Госслужащий: как быть эффективным специалистом и оставаться живым человеком. Профессиональные и личностные качества госслужащих Современный российский чиновник его личностный стиль

Роберт Ленц, певец:

Мне лично никакой не нужен. И надеюсь, как можно дольше не понадобится. Потому что к услугам чиновников мне, к сожалению, тоже иногда приходится прибегать. Впечатления от этого общения каждый раз не самые приятные. Я считаю, что нужно увеличить количество тех чиновников, которые работают непосредственно с людьми, чтобы не было очередей и проволочек. Остальных чиновников можно смело сокращать - хуже от этого никому не станет.

Сергей Яшин, режиссер:

Если говорить о чиновниках, то только о тех, которые занимаются культурой, потому что с другими мы и не сталкиваемся. Этот чиновник должен обязательно любить культуру, искусство и творцов. Это самое главное качество. Также он должен быть компетентен в том деле, которым занимается. И, безусловно, должен быть образован в этой сфере. Он должен быть профессионалом своего дела.

Игорь Кон, психолог:

Чиновник должен быть честным человеком и эффективным руководителем. Хороший чиновник должен быть профессионалом, заниматься исключительно своим делом. Если это не так, он не сможет быть честным. Хотя и это нам не поможет...

Андрис Лиепа, артист балета:

Это то же самое, что спрашивать: "Почему колобок круглый?" Нужен отзывчивый чиновник, профессионал своего дела. Чтобы взяток не брал. Есть разного уровня чиновники. Взять культуру: чиновник должен быть образованным, понимающим что-то в этой области. Машиностроение - человек, осознающий, что творится в мире. Сейчас чиновниками становятся, чтобы владеть и руководить чем-то. Как правило, они не знают, чем обязаны заниматься по должности. От этого и идут все беды.

Валентина Сорова, художник:

Наверное, это очень наивно звучит, но чиновник должен быть честным. Нужно, чтобы он взяток не брал, был профессионал своего дела, разбирался в том, чем управляет. Чиновник должен быть близок к народу, понимать его, а не просто сидеть в своем кабинете. Он должен преследовать не свои корыстные цели, а обязан прислушиваться к народу. Я таких, правда, в своей жизни не встречала.

Константин Боровой, политический эксперт:

Лучше бы вообще-то никаких не было. Коррупция, бюрократия, взятки, всевозможные препятствия на пути граждан - все это напрямую связано с количеством чиновников и набором их функций. В Москве ситуация еще терпимая, а в регионах - самый настоящий ужас. Каждый мало-мальски влиятельный чиновник считает своим долгом влезть во все сферы бизнеса. Поэтому я считаю, что необходимо резко сократить количество чиновников, а также существенно ограничить набор их функций.

Дмитрий Иванов, предприниматель:

Честный и отзывчивый, но это не представляется возможным. В России чиновничье сословие воспитывалось веками, и изменить его будет крайне непросто. Мздоимство и склонность к воровству заложены в них самой системой. Перевоспитывать надо не отдельных людей, а весь чиновничий аппарат. На это уйдет не один десяток лет. А для начала как минимум необходимо уменьшить количество чиновников и усилить контроль за их деятельностью.

Согласно данным опросов, самыми удачными местами работы россияне считают органы госуправления и силовые структуры. Стремится попасть на госслужбу чуть ли не каждый пятый, причем в последние годы большинство желающих - молодежь. Каким должен быть чиновник и что привлекает соискателей в госслужбе?

Тяга к чиновничеству

Интерес к госслужбе очевиден, подтверждает начальник кадрового департамента администрации Алтайского края Игорь Гниденко . Количество желающих на некоторые должности иногда напоминает конкурс на бюджетное место в престижный вуз.

«25 августа текущего года проходил конкурс в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на замещение вакантной должности главного специалиста одного из отделов управления. По информации Главного управления для участия в конкурсе подали документы 11 человек, победителем был признан один человек, а шесть - были включены в кадровый резерв», - рассказал Гниденко.

Однако глава департамента отмечает, что такой интерес отмечается не по всем направлениям.

