Как подать на временное убежище. Продление временного убежища в россии. Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Дмитрий Хоруженко - эксперт журнала «Кадровик»

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

К сожалению, сегодняшние политические и военные конфликты вынуждают множество людей покидать родные страны и искать помощь в соседних государствах.

Программы по поддержке иностранцев, оказавшихся в трудной ситуации, гарантируют комфортное и безопасное пребывание при соблюдении ряда условий. Свидетельство о временном убежище для многих граждан Украины в России, приобрело значительную актуальность в настоящее время.

Нестабильная ситуация заставляет иммигрантов оформить статус беженца. Из-за конфликта в стране население Украины нуждается в помощи, поэтому принимающая сторона обеспечивает иностранцев всем необходимым для безопасной и спокойной жизни.

Иммигранты вправе оформить:

  • ВУ (позволяет пользоваться правами наравне с другими жителями страны);
  • Статус беженца (действителен 3 года, включает финансовую поддержку и пенсионное обеспечение);
  • Политическое убежище;
  • Гражданство по программе переселения.

Временное убежище дает гражданам Украины следующие преимущества:

  • Единовременное пособие;
  • Услуги переводчика;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Получение профессионального образования;
  • Возможность заниматься трудовой деятельностью;
  • Материальная помощь.

Россия – не единственная страна, которая охотно помогает иммигрантам в трудной ситуации. Программы помощи беженцам существуют по всему миру. Иммигрант, который обратился за помощью, получает проживание в период конфликта, трудоустройство, финансовую поддержку и т.д.

Размер материальной помощи устанавливается в соответствии с определенным регионом. Для оформления данной помощи необходимо подать соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Свидетельство о временном убежище для граждан Украины – удостоверение личности претендента, подтверждающее законное проживание в стране. Срок действия –1 год. Оформление производится в течение 1 рабочего дня, для подачи заявления следует обратиться в УФМС.

Временное убежище – определение и особенности

Временное убежище в России - право на краткосрочное пребывание в стране, которое оформляется в случае, если иностранец является претендентом на статус беженца или пользуется временным проживанием по причине тяжелой болезни или невозможности вернуться в свою страну из-за эпидемии, голода или военного конфликта.

Документы на получение:

  1. Заявление;
  2. Паспорт;
  3. Фотографии;
  4. Подтверждение пройденной дактилоскопии.

Для оформления статуса временного убежища претендент подает указанную выше документацию и соответствующее заявление. Во время рассмотрения заявки предоставляется справка, подтверждающая временное пребывание в стране. Далее в течение недели заявитель и его семья обязаны пройти медкомиссию и получить сертификат о состоянии здоровья в двух экземплярах (первый – для медучреждения, второй – для заявителя). Сертификат действует 1 год с момента получения.

Национальный паспорт украинца хранится в УФМС. Такая особенность российского законодательства, заставляет некоторых украинцев отказываться от статуса. Изъятие паспорта значительно влияет на пересечение границы. Выезд из России становится невозможным, а нарушение порядка ведет за собой аннулирование ВУ.

Получение ВУ гражданами Украины

Статус беженца в России для Украинцев присваивается в случае, если иммигрант подвергается личным преследованиям и не может проживать в Украине.

Чтобы получить статус беженца в России гражданину Украины следует обратиться в управление Федеральной миграционной службы, заполнить анкету и представить необходимые документы:

  1. Заявление с указанием причины выезда из своей страны (причина подтверждается соответствующими
  2. документами);
  3. Опросный лист;
  4. Фотографии;
  5. Паспорт;
  6. Анкета;
  7. Сведения о пройденной дактилоскопии.

При положительном решении украинцу присваивается статус беженца и выдается удостоверение, которое действует 3 года со дня выдачи. Украинский паспорт хранится в УФМС на протяжении установленного срока.

Беженцам предоставляется единовременное пособие, а также следующие гарантии:

  • Внеочередное предоставление места в школе или детском саду для ребенка;
  • Право пользования бесплатным медицинским обслуживанием и оформление страхового полиса;
  • Трудоустройство без дополнительных справок и разрешительной документации.

В анкету для оформления временного убежища вносятся паспортные данные заявителя, причины предоставления ВУ в РФ.

