Автоматизация ж в предложениях. Материал "автоматизация звука "ж" в словах, словосочетания, предложениях. Автоматизация звука Ж в связной речи

Изолированное произношение звука [Ж]

Упражнение «Жук жужжит».

Подними широкий язычок за верхние зубки. Его боковые края крепко прижми к зубкам. Пожужжи, как жук: Ж-Ж-Ж. Почувствуй, как дрожит горлышко.

Автоматизация звука [ж] в прямых слогах:

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЖА - ЖА - ЖА - ЖА

ЖИ - ЖИ - ЖИ - ЖИ

ЖУ - ЖУ - ЖУ - ЖУ

ЖО - ЖО - ЖО - ЖО

ЖА - ЖО - ЖУ - ЖИ

ЖО - ЖУ - ЖИ - ЖЕ

ЖО - ЖУ - ЖЕ - ЖИ

ЖИ - ЖУ - ЖЕ - ЖО

ЖУ - ЖО - ЖИ - ЖЕ

Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом (начало слова):

Жаба, жадина, жакет, жало, жалоба, жар, жара, жатва, жёлудь, живот, жила, жир, жираф, житель, жук, журнал.

Автоматизация звука [ж] в интервокальных слогах:

АЖА - АЖА - АЖА - АЖА

ОЖА - ОЖА - ОЖА - ОЖА

УЖА - УЖА - УЖА - УЖА

ЕЖА - ЕЖА - ЕЖА - ЕЖА

АЖА - ОЖА - УЖА - ЕЖА

АЖУ - ОЖУ - ИЖУ - ЕЖУ

Автоматизация звука [ж] в интервокальной позиции:

Бережок, дружок, ежи, книжонка, кожа, крыжовник, лужа, лужок, ножи, ожог, пижама, пирожок, пожарник, пружина, рожок, уважение, урожай, флажок.

Автоматизация звука [ж] в слогах со стечением согласных:

ВЖА - ВЖО - ВЖУ - ВЖЕ

ГЖА - ГЖО - ГЖУ - ГЖЕ

БЖА - БЖО - БЖУ - БЖЕ

ЛЖА - ЛЖО - ЛЖУ - ЛЖЕ

МЖА - МЖО - МЖУ - МЖЕ

ЖНА - ЖНО - ЖНУ - ЖНЫ

ЖМА - ЖМО - ЖМУ - ЖМЫ

ЖБА - ЖБО - ЖБУ - ЖБЫ

ЖДА - ЖДУ - ЖДО - ЖДЫ

Автоматизация звука [ж] в словах со стечением согласных звуков:

Булыжник, вражда, джем, джемпер, дождик, дружба, жмурки, нужда, надежда, пирожное, ножницы, лоджия, лыжник, одежда, художник.

Автоматизация звука [ж] в словосочетаниях:

Бумажный солдатик, дюжина ежей, жёлтый флажок, женина пижама, жужжание жука, кожаный жакет, нежное пирожное, нижний этаж, южная жара, можно ужинать, отважный Женя.

Автоматизация звука [ж] в предложениях:

Жанна лежала на пляже.

Женя бежит на лыжах.

Жираф - дикое животное.

Жора живет на пятом этаже.

Жуки жужжат над лугом.

Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Ходит ёжик без дорожек.

Книжки и журналы лежат на этажерке.

Жанна поджарила пирожки с желе.

После дождя можно бегать по лужам.

В книжном магазине можно купить нужную книгу.

Автоматизация звука [ж] в чистоговорках:

ЖА - ЖА - ЖА - иголки у ежа.

ЖИ - ЖИ -ЖИ - у меня ножи.

ЖУ - ЖУ - ЖУ - машину завожу.

ЖУ - ЖУ - ЖУ - в садик я хожу.

ЖОК - ЖОК - ЖОК - у меня флажок.

ЖУ - ЖУ - ЖУ - на лужок хожу.

ЖЕ - ЖЕ - ЖЕ - я большой уже.

Автоматизация звука [ж] в скороговорках:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Ель на ёжика похожа -

Ёж в иголках, ёлка тоже.

У Жени есть флажок, у Тани - утюжок.

Медвежонок неуклюжий живёт - не тужит.

Хотели ежи под ёлкой жить, но там уже живут ужи.

***
У ёжика живот болит. Ежу поможет Айболит.

***
Два жука летят, жужжат: «Нужен дождик для ужат»

Автоматизация звука [ж] в стихах:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот -

Может, миска подползет.

Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждёт,

Ведь на ужин медвежонок

Пьёт охотно жидкий мёд.

Снежок кружится очень нежный!

Ловлю снежинки осторожно...

Гляжу на город белоснежный,

А наглядеться — невозможно!..

В ожерелии жемчужном

Все жемчужины нежны,

В ожерелии жемчужном

Все жемчужины дружны!

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик, пуще —

Будет зелень гуще.

Только нас не замочи,

К нам в окошко не стучи.

Автоматизация звука [ж] в тексте.

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестя-ное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день уви-дел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики». Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хо-телось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!». Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.

ЖУК И СОРОКОНОЖКА

Как-то утром на лесной дорожке жук увидел сороконожку. Сороконожка была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — поду-мал жук.

Подойдя к сороконожке, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!» Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже бли-же к ужину.

ЖУРАВЛИ

Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик жу-равлей. Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осе-нью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам. Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это са-мый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.

Звук [Ж] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Ж]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Ж].

Материал для автоматизации звука [Ж] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопеда и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Ж].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Ж] в прямых слогах:

ЖА – ЖА – ЖА ЖИ – ЖИ – ЖИ

ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ ЖО – ЖО – ЖО

ЖУ – ЖУ – ЖУ АЖА – АЖА – АЖА

ИЖИ – ИЖИ – ИЖИ ЕЖЕ – ЕЖЕ – ЕЖЕ

ОЖО – ОЖО – ОЖО УЖУ – УЖУ – УЖУ

Звук [Ж] в начале слова и словах с прямым слогом:

* Жаба, жабры, жадный, жатва, жаль, жало, жарко, жареный, жаворонок, жар, жалоба, жалко, Жанна, жив, жила, жир, жиденький, жирный, житель, живопись, жердь, Женя, жёлоб, Жора, жёлудь, жёваный, жёлтый, жёсткий, жук, жуткий.

* Жакет, жалеть, жасмин, жара, живот, живёт, живьём, живой, животные, жильё, жилет, жираф, желе, желудок, желание, желток, жетон, жокей, жонглёр, жуёт, журавль, журнал.

* Дрожат, пожар, ужата, ежата, медвежата, пижама, уважать, вожатый, вожак, пожарник, урожай, бежал, лежал, ужи, ножи, лежи, этажи, покажи, наживка, дружина, пружина, драже, уважение, этажерка, тужурка, абажур, ажур, брожу, лежу, хожу, покажу, ежовый, крыжовник, ежонок, ножовка, ожог, лужок, бережок, рожок, флажок, сапожок, пирожок, дружок, снежок.

* Кожа, кожаный, лужа, сажа, стужа, ножик, ёжик, ожидание, оружие, ужин, дюжина, лыжи, ухаживать, уже, хуже, ниже, тоже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, ежегодно, бежевый, вижу, мажу.

Повтори словосочетания и предложения со звуком [Ж] в прямых слогах:

* Жёлтая кожа, спелый жёлудь, столовые ножи, вожатый Женя, жёсткий стул, желе из ежевики, дюжина ежей, оживлённая улица, лёгкий снежок, Женина пижама, жидкий кисель, сильный ожог, глубокая лужа, кожаный жилет, жёлтый желток

* Женя на ужин ест ежевику. В лесу живёт ежиха с ежатами. Женя ухаживает за животными. У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке. Женя похожа на маму. Жаба поймала жука. Жираф - дикое животное. Жанна бежала на лыжах по лыжне. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином. Женя любит спать на жёстком. На ужин дали жидкий кисель. Женя живёт на пятом этаже. Дети сажали жёлуди. Женя жаловался на боль в животе. Мама уложила Женю в постель. Поток воды бежит по жестяному жёлобу. В саду растёт крыжовник. Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ж]. Артикуляционные упражнения

Автоматизация звука [ж] .

Артикуляционные упражнения на звук [ж] .

1. «Трубочка. Дудочка» .

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5- 10.

2. «Окошечко» .

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4.«Маляр» .

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад) . Выполнять нужно медленно, под счет до 10.

5. «Почистим зубки» .

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

6. «Чашечка» .

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.

7. «Вкусное варенье» .

Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

8. «Парус» .

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

9. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

10. «Фокус» .

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [ж] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка за верхними зубами, не касается небо. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".

Произносить отрывисто и энергично звук [ж] [ж] [ж]…

Произносить долго, протяжно [жжж]…

Характеристика звука [ж] : согл., звонкий, всегда твердый.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .

Р, ж, ш, а, м, ж, р, ж, ж, с, о, з, ж, с, г, ж, р, ш, ж, с, л, р, ж…

Игра «Начни словечко» .

Ребенок произносит только первый звук [ж] . Взрослый договаривает слово.

ж. аба, ж. ало, ж. ук, ж. асмин, ж. елтый, ж. елудь, ж. ивотное, ж. ду, ж. ивот…

Игра «Поймай звук » .

звук [ж] .

Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо, ра, жа, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [ж] ) .

А) жа- жа- жа, жо- жо- жо, жу- жу- жу, жи- жи- жи.

Б) жа- жо, жу- жа, жо- жи, жо- жу, жа- жи, жу- жа, жо- жи, жи- жа, жу- жо, жи- жо, жа- жу, жо- жа.

В) жа- жа- жо. жа- жо- жа.

жо- жу- жо. жо- жо- жу.

жу- жа- жа. жу- жа- жу.

жо- жа- жа. жа- жа- жо.

жу- жо- жу. жа- жо- жо.

жа- жу- жу.

Г) жа- жо- жу. жу- жа- жы.

жо- жу- жа. жу- жо- жа.

жу- жа- жо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Мы видели ежа- жа- жа- жа.

Под кустом живут ужи- жи- жи- жи.

Бегут ежи- жи- жи- жи.

Молока дадим ежу- жу- жу- жу.

Я еду на "Пежо"- жо- жо- жо.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ж] .

Ас, аж, ар, уч, ож, ос, ЕС, ор, иж, аш, ач, ус, ур, уж, ир,ис, ош, яс, уж, ас, яж, ир, ал, аж, ож, ир…

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .

А) аж- аж- аж. Ыж- ыж- ыж.

Иж- иж- иж. Яж- яж- яж.

Ож- ож- ож. Иж- иж- иж.

Уж- уж- уж.

Б) аж- ож. Яж- ыж.

Аж- иж. Уж- ыж.

Аж- уж. Уж- яж.

Аж- яж. Уж- иж.

Аж- ыж. Иж- ыж.

Ож- уж. Иж- яж.

Ож- иж. Иж- уж.

Ож- яж. Иж- ож.

В) аж- аж- ож. Ыж- ыж- ож.

Ож- аж- ож. Яж- уж- уж.

Иж- уж- иж. Иж- иж- аж.

Уж- иж- иж.

Г) аж- иж- ож. Уж- аж- ож.

Ож- иж- аж. Аж- уж- ож.

Иж- аж- ож. Ож- уж- аж.

Ож- аж- иж. Аж- ож- иж.

Игра «Повтори за мной» .

(следить за правильным произношением звука [ж] ) .

Ежата, пижама, лужок, вожак, флажок, бежать, лужа, медвежонок, вижу, ужин, жаба, жакет, желе, жакет, желтый, жидкий, жадный, кожа, лыжи, ножи, урожай, кожура, нужно, можно, важно, жара, уважаемый, снежок, желток, жук.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ж] ) .

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды. дважды, побеждать.

Игра «Назови лаского» .

снег- снежок,

Игра «Сложные слова»

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

Словосочетания.

Кожаный жакет.

Жидкий мед.

Нежная кожа.

Жадный Женя.

Мягкая пижама.

Бумажная жаба.

Бежевый жакет.

Важный жук.

Надежный вожак.

Желтокожие желудь.

Дюжина ежей.

Женина пижама.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой жук, моя жаба…

пирожок, дружок, жало, желудь, животное, флажок, пижама.

Игра «Путаница» .

Составить и преобразовать предложение по образцу.

Дом, жука, у. - У жука дом.

Жук, каждый, жужжит.

ежонок, ужом, дружит, с.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Тут ежата у ежа- жа- жа- жа.

Как то уж пришел к ежу- жу- жу- жу.

Мне ежаток покажи- жи- жи- жи.

Игра «Исправь ошибки» .

Одежда вытряхивает Женю.

Прирожное купило Жору.

Пятый этаж живет на Жене.

Предложения.

У Жени бумажная жаба.

Монтажники выполняют важную работу.

Лыжник награжден подарком.

В книжном магазине можно найти нужную книгу.

Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жует ежевику.

У ужа ужата.

Монтажнику нужна ножовка.

У Жанны кожанный жакет.

Женя и Жанна ужинают.

Ежата ждут маму- ежиху.

Над пижмой жужжат жуки.