К слову, тяга к чиновничеству относительно новый тренд. По словам депутата Алтайского Заксобрания Виталия Сафронова , долгое время работавшего в партийном аппарате КПСС, раньше такого рвения работать во власти не наблюдалось.

«Я, будучи первым секретарем крайкома партии, получал 350 рублей. В то время у директоров заводов и предприятий зарплата была в два раза выше. Говорят, в советское время коррупция была, но это было исключительное явление. Ответственность была величайшая, работали добросовестно, а не так как сегодня: уже в пять часов не найдешь никого. Чиновник себя чувствовал зависимым от обстановки. Сегодня не так, сегодня чиновник вольный человек, главный класс общества. Конечно, не все госслужащие злоумышленники и коррупционеры, но благодаря «лучшим» их представителям такой имидж у них сложился», - считает Сафронов.

По мнению депутата, сейчас одна из основных мотиваций для работы в госслужбе, не самая большая, но все же стабильная зарплата.

По данным Росстата, зарплата в Алтайском крае у гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года оказалась самой скромной среди регионов Сибири. Более обеспеченными оказались чиновники в Республике Тыва, Красноярском крае и Иркутской области.

Алтайские чиновники из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в среднем получали в 2014 году 31 тыс. 759 руб. - при этом за год их зарплата выросла на 12,9%. А вот средняя зарплата их коллег по Сибири составила 38 тыс. 857 рублей.

У краевых чиновников средняя зарплата по итогам прошлого года составила 37 тыс. 302 руб. (рост за год - 7%). При этом их коллеги в среднем по Сибири получали 45 тыс. 874 руб.

Несколько иначе обстоит ситуация с работниками органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями - в Алтайском крае они в среднем получали 19 тыс. 941 руб. при средней зарплате по Сибири в 31 тыс. 123 руб. Их заработная плата в крае выросла за год на 9,4%.

Однако, по мнению Сафронова и других экспертов, главная мотивация - это какая-никакая власть, которая есть даже у мелкого клерка. По мнению же начальника кадрового департамента администрации края Игоря Гниденко, цели преследуются гораздо более высокие.

«Основной мотивацией при поступлении на государственную службу является служение обществу, защита законных интересов граждан», - уверен Гниденко.

Согласно опросам ВЦИОМ, главные требования к госслужащему в России носят моральный характер - честность и некоррумпированность, а также доброта к людям. Критерии профессионализма и действий строго в рамках закона - не в чести.

По мнению Игоря Гниденко, идеальный гражданский служащий должен обладать высокими профессиональными качествами, гражданственностью, патриотическим самосознанием, быть честным, ответственным и трудолюбивым.

«Сухость и холодность не самые хорошие качества для гражданских служащих. Мы стараемся вырабатывать определенные критерии для госслужащих. Есть такой этап как аттестация, где некоторые должны для себя такую маленькую революцию совершить. Потому что пришел на гражданскую службу - соответствуй. Мы не стесняемся говорить людям правду», - рассказал руководитель департамента.

Кадровый вопрос

В апреле 2015 года Росстат обнародовал данные о численности работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года. Выяснилось, что в Алтайском крае количество чиновников составило 16 тыс. 387 человек.

В нашем регионе укомплектованность штата чиновников в зависимости от ведомств варьирует от 91,9% до 95,8%. Это примерно на уровне средних показателей по Сибири.

Что касается территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, то здесь укомплектованность составляет 91,9% — всего в данных ведомствах трудятся 7 тыс. 255 человек.

В органах исполнительной власти региона работают 2 тыс. 326 человек - укомплектованность штата достигает 94,9%. Укомплектованность штата органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями составляет 95,8% (или 6 тыс. 806 человек).

Несмотря на то, что желающих работать чиновниками не мало, кадровый вопрос в этой сфере стоит очень остро. В муниципалитетах, органах власти формируется специальный кадровый резерв. В случае появления вакантной должности, в первую очередь рассматривается именно этот список. Но списки резервистов не всегда помогают.

«Чаще всего особенно острая востребованность возникает на уровне муниципалитетов, однако в этом случае резервы нам не всегда помогают, так как, к сожалению, иногда они сформированы формально», - рассказал Игорь Гниденко.

