Государственное устройство до реформ избранной рады. Реформы Избранной рады: необходимость, сущность и результаты. Реформа центрального управления создание системы приказов

23-11-2017, 12:03 |


Реформы Избранной Рады - таблица реформ этого органа достаточно обширна. Для начала следует вспомнить, что это за государственный институт и как он появился в России. Все знают, что Избранная Рада как орган управления был создан при Иване IV Грозном. один из немногих правителей России, который был на престоле очень долгое время.

Избранная Рада царя была создана для помощи государю в управлении. И если взглянуть на события данного периода, то данный орган принял ряд важных государственных реформ. Однако позже надобность, по мнению Ивана Грозного, в этом политическом институте отпала, и он устранил его. Ниже будут более детально представлены все реформы Рады в таблице.

Правление Ивана Грозного до создания Избранной Рады

очень часто говорил о том, что не помнит время, когда он не был правителем России. И это действительно так. Стоит вспомнить, что на престол он взошел маленьким мальчиком в возрасте трех лет. Государем русским он стал после смерти своего отца и правил страной 51 год. стало для многих его современников знаковым событием. Деятельность Избранной Рады относиться как раз таки к первой половине .

Если говорить о личности Ивана, то это был человек с острым умом, блестящей памятью, обладал живостью натуры, он постоянно тянулся к знаниям. Все эти черты начали проявлять еще с самого детства. К тому же во время регентства своей матери Елены Глинской и потом правления Борской Думы он получил шикарное образование для того времени.

После смерти отца регентом при маленьком Иване была его жена Елена Глинская, ей удалось взять власть в свои руки, хоть она и была женщиной. Она оказалось человеком очень талантливым, и к тому же умелым политиком. Елена Глинская достойно продолжила дело и своего мужа Василия, и провела ряд реформ:

  • Укрепление обороны русского государства (строительство крепостей);
  • Денежная реформа - введение единой монеты для всей территории страны (создание «Копейки»);
  • Реформа единиц веса, мер, объема - унификация мер;
  • Губная реформа - выборы старост на местах.

В 1538 г. молодая царица неожиданно умирает. После смерти Елены регентами над маленьким стали Бояре из Думы. Между ними постоянно возникали противоречия, которые в итоге выливались в открытые жестокие конфликты. Чему свидетелем становился и Иван.

Точная причина смерти стала известна, благодаря современным методам исследования ее останков. Было найдено очень много солей тяжелого металла и мышьяка, это говорит о том, что ее отравили. Кстати кости черепа хорошо сохранились, и это позволило воспроизвести точный ее облик. Научная реконструкция черт ее лица позволила утверждать, что Елены была женщиной очень красивой. Собственно своей красотой она и поразила уже немолодого Василия III.

Избранная Рада при Иване Грозном


В 1547 г. молодой государь был и взял управление в свои руки. Царский титул долго не признавали за рубежом, вплоть до покорения Астраханского и Казанского ханств. Сразу после венчания новый царь женился на Анастасии Захарьевой-Юрьевой. Ее род был предком будущего рода Романовых. Женился он по любви.

После пожара в Москве началось восстание. Ходили слухи, что виновата в этом бабка царя Анна Глинская, которую считали ведьмой. Это событие показало, что в стране нет каких-либо сил, чтобы подавлять такие социальные движения. Протопоп Сильвестр предупредил, если не будет исполнять свои обязанности, то как и Москва горит, так и он и его семья погибнут. С этого момента наступает новый этап в правлении.

Постепенно складывается новое окружение, которое получило название Избранная Рада, при Иване пребывали представители знатных боярских родов. Но особо среди них выделялись члены Избранной Рады, которые высказывались о ситуации в стране и давали царю советы.

Состав Избранной Рады:

  1. Андрей Курбский;
  2. Алексей Адашев;
  3. Митрополит Макарий;
  4. Протопоп Сильвестр;
  5. Дьяк Иван Висковатый.

Деятели Избранной Рады были людьми очень образованными. В этом плане обладал хорошим умением подбирать себе классную политическую команду. При этом Избранная Рада это не официальный орган это просто группа приближенный деятелей к государю. Ниже в таблице подробно представлены все члены этого окружения.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном таблица


На 1550 г. приходится всплеск публицистических опусов. Появляется много челобитных и просто предложений по улучшению государственного устройства. На основе этих материалов и Избранная Рада разрабатывают реформы. Многие из проектов реформ были в дальнейшем реализованы. Наступает начало реформ Избранной Рады.

Первая крупная реформа Избранной рады при Иване это собрание представителей сословий в Земском соборе. Это первый орган, который был избираемым, и он был шире по составу, чем та же Боярская Дума. Собор исполнял роль высшего законосовещательного органа. На первом собрании обсуждались новые реформы и возможность создания нового кодекса русских законов.