Пижама, жакет и пиджак- это одежда.

У Жоры живые ужи.

У Жени на ужин ежевика.

1. Пылесос, пылесос,

Ты куда суешь свой нос?

Жу- жу- жу! Жу- жу- жу!

Я порядок навожу.

2. Жук жужжит в железной банке-

Жук не хочет жить в жестянке.

3. Жук жужжит :_ Я шел и шел,

Желтый камешек нашел.

Это желудь! Ты не прав,- говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук,- говорит жирафу жук.

4. Жаба в лужице сидела,

Жадно на жука глядела.

Жук жужжал, жужжал, ужал

И на ужин к ней попал.

Скороговорки.

1. Еж с ежонком и ежихой

Собирают ежевику.

2. Даже ужу ужин нужен.

3. Не живут ужи, где живут ежи.

Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи, как запомнил.

Это мальчик Женя. Он рисует животных и птиц. Вот животные : ежи, моржи, жирафы. А вот птицы : журавль и жаворонок. Женя умеет ножницами вырезать из бумаги предметы. Это бумажный желудь, а вот бумажная жаба. После занятий Женя любит кататься на лыжах.

Кого рисует Женя?

Что Женя вырезает ножницами?

Что делает Женя после занятий?

Лейсан Минуллина
Конспект индивидуального занятия с ребенком. Тема: «Автоматизация звука Ж в слогах, словах»

Цели :

Формирование умения автоматизировать звук Ж в слогах , словах .

Развитие фонематического восприятия.

Развитие мелкой моторики.

Закрепление навыка согласования существительного с числительным.

Образование уменьшительно- ласкательного слова (ежонок)

Развитие зрительного восприятия, логического мышления.

Развитие просодики.

Закрепление навыка образования сложных слов .

Закрепление понятий звук , буква.

Закрепление звуко- буквенной связи .

Оборудование :

Бумажечка для упражнения на дыхание, ваточка, кружочки для пальчиков (20 штук, предметные картинки : жук, желудь, жилет, жасмин, баклажан, ножницы, джинсы, ежик, подснежник, пиджак, лыжник, лыжи, этажерка, одноэтажный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом, пять ежиков; карточка для чтения слогов , карточка с гласными для пропевания, картинки и фрагменты картинок, буква Ж, бумага.

Автоматизация звука Ж в слогах , словах .

1. Орг. момент

Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :

Я живу- не тужу,

Я жужжу и кружу. (жук)

Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? Жук, ежик, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)

Ребенок : Ж

Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Ж .

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка :

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

упражнения для воздушной струи :

«ветерок» -дуть на бумагу (дуть сквозь сближенные губы)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

Молодец!

3. Положение органов артикуляции при звуке Ж

Логопед : А теперь посмотри в зеркало и произнеси : ж-ж-ж.

(ребенок произносит )

Логопед : Что делают наши губы?

Ребенок : Губы округляются

Логопед : Что делают зубы?

Ребенок : зубы сближены, образуют щель.

Логопед : Что делает язычок?

Ребенок : Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Логопед : Воздух у нас какой выходит?

Ребенок : Теплый.

Логопед : Где проходит воздух?

Ребенок : Посередине языка.

Ребенок : Да, живет.

Логопед : Молодец!

4. Характеристика звука Ж

Радмир, звук Ж какой ? Гласный или согласный?

(ребенок : Звук Ж согласный )

А он звонкий или глухой?

(ребенок : он звонкий)

Твердый или мягкий?

(ребенок : твердый)

А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .

(ребенок : звук Ж-согласный , звонкий, твердый)

5. Развитие фонематического слуха

Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .

жа, ща, за, жи, оч, из, жо, уч, шу, зы, ца, са, ос.

Услышишь слово со звуком Ж- возьми кружок и положи перед собой. В конце получится полукруг. (в стопочке 10 кружков одинаковых. На одно услышанное слово со звуком Ж ученик берет один кружок.)

слова : ЖАБА,ЖАЛО, ШАПКА, ЖЕТОН, УШКИ, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ, НОЖНИЦЫ, ЗВЕЗДА, ОДЕЖДА, ЕЖЕВИКА.

6. Пальчиковая гимнастика

(перед ребенком 10 кружков , у логопеда так же.)

Радмир, начнем большого пальчика. Сначала посмотри как я делаю.