После заполнения анкеты с иностранцем проводится собеседование. Результаты вносятся в опросный лист и зачитываются иностранцу при помощи переводчика. Следует отметить, что сотрудник миграционной службы имеет право провести индивидуальную беседу с оформлением дополнительных опросных листов.

Условия продления свидетельства

Временное убежище гражданам Украины предоставляется на 1 год, далее документ можно продлить на такой же срок. Заявление подается не позднее, чем за 30 дней до срока окончания свидетельства. Свидетельство можно ежегодно продлевать неограниченное количество раз.

Следует учесть, что продление действительно, пока существует причина получения статуса. Когда какой-либо конфликт в стране заканчивается, иностранцы обязаны покинуть территорию РФ.

Аннулирование права на ВУ, основные причины:

  1. Нарушение миграционного порядка: пересечение границ государства;
  2. Получение гражданства другой страны;
  3. Устранение причин, которые являлись поводом для получения данного статуса;
  4. Сокрытие судимости или возбуждение уголовного дела в России;
  5. Выявление факта недостоверности информации, ложных справок, фиктивности.

При подаче письменного заявления в управление по вопросам миграции о продлении срока временного пребывания, иностранец обязан повторно подтвердить обстоятельства, по которым он вынужден просить временное проживание. Если заявление не было подано в установленный срок по уважительным причинам, то заявителю можно подать заявку в течение месяца после истечения срока документа. Госпошлина на данный вид документа не взимается.

Оформление гражданства и политическое убежище для иностранцев

Политическое убежище – официальное право на пребывание в пределах России для лиц, которые нуждаются в защите из-за угрозы жизни и здоровью по причине политической или общественной деятельности в своем государстве.

После оформления заявления с претендентом проводится беседа. Иностранец заполняет установленную анкету, в которую вписываются паспортные данные иностранного гражданина, причины получения ПУ. Кроме того, заявитель обязан документально подтвердить изложенные обстоятельства и пройти процедуру дактилоскопии.

Политическое убежище не имеют право оформить следующие лица:

  • Иностранные граждане, прибывшие из государств, с которыми установлен безвизовый режим посещения страны;
  • Иностранцы, имеющие уголовную судимость;
  • Граждане страны, где не существуют какие-либо преследования;
  • Заявители, представившие сведения, не соответствующие действительности.

Право на ПУ аннулируется в случае, если претендент пересекает границы России, тем самым нарушив миграционный порядок, или получает гражданство другого государства.
Если претендент желает оформить постоянное проживание, то ему необходимо стать участником государственной программы «Соотечественник». В итоге беженцы из Украины получают российское гражданство по упрощенной схеме.

Право на участие в государственной программе предоставляется следующим лицам:

  • Гражданам с действующим ВНЖ;
  • Иностранцам, имеющим РВП;
  • Беженцам, которые официально оформили данный статус.

Для получения гражданства в РФ, претенденту необходимо собрать пакет документов и подать заявление в УФМС. Следует учесть, что программа применяется не в каждой области (например, в Московской или Ленинградской области получить проживание невозможно). Статус участника государственной программы предоставляется на 60 дней. В данный период претенденту предоставляется:

  • Получение пособия;
  • Компенсирование расходов на переселение;
  • Упрощенное оформление гражданства;
  • Время на оформление отказа от гражданства Украины.

Необходимые документы

  1. Паспорт;
  2. Справка о доходах;
  3. Вид на жительство;
  4. Диплом об образовании;
  5. Сертификат на знание русского языка, истории страны и основ законодательства;
  6. Подтверждение отказа от предыдущего подданства.

Данный перечень обязателен, независимо от причины получения статуса. Список документации обязательно нужно уточнить у сотрудников миграционной службы. После подачи заявления, представленные сведения проверяются в УФМС, и принимается решение. Результат сообщается в срок от 6 месяцев до 1 года.

Трудоустройство иностранных граждан

Иностранец, который получил ВУ, имеет право заниматься трудовой деятельностью без дополнительного разрешения.