По мнению Виталия Сафронова, всему виной неграмотная кадровая политика.

«Сейчас честному человеку во власти вырасти сложнее. Нет четкой кадровой политики. Все решают связи. Раньше цепочка была более прозрачной. На мой взгляд, из-за отсутствия четких критериев кадровой политики, складывается неквалифицированный класс управленцев, которые еще «у станка не постояли», а рвутся в чиновники. Вот и выращиваем плохих управленцев. Говорят умно, а решения принимать не могут», - считает депутат.

Где учат на чиновников?

В Барнауле подготовкой будущих управленцев занимаются в Алтайском госуниверситете, в политехе, а также в Алтайском филиале Президентской академии. В вузах признают, что направление традиционно считается одним из самых востребованных среди абитуриентов.

К примеру, в 2015 году почти 40% абитуриентов Президентской академии подали заявления именно на направление государственное и муниципальное управление (ГМУ).

«Привлекает само слово - управление. Управлять всегда заманчиво. Когда я вела пары у первокурсников, то всегда им задавала вопрос: «Почему вас привлекает эта специальность?». На моей практике, в опроснике только один студент написал: «Иное». А остальные все пишут: хочу управлять людьми. И вот следующие четыре года мы стараемся до студентов донести, что госслужба - это не управление людьми, а служение обществу, государству», - рассказала заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Наталья Ломова .

Основными на направлении ГМУ, кроме базовых экономических и юридических дисциплин, являются предметы, связанные с административным управлением, делопроизводством.

По словам Натальи Ломовой, более 65% их выпускников устраиваются по специальности.

«В основном выпускники идут на муниципальную службу. Все-таки чтобы попасть на госслужбу, нужно в муниципалитетах «обкататься», научиться работать. Но я бы не сказала, что найти работу по специальности нашим выпускникам сложно. Некоторых приглашают постажироваться уже после учебной практики», - рассказала завкафедрой.

Эксперты отмечают, что чиновникам не обязательно иметь профильное «управленческое» образование. По словам Игоря Гниденко, лучше, чтобы у чиновника было не одно образование. Наличие второго диплома и постоянное повышение квалификации, по его мнению, способствует успешному продвижению по службе.

Прием кандидатов на гражданскую службу проводится по итогам конкурса. «Лично я, принимая участие в заседании конкурсной комиссии, обращаю внимание на профессионализм, компетентность, активную жизненную позицию кандидатов», - рассказал Игорь Гниденко.

Владилен Волков, руководитель аппарата Общественной палаты края

Поступая на государственную или муниципальную службу, нужно быть готовым к большой ответственности и работе с людьми. Важно, чтобы люди хотели не управлять, а решать те проблемы, которые заложены в его профессиональные обязанности.

Стелла Штань, депутат АКЗС

Я сама долгое время проработала чиновником и очень этим горжусь. Госслужащий должен уметь брать на себя ответственность. Я всегда критиковала тех муниципальных служащих, которые пытались затянуть какие-то вопросы, а потом их на кого-нибудь свалить. Считаю, что чиновник должен искать варианты решения, а не торопиться сказать: «Не положено».

Уровень профессионального образования с учетом группы и специализации;

стаж и опыт работы по специальности;

уровень знаний Конституции РФ, федеральных законов, уставов, законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Данные требования составляют лишь основу профессиональных качеств государственного служащего. Они должны дополняться другими, исходя из специфических условий, места и времени деятельности того или иного государственного органа.

осуществляя служебные функции, обязан руководствоваться моральным принципом бескорыстности, независимости и неподкупности, согласовывая свои собственные интересы с общественными. Это является непременным условием его служебной деятельности.

20. Профессиональна этика менеджера-чиновника

менеджеру-чиновнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

менеджер-чиновник при исполнении возложенных на него должностных обязанностей воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

менеджеры-чиновники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. менеджеры-чиновники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Внешний вид менеджера-чиновника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

21. Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера-чиновника

Менеджер – чиновник в своей деятельности сталкивается с проблемой соотношения справедливости и эффективности, свободы и равенства.

