы дальнейшего развития событий.

М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011.

Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.

Зайцев Ю. К. , Перфильева О. В. , Рахмангулов М. Р. и др. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

В пособии представлен анализ роли международных организаций и институтов в реализации международной политики содействия развитию, прежде всего ООН и институтов системы ООН, Всемирной организации здравоохранения, «Группы восьми» и «Группы двадцати», Международного валютного фонда и институтов Группы Всемирного банка, Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Вклад международных институтов в развитие рассматривается через призму их места в глобальной архитектуре содействия развитию, взаимодействия с национальными правительствами, донорами и партнерами программ развития, истории становления вопросов развития в повестке дня организаций и институтов. Отдельно в пособии представлены рекомендации для Российской Федерации в части выработки национальной стратегии содействия международному развитию с точки зрения имеющегося опыта сотрудничества и взаимодействия с ключевыми игроками международной политики содействия развитию.

Пособие предназначено для использования в рамках учебных курсов, курсов повышения квалификации специалистов в области содействия развитию или программ повышения уровня осведомленности широкой российской аудитории в области развития и содействия международному развитию.

Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.