РАЗ-КРУЖОК, ДВА-КРУЖОК,

РАЗ-ШАЖОК, ДВА- ШАЖОК,

НАШИ ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ,

НА КРУЖОЧКИ НАСТУПАЮТ.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ХОДЯТ ПАЛЬЧИ ОПЯТЬ

ОТ МИЗИНЦА- ДО БОЛЬШОГО,

А ПОТОМ- К МИЗИНЦУ СНОВА.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

ПАЛЬЦЫ БУДУТ ОТДЫХАТЬ!

(Движения делаются одновременно двумя руками начиная с больших пальчиков.)

7. Произношение слогового ряда

Повторяй за мной, следи за произношением :

аж-аж-аж жа-жи-жа

иж-иж-аж жи-жо-жи

ож-ож-иж жо-жу-жо

Молодец!

8. Развитие анализа и синтеза.

Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Ж : в начале слова , середине, конце.

(жук, желудь, жилет, жасмин, баклажан, ножницы, джинсы, ежик, подснежник, пиджак, лыжник, лыжи, этажерка)

9. Согласование существительного с числительным

Давай посмотрим на эту картинку (ежик) . Кто это? Давай посчитаем ежиков. (логопед выкладывает пять ежиков перед ребенком )

«Один ежик, два ежика, три ежика, четыре ежика, пять ежиков»

А посмотри это маленький ежик, как его назовем? Например, у медведя детеныша называют – медвежонок, а у ежика? (ежонок)

Посчитай ежат :

«Один ежонок, два ежонка, три ежонка, четыре ежонка, пять ежат»

А скажи, Радмир, у ежонка маму как назовем? Например, у лисенка мама-лиса, у бельчонка- белка, а у ежонка? (ежиха)

Посчитай ежих :

«одна ежиха, две ежихи, три ежихи, четыре ежихи, пять ежих»

10. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и.

Поиграем в игру «один- много»

еж- ежи этаж- этажи чиж- чижи

нож- ножи уж- ужи

11. Чтение слогов со звуком Ж

Прочитай слоги . (Логопед дает карточку со слогами .)

12. Развитие просодики

Радмир, давай попоем! (логопед показывает карточки и вместе с учеником поют звуки : А, О, У, И)

Молодец!

13. Образование сложных слов

Скажи, скольки этажный дом на этой картинке?

(ребенок : одноэтажный дом)

(логопед показывает еще двухэтажный и трехэтажный дома, а ребенок их называет )

А ты в скольки этажном доме живешь? На каком этаже?

(ребенок отвечает полным ответом)

14. Развитие зрительного восприятия

(логопед перед ребенком раскладывает картинки, к которым нужно подобрать «заплаточки» )

Давай поиграем. К этим картинкам нужно подобрать «заплаточки»

15. Закрепление понятий звук , буква

Давай вспомним, что такое звук ?

(звук- это то , что мы произносим и слышим)

Что такое буква?

(буква- это то, что мы пишем и читаем)

16. Развитие звуко- буквенной связи

Вот тебе листок бумаги, ты его на мелкие кусочки рви, обмакивай в воде и составь букву Ж на столе.

На что похожа буква Ж?

«Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук :

17. Подведение итогов

И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?

(отвечает)

Ты молодец! До свидания?

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ж]:

Артикуляция как при звуке [Ш]: губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка поднят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя слабее, чем при звуке [Ш], направлена так же по середине языка вверх, воздух теплый. Но есть голосовые особенности: звук произносится с голосом (связки сомкнуты и вибрируют).

Подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля, вращению юлы и т.д.

Ж-ж-ж-ж-ж…

2. Автоматизация в слогах:

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

Жа-жа-жа

Жо-жо-жо

Жу-жу-жу

Жи-жи-жи

Же-же-же

Жа-жо-жу

Жи-же-жа

Жо-же-жи

Жу-жо-же

Же-жа-жо

Жа - жо - жу - жи - же
Жи - жа - жо - жу - же
Жо - жа - жу - жи - же
Же - жа - жо - жи - жу
Жу - жа - жо - жи - же

Жа: жаль, жаба, жало, жатва, жать, Жанна, жадина, жалоба; жалеть, жакет, жасмин.

Жо, жё: жёлоб, жёлудь, жёлтый.

Жу, же: жук, Женя, жжение; жетон.

Жи: жить, жила, жидкий, жито; живой, живот, животное.

Ждать, жду, жгутик.

Жа: ежата, вожак, вожатый, пижама, бежать, лежать, уважать; кожа, лужа, лежа, кожаный.

Жо, жё: ожог, лужок, флажок, свежо, ножовка, медвежонок, утюжок, ежонок.