Весь мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует конкуренции. Вместе с тем, любая общественно-политическая система, любой режим не могут долгое время существовать без легитимизации, которая, в свою очередь, не может существовать хотя бы без видимого соблюдения элементарных норм справедливости.

В основе права лежит нравственность. А потому что государственная служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность менеджера – чиновника безусловно основывается на моральных нормах.

Таким образом можно сказать, что государственная и муниципальная служба как культурный институт - это такой уровень развития системы государственной и муниципальной службы, в котором компетентность, профессионализм, моральные принципы менеджера – чиновника должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан

Мировоззрение менеджера – чиновника - это необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его

элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное

понимание людьми мира и самих себя.

российский чиновник социальный портрет

Вопрос о власти -- ключевой в любом обществе. В России, где большая доля управления сосредоточена в руках бюрократии, этот вопрос стоит наиболее остро. Реформа государственного управления, которая шагает по России уже шестой год, выдвигает новые требования и к государственным служащим. Образы классических чиновников -- чеховского Червякова и гоголевского Городничего уходят в прошлое. «Портрет» человека, служащего государству, должен стать более живым, современным и привлекательным.

Изучение вопросов, связанных с эволюцией чиновничества предполагает анализ содержания различных документов: текущей документации организаций, заявлений граждан и т.д. Но наибольший интерес представляет анализ содержания средств массовой информации (прессы, радио, телевидения), т.к. именно СМИ выступают одним из важнейших факторов, влияющих на отношение населения к государственным служащим. Цель анализа содержания СМИ состоит в получении информации о внетекстовой реальности, которая отражается и интерпретируется. Исходя из этого была предпринята попытка реконструкции образа чиновничества в официальной (государственной) и неофициальной (негосударственной) прессе. С помощью метода экспертной оценки были отобраны два наиболее авторитетных и колоритных издания, наиболее последовательно отражающие данную тематику - «Вести» и «Вятский наблюдатель». В данном случае, содержание определённого образа чиновника интерпретируется как отражение позиции соответствующего издания. Выборочная совокупность единиц наблюдения была сформирована сообщениями по заданной тематике исследования, в которых действующим выступает субъект, определенный в схеме анализа под литерой «В» - чиновник, группа чиновников, либо организация. При этом использовался принцип сплошной выборки: просмотр всех номеров изданий за последнее полугодие. Смысловой единицей контент - анализа в конкретном случае являлся термин «чиновник», выраженный в разных аспектах таких как государственный служащий, общественный деятель, объект и субъект воздействия.

Проанализировав данные, полученные при исследовании данного блока исследователями был составлен социально-психологический портрет современного чиновника. Проблема возникает лишь в том, что портреты, составленные на основе официальной и неофициальной прессы - значительно рознятся. Современный управленец определен как нечто среднее между двумя образами, рисуемыми в прессе. Таким образом, получилось, что он не обделен инициативностью, но не всегда может завершить начатое. Он трудолюбив, но в то же время находится в поисках собственной выгоды, имеет склонность к жульничеству. Во многом им движет жажда наживы, но проблема в данном случае не только в личностных характеристиках отдельного человека, но и в самой системе мотивации труда государственных служащих, в более качественном кадровом отборе специалистов.

Ситуация, при которой население в ежедневном режиме сталкивается с усложнением тех или иных проблем, долгими очередями на приемах, грубостью и некомпетентностью отдельных представителей власти, коррупционными явлениями и т. д., действительно продолжает усугубляться и вносить свой вклад в формирование негативного обобщенного образа российского чиновничества.

Нельзя не отметить, что поддержанием нелицеприятного образа госслужащих в массовом сознании в большей степени заинтересованы оппозиционные действующей власти партии и политики. Чиновники являются удобным объектом для приписывания им причин всех народных бед и несчастий. Спекуляции на этой теме стали привычным явлением. Большую роль оказывают и «разоблачительные» или критические материалы СМИ, удовлетворяющие запросы читательской и телевизионной аудитории по скандальным фактам. Проведенное исследование это подтвердило. Публикации на темы, посвященные кировским чиновникам и власти в оппозиционном Правительству еженедельнике «Вятский наблюдатель» печатались, в основном, в рубриках «Криминал», «Политика», «Самое важное», а также рубрике «На правах рекламы». При этом процент освещения достижений органов власти в тех или иных направлениях, прежде всего на местном уровне, ничтожно мал. Положительные моменты в деятельности власти, вообще, воспринимаются как должное, и поэтому не требуют большого внимания. По этой причине за освещение позитивной информации, зачастую носящей социально значимый характер, кировские газеты берутся неохотно, в то время как негатив, порой совершенно необоснованный, преподносится с очевидным удовольствием.

