Информационно- творческий проект для детей старшей группы: "Народные промыслы". Педагогический проект "народные промыслы россии" Проект народные промыслы в старшей группе

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта : информационно - творческий.

Актуальность проекта : в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно - прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.

Цели:

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве;

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству;

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов-майданской росписью);

Вызвать интерес у детей к народному творчеству;

Учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;

Воспитывать любовь к народному творчеству;

Воспитывать уважение к работе народных мастеров;

Воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей;

Развивать чувство цвета, композиционные умения;

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов - Майдан.

Планируемые результаты проекта:

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры : «Художественный салон», «Экскурсия по Городецкому музею».

Дидактические игры : «Найди пару», «Разрезные картинки», «Лото», «Обведи элемент», «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».

Социально - коммуникативная и познавательная деятельность

Беседа: «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров?», «Почему Гжель называется сине-голубой?», «Какими промыслами занимались мастера Полхов - Майдана? Какими элементами росписи они пользовались?», «История русской матрешки».

Рассматривание альбомов для творчества: «Сказочная Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов - Майдан», «Матрешки».

Альбомы для раскрашивания с элементами различных росписей (игрушки, матрешки, посуда).

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение стихов и загадок о Гжели, Городце, матрешках.

Продуктивная деятельность

Выставка детских творческих работ по теме: «Декоративно - прикладное искусство».

Рисование : «Декоративное блюдо» (городецкая роспись), «Городецкий фазан» (роспись доски), «Блюдце» (гжельская роспись), «Роспись бочонка», «Роспись матрешки» (полхов-майданская роспись).

Аппликация : «Чайник» (гжельская роспись).

Оригами : «Конь вороной» (городецкая роспись), «Грибок» (полхов-майданская роспись).

Пластилинография: «Веселый Городец», «Солонка» (Полхов - Майдан).

Выставка изделий гжельской керамики, изделий городецкого промысла, игрушек полхов-майданской росписи, матрешек.

Презентация: «Народно - художественные промыслы России», «Русские народные ремесла», «Из истории матрешки».

Проект «Народные промыслы Нижегородского края». Старший дошкольный возраст

Возраст детей : старшая группа.
Тип проекта : информационно-творческий
Срок проекта: долгосрочный, октябрь 2018 г. – март 2019 г.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Цель проекта:
Знакомство детей с народными промыслами родного Нижегородского края.
Задачи проекта:
- Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями, с их особенностями.
- Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Повышение педагогического уровня по данной теме. Создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный:
Создание развивающей среды,
Беседы о народных промыслах, для выявления знаний детей.
Подборка материалов о Нижегородских народных промыслах.
Анкетирование родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника»
Разработка НОД.

Основной этап: Реализация проекта

Создание мини – выставки.
- Чтение произведений: В. Набоков «Хохлома», Е.Н. Никонова «Золотая хохлома», стихи и частушки о Городецкой росписи. П. Воронько, М. Котомцева «Городецкая доска».
- Просмотр презентаций «Золотая хохлома», Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки», «Весёлый Городец», «Семёновские сувениры»;
- Просмотр фотоальбома «Народное искусство»;
- Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» - уточнить представления детей о народном искусстве, его видах;
- Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки Семёновская, Полх-Майданская);
- НОД «Русские матрешки»;
- Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи;
- Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью;
- Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома» (в подарок мамам).
- Лепка по мотива Хохломской росписи «Ложки расписные – хохломские»
- Оформление стенда элементами Городецкой росписи.
- Лепка по мотивам Городецкой росписи «Городец – молодец»;
Заключительный: подведение итогов практической деятельности детей.
Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада «Народные промыслы Нижегородского края».
Конкурс «Народная игрушка» (оформление выставки игрушек из соленого теста).
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Список используемой литературы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
Предметно - развивающая среда

Цель проекта :

Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;

изучить традиционные промыслы и ремесла России.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;

организовать выставку детских рисунков и поделок.

познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;

сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;

расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;

познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Народные промыслы России»

Воспитатель МАДОУ МО «СГО »

Д/С № 10 «Чайка»

Каменская Л.Н

Тема: «Народные промыслы России »

Актуальность проекта:

Традиции мастеров художественных промыслов России уходят далеко в глубину веков. У художественных промыслов богатая предыстория, самобытные художественные традиции. Появление городов на Руси неразрывно связано с развитием ремесла. Почти каждый дом в Московском посаде был одновременно и мастерской ремесленника.