В 1550 г. Избранная Рада при издает новый свод законов, который в истории получил название «Судебник Ивана IV». По сути больших различий между судебниками (1497) и (1550) не было. Однако структура последнего была гораздо продуманней.

Основные положения Судебника:

  • Положения о борьбе с коррупцией и произволом;
  • Подтверждение права крестьян на переход вокруг 26 ноября (юрьев день) с одной территории на другую;
  • Увеличение пожилого (плата крестьянина за переход на другую территорию);

После открытия Нового света конкистадоры привезли в Европу огромное количество драгоценных металлов. В результате этого произошел резкий спад стоимости серебра. Это отразилось на покупательной способности всех монет подкрепленных серебром, такие же и были в обиходе в русском государстве. Серебро поступало из Европы, и Русь была вынуждена считаться с курсом. С этим, скорее всего и связано увеличение пожилого. Таким образом, доходы служилых людей от пожилого хоть как то пытались проиндексировать.

Приказная и другие реформы Ивана IV и Избранной Рады


Приказная реформа попыталась создать под Царем и Боярской Думой целый ряд органов управления. Приказы, они же Избы, они же Дворцы делились в основном на два типа:

  1. Постоянные.
    • Отраслевые избы - управляли отдельными отраслями госуправления (Посольский, разрядный и др.);
    • Территориальными - управляли отдельными территориями (Новогородский, Тверской и др.).
  2. Временные.

Главой приказа был судья, затем шли его заместители, а потом рядовые работники.

Позже Избранная Рада в годы своего расцвета также способствует распространению губной реформы на все территории страны. Наместников отменили, везде должны были выбирать старост.

Далее особое внимание было уделено военному делу. 1556 г. - Уложение о службе. Суть этой реформы Избранной Рады в целом регламентировало соотношение количества земли в поместье или вотчине с тем как служивые должны приезжать на государеву службу. То есть на службу им велено было прибывать «конно, людно и оружно».

В 1550-е годы было создано новое войско - Стрелецкое. Это была пехота, вооруженная новым оружием - пищалями и одета на европейский манер. Служили они по призыву, полурегулярно. Дело в том, что государство не могло им обеспечить достойный заработок, поэтому в свободное время они могли заниматься другими видами деятельности (торговля, ремесло и др.).

Таблица реформ всех Избранной Рады


Таким образом, за сравнительно короткий срок правления Избранной Рады позволило провести ряд важных реформ. Данные преобразования позволили навести порядок в стране, пополнить казну, частично прекратился внутренний произвол. Россия стала довольно таки стабильным государством. Внутренние неурядицы сошли на «нет», это позволило начать проводить активную . Однако успех не сплотил команду , и уже к 1560-м годам у царя появилось новое окружение.

Таблица реформ всех Избранной Рады представлена ниже.

Основные реформы избранной рады

Бурные события, которые имели место быть в 1547 году, обусловили необходимость кардинальных государственных преобразований. Молодой царь, а также его приближённые создали, как назвал её один из её участников (князь Курбский) Избранную раду

Во главе данного политического кружка служилых придворных и знати встали протопоп Сильвестр (Благовещенский собор Кремля), а также довольно зажиточный дворянин из незнатного рода Адашев А. Ф. К ним примкнули такие знатные князья как Воротынский, Одоевский, Курбский и другие. Кроме того, в состав Избранной рады входил первый начальник Польского приказа Висковатый, а также активный деятель данного кружка митрополит Макарий.

Формально не являясь государственным учреждением, рада оставалась, по сути, российским правительством на протяжении тринадцати лет, управляя государством от имени самого царя и осуществив серию значимых крупных реформ.

В середине шестнадцатого века Избранной радой был установлено для всего государства единое мерило взимания налогов под названием «соха».

Военная реформа

В целях укрепления вооружения страны в 1550 году Иван Грозный начал осуществлять военные реформы. Именно тогда было упразднено местничество – порядок замещения должности в войске по степени знатности (на время походов).

Также в Московском уезде по приказу царя от первого октября 1550 года была введена «избранная тысяча» (более тысячи провинциальных дворян, составляющие ядро дворянского ополчения, а также опору самодержавной власти). Но данный проект не был реализован до конца.

Был определён один порядок прохождения службы: по прибору (по набору) и по отечеству (по происхождению). По отечеству службу проходили боярские дети и дворяне. Воинская служба регулировалась «Уложением о службе», переходя по наследству и начинаясь с пятнадцати лет (не достигнувший данного возраста дворянин считался недорослем). Дворяне и бояре должны были выставлять воина, а если это не выполнялось, то каралось крупным штрафом.