Важно отметить, что в негосударственном издании «Вятский наблюдатель» среди приписываемых чиновникам средствам воздействия на окружающую среду выделялись, в основном, противоправные действия, действия по осуществлению и превышению должностных полномочий, которые носили негативный характер и имели либо негативные, либо нулевые результаты воздействия. Среди объектов воздействия особенно часто употреблялась тема коррупции и взяточничества чиновничьего аппарата и неспособность власти бороться с этой проблемой. В то время как в официальной газете Правительства Кировской области употреблялись такие средства воздействия, как диалог с общественностью, использование закона, выступления в СМИ с разъяснением тех же законов, нормативно-правовых актов, комментариями к работе. С точки зрения результатов воздействия, все это, естественно, в итоге позитивно оценивалось журналистами.

Безусловно, государство должно стремиться разрушить сложившийся стереотип о чиновниках. Вернее, сами чиновники должны позаботиться о своем имидже в общественном сознании. В правительстве Кировской области это очень хорошо понимают, и поэтому Глава департамента информационно-аналитической работы и связей с общественностью правительства Кировской области предложила снизить размеры премий работникам восьми областных департаментов, управлений и служб на основании недостаточного "процента исполнения информационной деятельности", так как эти департаменты и службы в наименьшем объеме ознакомили граждан Кировской области с информацией о своей деятельности. Успешность деятельности чиновников сейчас оценивается не только по тому, сколько пользы они принесли вятской экономике и вятскому народу, а еще и по тому, сколько они "предоставили информационных поводов", провели пресс-конференций и как часто "проявляли инициативу в освещении того или иного события".

Тем не менее, необходимо понимать, что формирование положительного образа чиновника - это довольно непростая задача. Образ типичного чиновника не может в короткий промежуток времени стать олицетворением порядочности, честности, ответственности, справедливости, компетентности, образом человека, для которого рабочий день заканчивается не по часам, а после приема последнего посетителя и решения его конкретной проблемы. Изменить эту ситуацию можно, действуя в двух направлениях: путем решения общих социально-экономических задач, стоящих перед страной, областью, городом, поселком и направленных на повышение общего уровня жизни населения, а также путем преодоления чуждости и оторванности госслужащих от населения, повышения прозрачности работы органов власти всех уровней.

По результатам контент-анализа учеными были даны следующие рекомендации по преодолению негативного образа чиновничества и их PR-сопровождение.

Преодоление чуждости и маргинальности государственных служащих и, как следствие, улучшение отношения к ним, повышения престижа государственной службы за счет мероприятий, повышающих открытость государственной службы. К такого рода мероприятиям можно отнести: круглые столы, рабочие совещания, открытые заседания, проводимые с участием граждан. Их активная информационная поддержка со стороны СМИ.

1. Увеличение денежного содержания государственных служащих должно соответствовать стремлению населения к социальной справедливости. Граждане могут быть широко вовлечены в открытые обсуждения того, что может быть результатом труда государственного служащего, и как в таком случае будет учитываться мнение людей.

2. Стремление к контролю над деятельностью чиновников должно быть связано с внедрением должностных регламентов, что должно расширить представление населения о чиновниках, их обязанностях и качестве работы.

3. Активное освещение средствами массовой информации конкурсов на замещение должностей гражданской службы, формирующих прозрачность данного процесса, исключение возможности получить работу благодаря личным связей.