На основе народного гончарства в 18-19 вв. формируется искусство большого гжельского промысла, развивается производство фарфора в Дулево и Вербилках.
Традиции Павлово-Посадских ткачей получили блестящее развитие в набивном красочном Павловском платке. Конец 18 в. - первая половина 19 в.: развивается искусство Лукутинских лаков , появляется Жостовский расписной поднос , приобретает известность распространенная скульптура Троице-Сергиевого Посада и веселая игрушка Богородских резчиков . Для каждого из промыслов характерен свой ассортимент изделий, свои технические приемы.

Популярность народного искусства в наши дни необычайно велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.

В детском саду, начиная с младшей группы, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), знакомят с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.

Цель проекта :

Углубить представления детей о России, о культуре и творчестве русского народа;

изучить традиционные промыслы и ремесла России.

Задачи проекта:

провести цикл занятий и мероприятий по данной теме;

организовать выставку детских рисунков и поделок.

познакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

расширить знания детей о художественной и культурной ценности народных промыслов;

сформировать у детей чувство гордости за свою страну, развивать творческое восприятие и воображение;

расширить знания и изучить основные приемы и элементы промыслов;

познакомить детей с народными промыслами своей страны, прививать любовь к Родине.

Тип проекта : Познавательно – практический

Формы представления и сроки реализации проекта:

(С 1.02.2016-31.03.2016)

Предполагаемый продукт проекта :

Итогом изученного материала будет выставка детских работ;

доклад «Народные промыслы России», знаменитые центры народных промыслов России;

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство лаковой живописи»; «Ткачество на Руси»;

Консультация для родителей и педагогов «Русские народные игры»;

Россия с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области, составляют значительную часть туристского ресурса региона и основу сувенирной промышленности России.

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

  1. Дошкольник; Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» программа «Детство», автор-составитель О.Ф Горбатенко, издательство «Учитель» 2006 год.
  2. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
  4. Художественное творчество ДОУ: от ФГТ к ФГОС, автор Н.Н. Леонова, Волгоград, издание 2014 г.
  5. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Москва. Просвещение, 1984.
  6. Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в д/с»; И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир» 2012 год.
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
  9. www.zhostovo.ru

Этапы реализации проекта

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

-- подбор методической литературы для реализации проекта;

– подбор наглядно-дидактического материала;

-- художественной литературы, репродукций картин;

-- организация мини- музея «Народные промыслы»

Основной этап

– ознакомление детей с художественной литературой, чтение сказок

Бажова П.П; «Каменный цветок »

– проведение бесед на тему: «История дымковской игрушки »

− рассмотрение картин и беседы по их содержанию;

− проведение занятий по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» − проведение мероприятия на тему: «Праздники на Руси - Масленица»;

− рисование с детьми на тему: «Павлово-посадский платок»;

− создание и показ презентаций.

Тематическое планирование проектной работы с 01.02.2015-31.03.2015

1. Сбор материала для создания альбома «Народные промыслы» (пословицы, поговорки).

Февраль: Воспитатели.

2.Оформление уголка (Книги, наглядные пособия)

Февраль: Воспитатели.

3. Создание мини-музея народных мастеров России.

Февраль: Родители, воспитатели, дети.

3. Беседа с детьми на занятии по развитию речи «Беседа по истории Дымковской игрушки»

февраль: Воспитатели.

4. Конспект занятия по рисованию для детей 6 – 7 лет

на тему: «Дымковская игрушка»

5. Конспект по социально- нравственному воспитанию детей для

подготовительной группы.

Тема: «Павлово - посадский платок»

6. Показ презентаций на занятиях «Павлово - посадский платок», «Народные промыслы», «Матрёшки»

Март: воспитатели, дети

7. Чтение сказок Бажова П.П «Каменный цветок»,

8. Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»

Март: Воспитатели, дети.

9. Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Праздники на Руси»

10. Папка передвижка на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми».

11. Оформление папки «Русские народные игры»

12. Конспект занятия на тему: «Ткачество на Руси»

13. Конспект занятия на тему: «Муравьишки в муравейнике» Лепка из бумажной массы (папье-маше)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Воспитатель МАДОУ МО «СГО»

Д/С № 10 «Чайка»: Каменская Л.Н

Цели: Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.

Продолжать знакомить с народными традициями.

Развивать творческое воображение, глазомер.

Закреплять навыки вырезания и наклеивания.

Материал: лоскуты тканей разных типов; образцы народного ткацкого творчества; всё для аппликации, рисованные силуэты ваз с цветами.

Ход занятия:

Педагог:

Перед вами - лоскуты разных тканей. Рассмотрите их, потрогайте. Ткачество - традиционное занятие русских женщин. В большинстве деревенских домов на Руси стояли ткацкие станки. Из полотна, которое ткали женщины, изготавливали одежду, полотенца, скатерти и многое другое.

Сегодня ткани изготавливают на ткацких фабриках с использованием механизированных станков.