Прием на работу гражданина Украины осуществляется по следующим документам:

  1. Свидетельство о ВУ;
  2. Справка о несудимости;
  3. Диплом об образовании;
  4. Страховое свидетельство;
  5. Подтверждение стажа или сведения о предыдущем месте работы;
  6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Прием на работу иммигрантов с Украины производится в том же порядке, как и для граждан России. Украинцы, получившие соответствующий статус имеют те же права и обязанности, как и любой другой житель страны.

Следует отметить, государство должно оказать содействие в получении профессионального образования и поиске работы наравне с другими гражданами страны.

Проще говоря, работодатель имеет право принимать на работу не только беженцев, но и лиц со свидетельством ВУ или иным статусом, на тех же условиях, какие предусмотрены для российских граждан.

Таким образом, законодательство обеспечивает беженцам безопасное временное пребывание в стране и возможность последующего оформления гражданства, при желании претендента навсегда остаться в России.

Ситуация в стране, которая вынуждает граждан покинуть территорию, заставляет людей выбирать временное убежище или . Военные действия, религиозные конфликты, расовые преследования — именно они заставляют людей покинуть свой родной кров и искать укрытие в других государствах.

Беженцы — данный тип людей является самым незащищенным классом населения. Не имея никаких возможностей, чтобы обеспечить хотя бы первые дни выживания, люди обращаются к иному государству, которое в дальнейшем предоставляет возможность проживания на своей территории, предоставляет .

Беженцы, которые пребывают в чужое государство, сталкиваются с тем, что нужно . Граждане, которые не имеют отношения к нормативным актам и законодательствам легко путаются, а соответственно начинают теряться и паниковать. Чем отличается временное убежище от статуса беженца? Вопрос не так сложен, как кажется, — просто необходимо разобраться.

Данный вопрос начинает решаться еще на государственной границе. Заполняя миграционный бланк, следует указать цель своего визита. Стандартный срок нахождения на территории Российской федерации составляет 90 дней. Поэтому необходимо точно решить для себя, с какой целью вы отправляетесь в страну.

По прибытию необходимо зарегистрироваться по месту проживания: это может быть съемная квартира, общежитие или жилье родственников. В любом случае необходимо разрешение владельца жилплощади. Если беженец едет через лагерь, то для предоставления жилья необходимо обратиться к администрации лагеря.

Регистрация по месту проживания будет нужна для дальнейших действий с документами.

Существует несколько видов беженцев. Первый статус выдается тем, кто желает получить временное убежище. Второй присваивается тому классу, которые не желают жить в зоне военных действий, и на это указывают юридические основания. Однако, приезжая в Российскую Федерацию люди могут сделать выбор из других вариантов, которые им предлагает Миграционная Служба. Перечень предлагаемых вариантов следующий:


Что такое временное убежище

Это понятие появилось в 1993 году, оно не основывалось на военных действиях на территориях посторонних стран. Раньше этой привилегией пользовалось не такое большое количество человек, а лишь те, кто был вынужден покинуть свое место жительства из-за войны.


Получить временное убежище можно лишь в 2 вариантах:
  • прибывший иностранец может оформить статус беженца, однако считает целесообразным подать документы на предоставление временного убежища;
  • переселенец не может претендовать на статус беженца, но депортация за территорию Российской федерации невозможна по определенным причинам.

Причины могут быть следующие:

  1. В стране существуют обстоятельства, угрожающие жизни: голод, военный конфликт или эпидемия.
  2. Невозможность транспортировки из-за состояния здоровья. В данном случае имеется в виду не именно наличие тяжелого заболевания у иностранца, а невозможность принять должную медицинскую помощь на территории родного государства.
  3. Уклонение от военной мобилизации и отказ воевать на стороне, проявляющей агрессию, также является причиной для убежища.

Для того чтобы государство предоставило убежище, переселенцу нужно обратиться за помощью в ФМС и представить следующие документы из перечня ниже:

  1. Заявление с просьбой рассмотрения дела. Анкету и пример заполнения можно получить в отделе миграционной службы. В нем необходимо указать всех членов семьи, которые прибыли вместе с заявителем.
  2. Паспортные данные и сам документ, подтверждающий личность.
  3. Карту с отпечатками пальцев.
  4. Если въезд был осуществлен с другими членами семьи, нужно представить документы, которые подтвердят наличие родственных связей.
  5. Фотографии для вклеивания в документ — 4 шт.