4. Популяризация и повышение престижа государственной службы, особенно среди молодого поколения за счет формирования положительного образа современного чиновника, который действует в первую очередь в интересах общества и рядовых гражданах, компетентен, ответственен и энергичен и обладает другими, не менее важными профессиональными качествами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра социальной психологии, конфликтологии и управления

Контрольная работа

Профессиональные и личностные качества госслужащих

По дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

Направление «38.03.04 - Государственное и муниципальное управление»

Исполнитель: Баженов

Евгений Александрович - студент

Гр. № БГ-11z ,1 курса

заочного отделения

Екатеринбург 2014

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Государственная служба Российской Федерации призвана регулировать общественные процессы, обеспечивать целостность государства и реализацию интересов граждан.

Государственным служащим можно в полном смысле данного слова называть в нашей стране любого штатного или внештатного сотрудника государственного учреждения, государственной структуры, который занимается непосредственной реализацией государственной службы. Соответственно, сфера деятельности государственного служащего становится прозрачной после выяснения специфики государственной службы. Под ней же, в свою очередь, следует понимать целенаправленную профессиональную деятельность по реализации государственной политики и претворению в жизнь государственных решений. Соответственно, государственная служба есть практическая сторона работы органов государственной власти.

Итак, государственные служащие, по сути, представляют собой то первичное звено, человеческий фактор, который определяет общую картину, связанную с функционированием государственных структур по претворению государственной политики в жизнь, а также по ее донесению до каждого рядового гражданина. Можно сказать, что государственные служащие, несмотря на свою кажущуюся закрытость от постороннего вмешательства, все же находятся достаточно близко к простому населению страны, поскольку переориентируют на него крупномасштабные проекты государственных решений.

Таким образом, не возникает никаких сомнений, что деятельность государственного служащего очень важная и нужная, что заниматься ею могут только люди, имеющие достаточную квалификацию, достаточный уровень профессионализма, опыта и смекалки, обладающие живым умом и природной склонностью к истине.

1. Профессиональные качества госслужащего

Одним из фундаментальных принципов организации и функционирования государственной службы является принцип профессионализма и компетентности, которые сказываются на имидже госслужащего. Под профессионализмом госслужащего, согласно нормативной базе, понимается приобретенное качество способностей личности, соответствующее профессиональным требованиям или превосходящее их, т.е. имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельностью. Под компетентностью - понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.

Важнейшим показателям, определяющим имидж госслужащего, является его компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. То есть компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.

К профессиональным компетенциям могут быть причислены лишь те знания, понимания, умения, навыки и ценностные ориентации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в конкретной области.

Под профессиональной компетентностью государственного служащего, оказывающей влияние на его имидж, мы подразумеваем, прежде всего, его образовательный уровень, специальные профессиональные знания, умения и навыки, общие инструментальные навыки, а также способности госслужащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности, но в то же время предполагаем, что все это подкреплено личностными и деловыми качествами государственного служащего, его общей гуманитарной культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Государственному служащему, деятельность которого постоянно пересекается с деятельностью других людей, коммуникации позволяют организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями. Однако порой специалисты госслужбы, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия с другими людьми, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Таким образом, мы определяем профессиональную коммуникативную компетентность государственного служащего как основывающуюся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленную социально-профессиональную характеристику, позволяющую ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в определенном круге ситуаций взаимодействия в профессиональной деятельности, что влияет на формирование положительного имиджа такого специалиста.

2. Личностные качества госслужащего

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

Эта группа требований связана с наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина. В основе этого требования лежит тот факт, что от государственного служащего порой зависит и жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность - эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

Качества, объясняемые «Эффектом аквариума». Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей (даже к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба - это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение - это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

Приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

Соблюдение принципов государственной службы;

Постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

Честная служба государству;

Стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

Отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без него, с другой;

Никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

Не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

Никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

Не заниматься предпринимательской деятельностью;

Разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

Соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

Стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

Не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

Избегать злоупотребления служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности;

В общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Проступком, позорящим честь и достоинство государственного служащего, может признаваться такое действие или бездействие, которое, хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий: грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения, умаляющее авторитет государственной службы; умышленные нарушения закона; недобросовестность, повлёкшая существенные негативные последствия; систематические действия или бездействие, свидетельствующие о преднамеренном нарушении государственным служащим данной им присяги.