Жу, же: лежу, хожу, гляжу, покажу, уже, уважение; вижу, вяжут, лижут, мажут.

Жи: ножи, ужи, ежи, лежи, покажи, этажи, наживка; ежик, ужин, пыжик, дюжина, ухаживать, похожий, ужинать.

Джем.

6. Произносить слова со стечением согласных, голосом выделяя звук [Ж]:

Важный, каждый, бумажный, багажник, монтажный, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, вьюжный, таёжный, нижний, ближний, пижма, книжный, между, прежде, одежда, Надежда, нежный, прежний, вежливый, прилежный, однажды, дважды, побеждать.

7. Игра на автоматизацию звука [Ж] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ж; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ж].

8. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Снег - снежок

стог -

сапог -

еж -

нож -

дождь -

утюг -

пляж -

9. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ж]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ж] в названии выпавшей картинки.

10. Проговаривать слова с двумя звуками [Ж]:

Жажда, жижа, жужжать, желтокожие.

11. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ж].


12. Образовать родственные слова:

кожа - (кожаный, кожица, кожный …)

уж - (ужонок, ужата, ужиха, ужинный …)

ёж - (ежонок, ежата, ежиха, ежиный, ежовые, ёжиться …)

13. ДИ «Сосчитай до 5»:

ежонок -

пиджак -

ужонок -

14. Проговаривать словосочетания, голосом выделяя звук [Ж]:

Кожаный жакет жидкий мёд

нежная кожа жадный Женя

мягкая пижама вьюжный день

отважный капитан бумажная жаба

мамин утюжок модный пиджак

бежевый жакет Женины тапки

новый утюжок бумажный жук

важный медвежонок надёжный вожак

Женина пижама снежный ком

желтокожие жёлуди дюжина ежей

15. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

Вова - вежливый ребенок. Тетради на нижней полке. Багажный вагон впереди. Мама купила пирожное. Между деревьев снежная баба. Женя вытряхивает одежду. У Гены бумажная жаба. Сапожник починил обувь. Монтажники выполняют важную работу. Победитель - лыжник награжден подарками. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Булыжник был мокрый от дождя.

Женя жуёт ежевику. У ужа ужата. Монтажнику нужна ножовка. У Жанны кожаный жакет. Женя и Жанна ужинают. У Жанны бумажная жаба. Ежата ждут маму-ежиху. Над пижмой жужжат жуки. Художник едет в Кижи. У ежихи и ежа ежата. Пижама, жакет и пиджак - это одежда. Женя живёт на пятом этаже.

Пижма пахнет нежно. Женин папа - художник. Медвежонок жуёт жито. У Жени живые ужи. Жанна даёт Жене ежевику. Женя вяжет маме жакет. Нет манжет у пижамы. Ежевика в бумажном пакете. Между пнями живут жабы. У Жени на ужин ежевика. У детей пижамы и жакеты. У жука надёжный дом между ветвей.

Дружно живёт детвора. Легко бежать по накатанной лыжне. У Жоры отец—монтажник, а у Жени - художник. Мой друг живёт на нижнем этаже. На нижней полке этажерки лежит журнал. Жора бережёт одежду. Женя ожидает, когда перестанет дождик. Дождик лил уже дважды - жди урожай на грибы. Между окнами жужжит жук. Женя дважды побеждал в лыжных гонках. Дружно падают желуди.

16. Проговаривать тексты:

Тексты проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р].

Женя-рыбак.

Женя любит удить. Он сам сделал удочку. Леску из жилки, блесну из железки. Уже рано утром Женя бежит удить. На лужайке Женя ловит жуков и копает червей. Это будет наживка. Наживку Женя держит в банке.

Бежит Женя к реке. Терпеливо ждет клёва. Рыбу он держит в ведре: так она будет свежее. Рыба шевелит жабрами. Приближается жара, и Женя идёт домой. Будет уха из свежей рыбы.

Рыжик.

Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком. Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику. Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок. Когда Рыжуху впрягли в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягли. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя. За лето Рыжик окреп.

17. Проговаривать чистоговорки:

У жука надежный дом,

Жук живет, не тужит в нем.

Жук жужжит, не унывает,

Жу-жу-жу он напевает.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Тут ежата у ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ежаток покажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уходите от ежа.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

В моем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же

На каком я этаже?

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком -

Каждый может обижать.

Как об этом не жужжать?

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

и жужжит: "Жу-жу, жу-жу"