Создание стрелецкого войска

Также в 1550 году формируется стрелецкое войско (из числа служивых), вооружавшееся как холодным (сабли и бердыши), так и огнестрельным (пищали) оружием. В самом начале в это войско было набрано три тысячи человек, расформированных в шесть отдельных «приказов» (полков). Именно они составили личную царскую охрану.

Кроме того, правительство Избранной рады укрепило царский госаппарат, совершенствуя приказную систему и таким образом наращивая бюрократический аппарат.

В 16в. территория Р еще больше расширилась. В нее вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и Башкирия. Шло освоение земель на южной окраине страны (“дикое поле”). Были предприняты попытки выхода к Балт морю. В стране проживало около 7 млн чел. Перед страной стояли сложные проблемы. Процесс централизации был далеко не завершен. Сущ уделы - владения родственников царя со своей администрацией и войском. Удельные князья не могли вести самостоятельную внешн п-ку, но как члены правящей династии имели право на престол в случае отсутствия прямого наследника. Мощной и относительно самостоятельной структурой оставалась церковь. Она обладала не только духовной, но и немалой мат силой: у митрополита были свои приказы, бояре и светские служилые люди. Сохраняла силу и независимость местная знать (князья Ростовские, Оболенские). Несмотря на пережитки феод раздробленности, Россия в 16 в. сделала шаг вперед в соц-эконом развитии. Происходили дальнейший рост и развитие феод землевладения. Вотчина оставалась господствующей формой феод землевладения, но наблюдались тенденции к ограничению вотчинных прав. После смерти Василия 3 великокняжеский престол занял его 3лет сын Иван. Фактически же гос-вом правила его мать Елена Глинская. Не утихала борьба за власть м/у группировками князей, что приводило к ослаблению центральной власти. По мере взросления Ивана постепенно формировалась новая правящая элита. Политич деятелем, сыгравшим ключ роль в послед событиях, был митрополит Макарий. Благодаря Макарию в окружении молодого правителя оказались те люди, кот были способны провести необходимые реформы. Русское дворянство было особо заинтересовано в проведении реформ, кот были разработаны И.С. Пересветовым. Необходимость перемен он изложил царю в 2 челобитных (прошение, жалоба): идея сильной царской власти, обуздания боярского самоуправства, опора на служилых людей (дворян). Эта программа была поддержана царем. Была создана Изб рада - круг лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560. Создание: Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после моск событий лета1547: пожара, а затем Моск восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр, и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав.

Состав: Видное положение занимали думный дворянин А.Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И.М. Висковатый, князь А.М. Курбский. Цель: укрепление, централизация гос-ва.

Реформы Избранной рады: 1) 1549 1 Земский собор - орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана 4 с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.2)Судебник 1550 - новый судебник, характер черта кот- улучшение правосудия. Впервые поднят вопрос о взятках. Подтвержден Юрьев день, увеличивается пожилое(налог за уход с земли). Соц статус крестьянина приравнивается к статусу холопа,т.е. юридич ответственность за к несет феодал.3) 1550 р-ма аппарата власти – Появл 1 приказы- органы админис - исполнит власти: посольский (иност дела) ,Челобитный (высший орган контроля),Земский (ведал порядком в Москве), разбойный (уголов дела),стрелецкий(ведал созданным стрелец войском), Разрядный (дворянское войско, назначение воевод),Поместный (ведал землевладением) ,Большой Приход (сбор налогов),Ямской (почтовая служба и станции). Расширение приказов свидетельствует о потребности в увеличении бюрократии.4)Стоглавый собор 1551 г. - собор освященного духовенства, создание пантеона святых. Вопрос об образовании священнослужителей (создать училища). Поднят вопрос о секуляризации церкв. землевладений: митрополичьи земли остались неизменными, церковь и монастыри облагались налогами. Установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.5) 1556 р-ма местного управления - отменены наместники, кормленщики, вместо них вводится институт земских старост (выборных) из мелкопоместного дворянства + целовальники (выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей) им в помощь. Появл деньги для осуществления военной реформы. Отряды пищальников (пехота войска, вооружённая огнестрел оружием - пищалями) преобразовываются в стрелецкое войско, их нанимали за жалование (платили деньгами и порохом). Основой армии выступало дворянское конское ополчение. 6) 1556- введено уложение о службе- с 15 лет дворянин поступал на службу, за кот давалась земля от 150- 450 десятин, в зависимости от плодородия. За невыполнение службы земля отбиралась. Ограничение местничества на период воен действий. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” - 1070 провинц дворян, кот должны были укрепить власть царя. Введен царский родословец, где были перечислены роды, кот имеют права на местнич счеты. В результате была присоединена вся Волга, ликвидировано Астраханское, Хазарское ханства => выбор пойти в Сибирь или продолжать с оплотами Зол орды.7)Р-ма налогообложения - единая форма; за ед.измерения взята соха (около 400 десятин), с кот взымалась тягла (комплекс натур и денеж налогов). Больше всех платили черносошные крестьяне(завис от гос-ва), затем следовали крестьяне, кот жили за землях церквей; меньше всех платили помещичьи крестьяне(но они обязаны были отрабатывать барщину).Итоги: Р-мы способствовали укреплению центр власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной. Проведены были преобразования в армии, создан общегосудар кодекс - Судебник. Реформы содействовали формированию централиз аппарата власти и обеспечили крупные внешнеполит успехи, в т.ч. взятие Казани. Более отчетливо заметны попытки правительства удовлетворить интересы дворянства, причем на этот раз за счет ущемления прав феод аристократии. Оформляются важнейшие избы (приказы, центр. правительственные учреждения, возглавляемые дворянской бюрократией). Усиление налог процесса, рост помещичьего землевладения приводили к дальнейшему обострению класс. борьбы, кот проявлялась в увеличении числа крест. побегов, в город восстаниях, развитии реформационного движения. Осн причина падения правительства Адашева закл в том, что оно не смогло осущ важнейшие соц требования дворянства, обеспечит помещиков новыми земел владениями и рабочими руками. Некоторые участники Избранной рады советовали царю, как можно быстрее завершить Ливонскую войну. Изменения во внешн, а также во внутр политике Ивана IV привели к падению Избранной рады.