Ткани делают из разных ниток, например шёлковых, шерстяных, капроновых.

Одинаковые ли наши лоскуты ощупь? (нет, не одинаковые. Одни лоскуты гладкие, другие шероховатые; Некоторые из них холодные, некоторые тёплые; есть среди них толстые, есть тонкие.) Какая ткань вам нравится больше? Почему? Как вы думаете, что из нее можно сшить?(ответы детей)

Вот шерстяная ткань. Она используется для изготовления тёплой одежды: костюмов, свитеров, шарфов. Из шерстяной ткани делают павлово-посадские шали и платки, о которых вы уже знаете. (Дети вспоминают о павлово- посадском народном промысле )

А это – образцы тканей камвольного комбината. (Здесь необходимо объяснить значение незнакомого детям слова «Камвольный- шерстяной; Чёсаная шерсть» .) Опишите эти ткани. (Они плотные, тёплые.) Как вы думаете, что шьют из таких тканей?(брюки, юбки, пиджаки, верхнюю одежду.)

Это шёлковые ткани. Опишите их своими словами. (Шёлк блестящий, нарядный, гладкий.) Давайте полюбуемся красотой шёлка, отметим разнообразие узоров и расцветки. В старину из него шили одежду для царских семей, им отделывали стены во дворцах. Сейчас из шёлка шьют одежду, занавески, постельное бельё и многое другое.

После этого проводится беседа о сохранении традиций народного творчества в ткачестве. Здесь полезно поговорить о вологодском кружеве и оренбургских платках, об изготовлении гобеленов, о Шахунской художественной фабрике (полотенца, скатерти, пледы и другие предметы быта с ярким декоративным узором в русском народном стиле) др. Здесь полезнее будет показать не лоскуты тканей, а готовые изделия.

Проводится физминутка.

Игра «Я - Модельер.» На листах бумаги нарисованы силуэты по- разному одетых людей. Дети берут лоскуты ткани и подбирают подходящие для юбки, блузки, брюк и т.п. Затем дети вырезают элементы одежды и наклеивают их на силуэты.

Можно предложить также следующую работу. На подготовленную заранее основу (На которой изображена ваза с цветами) требуется наклеить головки цветов, листья, украшения, вырезанные из лоскутов. Картины можно вставить в рамки и использовать в качестве подарков.

Татьяна Резван
Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)

Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дата проведения: 4 неделя января (26.01.2015-30.01.2015)

Цель проекта:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи.

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Предполагаемый результат:

1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;

2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

4. Развитие творческого воображения, творческого мышления

5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России»:

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование целостной картины мира

Тема: «Народные промыслы»

Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.

Источник: Конспект.

Конструирование / Ручной труд

Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.

Источник: И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» с 38

Чтение художественной литературы:

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. Источник: Ушакова О. С. стр. 231.

Рисование: Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы": назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства Источник: Лыкова И. А. стр. 66.

Лепка / Аппликация: Тема: «Лошадки»

Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).

Источник: Лыкова И. А. стр. 60

Развитие речи: Ознакомление с предложением

Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно читать его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Источник: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 84

«Социально – коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» (Чумичева с. 240), «Дверная скважина», «Укрась слово» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хваста» Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток Трудовые поручения по уборке территории д/с: помощь дворнику Трудовая деятельность на участке – сбор мусора Трудовые поручения: помочь малышам в уборке территории Хозяйственно- бытовой труд в игровых зонах

Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?»

«Речевое развитие»

Обучение рассказыванию

«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Развитие речи» с. 48–50.

Заучивание небылицы «Богат Ермошка»

Дид. игра «Укрась слово» Скоролупова ч. 1 с. 64

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

«Физическое развитие»

Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 10 с. 69.

Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн.» «Забавные художники» (38)

Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»

П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»

А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»

Д- «Прогулка в лес» (Картотека)

Беседа: «Живые реки организма».

Стоп», «Кружева» рнпи,»Горелки»(рнпи, «Колечко»(рнпи, «Молчанка»(рнпи) "Слушай хлопки"«Съедобное – несъедобное» «Салки с мячом» «Волк во рву» Золотые ворота" «Повторяй движенья и слова» «Мы не видим»

Народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.

Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,

«Лохматый пес»,

«У Миланьи, у старушки»,

«У медведя во бору»;

Художественно – эстетическое развитие»

Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой

Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи

- «Подбери тень»

-«Найди пару»

-«Составь букет»

-«Разрезные картинки»

-«Русские узоры»

Лото «Хохлома»

Роспись дымковские барышни

«Роспись досок. Городецкая роспись».

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала

Укрась тарелочку. Хохлома

Рисование матрешки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.

Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”

«Познавательное развитие»

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки. Цель: развивать интерес к казачьей жизни и фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Взаимодействие с родителями и социумом

Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»

Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

ирина копусова
Проект по народно-прикладному искусству в ДОУ «Народные промыслы»

МБДОУ «ДС №8 КВ» г. Пикалево

ПРОЕКТ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ »

Выполнили воспитатели

Копусова И. И., Кононова М. Н.

г. Пикалево

«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».

Б. М. Немецкий.

Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями . Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза : если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство , то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи :

продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов , закрепление и углубление знаний о видах росписи;

развитие навыков художественного творчества детей;

развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;

развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;

осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;

содействовать развитию речи : обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.

Планируемые результаты проекта :

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей .

Формы реализации :

Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве ;

Рассматривание видов росписи;

Выполнение работ по изобразительной деятельности;

Подвижные и малоподвижные народные игры ;

Выставка «Сказочная гжель»

работа с родителями :

Совместные работы с детьми;

Консультация для родителей;

Обогащение предметно-развивающей среды;

Фото-коллаж;

Этапы реализации проекта :

Подготовительный;

Исследовательский;

Заключительный (обобщающий) .

Реализация проекта по этапам

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап 1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству , разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.

2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.

3. Подвести к формулировке задач : иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома, Жостовская роспись, Полхово-Майдановская роспись); отразить впечатления в продуктах своей деятельности; принять участие вместе с родителями в создании выставки «Сказочная Гжель» Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству ;

Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;

Принимают активное участие в выставке «Сказочная гжель»

2 этап 1. Организация деятельности детей :

Познавательная

Речевая

Художественно-эстетическая

Социально-коммуникативная

2. Совместная работа с родителями :

организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов ,

пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству , фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)

Участие в подготовке к мастер-классу «Народные промыслы » .

3. Совместная работа со специалистами :

Музыкальным руководителем. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми ; играми по декоративно-прикладному искусству .

Прослушивание русских народных песен ;разучивание песни «Гжель» .

3 этап 1. Создание презентации к НОД «Народные промыслы » .

2. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Дизайн в росписи народных промыслов .

3. Создание коллажа, как подведение итогов проекта .

Участвуют в мастер-классе.

Принимают активное участие в создании коллажа.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ

1 неделя 2 неделя 3 неделя

Речевое развитие :

Беседа на тему : «Что такое Хохлома?» ;

НОД «Золотая Хохлома» ;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) ;

В. Набоков «Хохлома» ;

П. Синявский «Хохломская роспись» .

Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома» .

Беседа на тему Речевое развитие :

Беседа на тему : «Что такое музей?» ;

Интегрированное занятие-беседа (развитие речи +рисование) «Дымковские мастера» ;

НОД «Веселая ярмарка» ;

Чтение стихотворений : М. Г. Смирнова «Дымка» ,

«Красная девица» ;

А,Дьякова «Веселая дымка» ;В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» .

«Дымковская игрушка» . Речевое развитие :

Беседа «Сине-голубое чудо» , «Гжель» ;

НОД «Ремесла на Руси»

Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжели» .

Беседа на тему «Жостовская и Полхово-Майдановсая роспись» .

Познавательное развитие :

Беседа «Золотая Хохлома» .

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала (использование ИКТ : слайды,презентации) . Познавательное развитие :

НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель». Познавательное развитие :

Дидактическая игра «Собери цветок» (умение складывать из частей целое) .

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Угадай и расскажи»

(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства );

«Найди отличия»

(умение находить сходства и различия) .

Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации) ;

«Найди правильно» ;

«Назови правильно»

(закрепление знаний о народных художественных промыслах , их признаках) Социально-коммуникативное развитие :

Дидактические игры :

«Собери Гжельскую розу» (закрепление умения составлять гжельскую розу способом аппликации) ;

«Угадай, какая роспись» (умение узнавать роспись по элементам орнамента)

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование «Хохломская веточка»

(гуашь; с использованием ватных палочек) .

Знакомство с декоративными приемами рисования.

Музыка :

Хороводные игры : «Каравай» ; «Заря-заряница» .

Художественно-эстетическое развитие :

Лепка «Дымковские игрушки» (дымковская барышня) .

Рисование «Знакомьтесь-

Русская матрешка» (восковые карандаши + акварель) .

Музыка :

Тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли» .

Хороводная игра «Гори, гори ясно» .

Художественно-эстетическое развитие :

Рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь) .

Музыка :

Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент» .

Хороводная игра «Ручеек» .

Разучивание песни «Гжель» .

Заключительный этап :

Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как : эстетический вкус, умение определять виды промыслов , умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.