Одним из самых серьёзных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек - главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека. профессионализм государственный нравственный

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и народом, заключается в специфике духовного мира государственного служащего - постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор является показателем целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Заключение

Репутация госслужащих характеризуется высоким уровнем профессионализма личности и деятельности госслужащих, постоянным стремлением к развитию профессионализма, возвышению личностно-профессиональных стандартов и эталонов, наличием целевой и мотивационно-смысловой системы, соответствующей системе настоящих профессионалов. Данные системы обладают доминантной регулирующей силой. Такие госслужащие отличаются высоким уровнем морально-нравственной нормативности регуляции поведения, деятельности и отношений. Не нарушают закон, не злоупотребляют своим служебным положением. Среди личностно-деловых качеств преобладают целеустремленность, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, справедливость, честность и порядочность. Они являются настоящими патриотами своей страны, своего края. Их отличает гуманистическая направленность личности, внимательное и доброжелательное отношение к людям, стремление помочь в решении их проблем. Кроме того, они характеризуются направленностью на работу с населением и для населения, высокой психологической готовностью к такой работе. Во взаимодействии с населением и коллегами по работе у них доминирует гибкий стиль, оперативное реагирование на возникающие проблемы, стремление решить их в интересах людей. При осуществлении управления преобладает демократический и либеральный стиль, в сложных ситуациях берут ответственность на себя, действуют решительно и энергично. Госслужащие с высоким уровнем деловой репутации постоянно заботятся о своей репутации и деловом имидже. У них высокий уровень продуктивной рефлексивной организации деятельности, поведения и отношений. Деятельность их отличается открытостью.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31.

2. Федеральный Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003. N 58-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант +».

3. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 / Справочно-правовая система «Консультант +».

4. Бодуан, Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Ж.-П. Бодуан; пер. с фр. А.В. Полунина. - М. : ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА, 2009.

5. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

6. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. / Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2000.

7. Психология и этика делового общения. Учебник для Вузов. / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

8. Этика государственной службы. / Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2 (22), 98. -М.: Изд-во РАГС, 1998.

9. Государственная служба. Учебное пособие. / Отв. Ред. А.В. Оболонский. -М.: Дело, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и структура профессионализма и компетенции, их уровни и качественные особенности. Проблема профессионализма кадров государственных органов и местного самоуправления, их профессиональной компетентности. Основы профессиональной этики в управлении.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Сущность и понятие управленческих кадров, их значение для организации. Проблемы профессионализма и квалификации в системе государственной службы. Причины возникновения проблем профессионализма в подготовке кадров в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2014

    Характеристика особенностей возникновения и функционирования неформальных организаций, определение их влияния на эффективность формальной организации. Исследование распределения полномочий между руководителями на основе принципа единства подчинения.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2011

    Исторический опыт нормативно-правового регулирования государственной службы в России. Институт государственной службы. Правовые проблемы и социологический аспект организационного поведения госслужащих. Современная модель государственного служащего.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2008

    Модели развития профессионализма. Общие и особенные акмеологические факторы развития профессионализма. Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов. Обеспечение высокой продуктивности и стабильности профессиональной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Взгляды зарубежных и отечественных психологов на понятие коммуникативной компетентности как фактора эффективного делового общения. Экспериментальное исследование ключевых параметров уровня профессионализма менеджера методами фокус-групп и анкетирования.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2011

    Способы производства товаров и предоставления услуг. Методы управления техническим прогрессом. Поощрение технической компетентности. Применение принципа "непрерывного совершенствования" в организации посредством применения гибких производственных систем.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2015

    Ознакомление с основными составляющими системы менеджмента качества. Анализ представления о степени соответствия системы менеджмента качества разработанной теории управления качеством. Исследование планирования изменений в системе менеджмента качества.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2018

    Понятие и этические принципы духовно-нравственных основ профессиональной деятельности государственных служащих. Особенности этических требований, предъявляемых к государственным служащим Управления Федеральной миграционной службы Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2012

    Рассмотрение кадрового делопроизводства, как управленческого процесса. Разработка обоснованных рекомендаций по совершенствованию работы с кадровыми документами в отделе государственной службы и кадров. Оценка качества организации деятельности отдела.