К концу 1540-х годов при молодом правителе Иване IV сформировался кружок деятелей, которым он доверял ведение дел в государстве. Позднее новое правительство Андрей Курбский назвал «Избранной радой». Наиболее известными ее членами были Адашев Алексей Федорович, духовник Сильвестр, Михайлович - глава и несколько других знатных князей.

Реформы Избранной рады

Первыми шагами на пути к реформам были совещания дворян и воевод. В 1549 году состоялось Февральское совещание, которое и стало первым Земским собором. Основной из политических стратегий Избранной рады являлась централизация Российского государства по цивилизационной модели Запада. Смена стратегии требовала проведения комплекса реформ. Реформы Избранной рады имели антибоярскую направленность. Она опиралась на помещиков, дворян, посадских людей, а значит, и выражала исключительно их интересы.

Избранная рада, реформы которой пришлись на 1549-1560 гг., реализовывала преобразования во всех сферах жизни общества. Изменения затронули административную, церковную, правовую, финансово-налоговую и другие системы.

Реформы Избранной рады в правовой и административной системах

По решению «Собора примирения» 1549 года готовился новый свод законов. Исправленный Судебник был учрежден в 1550 году. Отношения между феодалами и крестьянами не изменились, сохранились прежние нормы и законы. В то же время несколько ограничилась власть кормленщиков на местах, ускорился процесс формирования приказов. Приказы - это первые функциональные органы управления, заведовавшие отдельными областями государственных дел (иначе их называли палатами, дворами и т.д.). Наиболее известными были Челобитный, Стрелецкий, Посольский и другие приказы.

В это же время осуществлялась централизация местного самоуправления. Наместничьи управления были заменены выборной администрацией. Эти и другие нововведения усиливали позиции дворян в обществе, объединяли провинциальное дворянство в служилые города.

Реформа армии

В середине 50-х годов XVI века принято «Уложение о службе». Был установлен строгий порядок несения службы. Все землевладельцы, вне зависимости от размеров своих владений, становились людьми служилыми. Правительство организовало и сформировало отряд стрельцов для охраны царя. По результатам военных реформ у десятков тысяч воинов появилось вооружение, экипировка и продовольствие.

Церковные реформы Избранной рады

В 1551 году был принят Стоглав, в котором было опубликовано сто глав-статей по ответам Ивана Грозного о строении церкви. Стоглав укреплял общую дисциплину в церкви, регламентировал жизнь. Царь намеревался конфисковать у церкви земли, но Избранной радой эти намерения одобрены не были. Церковь всячески стремилась укрепить свой авторитет, неуклонно падающий в глазах народа.

Реформы Избранной рады в финансовой системе

Никакие административные реформы не могли быть осуществлены без перестройки налоговой системы. В 1550 году проведена перепись всего населения. Подворное налогообложение было заменено на поземельное. На центральной территории вводилась налоговая единица под названием «большая соха», ее величина варьировалась в зависимости от положения землевладельцев. Уплата налогов населением приобретала все более централизованный характер. «Кормленческий доход» был заменен на общегосударственный «кормленческий откуп».

В целом реформы Избранной рады при Иване Грозном были неоднозначными. Они носили компромиссный характер. Реформы способствовали укреплению власти и улучшению положения дворянства. Реализация их была прервана по причине отставки Избранной рады в 1560 г.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.