На то время, пока заявление будет на рассмотрении, иностранцам выдается справка, которая будет подтверждать законное пребывание на территории страны. Заявление обычно находится на рассмотрении на протяжении 3 месяцев.

После того как заявление подано, люди, прибывшие в страну, обязаны посетить поликлинику, пройти осмотр, чтобы получить сертификат. Этот документ выдается с копией: одну оставляют в медицинском центре, другую отдают владельцу. Этот документ действителен на протяжении года с момента выдачи. Потом .

Если федеральная миграционная служба выносит положительный вердикт после рассмотрения документов, иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища.

Этот документ является своеобразной заменой паспорта и позволяет официально трудоустраиваться на работу, регистрировать брак в ЗАГСе.

При этом паспорт гражданина той страны, откуда приехал человек, изымается на хранение миграционной службой. Выезд за пределы страны становится невозможным. Этот факт пугает многих, хотя, написав заявление, по правилам ФМС можно получить свой паспорт для выезда на необходимый срок или навсегда.

Человек, получивший статус временного убежища, подтверждающий легальное пребывание в стране, имеет право на официальное трудоустройство без патента. Для этого достаточно предъявить удостоверение, трудовую книжку и документ об образовании — идентификационный код.

Если трудоустройство связанно с медициной, образованием и прочей деятельностью, связанной с общением с людьми, необходимо представить справку о ранней судимости. Чтобы получить такую, нужно обратиться в органы внутренних дел.

Права иностранцев

Находясь под защитой другого государства и имея документ, подтверждающий временное убежище, человек может претендовать на следующее:

  • бесплатное оказание медицинской помощи по полису медицинского страхования;
  • возможность воспользоваться услугами переводчика;
  • помощь в приобретении билетов для проезда;
  • помощь в обучении и поиске работы;

Кроме перечисленных пунктов, беженцам полагается материальная выплата, в каждом регионе сумма разная. Для того чтобы оформить денежную выплату, необходимо обратиться в соответствующие органы.

Сроки предоставления временного убежища ограничены 1 годом, в последующем этот срок необходимо продлевать.

На окончание действия статуса так же может повлиять срок военных действий на территории проживания беженца: иностранец обязан будет покинуть страну сразу же после окончания войны.

Статус беженца

В чем разница между статусом беженца и временным убежищем? Многие полагают, что беженцы — это граждане, которые бегут из страны по причине военных конфликтов. Однако это не так. Беженец — это человек, который подвергался личным преследованиям и не имеет возможности находиться в стране. Этот момент имеет исключительно юридический характер.

Статус беженца может получить лицо, которое сражалось на стороне сопротивления и теперь существует угроза лишения свободы.

Однако статус не выдается людям, которые являются приверженцами военного конфликта, но избегают принятия участия, здесь есть угроза личного характера, однако отсутствует факт личного преследования. Данный вид граждан может претендовать на получение временного убежища.

Для того чтобы получить статус беженца, граждане должны обратиться в Федеральную Миграционную Службу и предоставить следующие документы (они почти не отличаются от перечисленных ваше):

  • заявление с просьбой признать беженцем, в нем должно быть указана причина уезда из страны, а так же перечень документов которые это подтвердят;
  • паспорт;
  • анкета;
  • карта с отпечатками пальцев.

Если после рассмотрения дела вердикт положительный, человеку выдают документ подтверждающий статус беженца. Этот статус действителен год с момента выдачи. Паспорт иностранного гражданина изымается и остается на хранении в миграционной службе.

Люди, получившие данный статус, вправе рассчитывать на следующие услуги:

  • постановка на учет в образовательные заведения или же получение места в них без очереди;
  • оказание бесплатной медицинской помощи при наличии страхового полиса;
  • получение официального трудоустройства без дополнительных патентов.

Причины, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца или временного убежища, следующие:


В соответствии с Федеральным законом "О беженцах" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Порядок
предоставления временного убежища на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется - временное убежище).

2. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

Форма заявления устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.

3. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления.

4. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется - справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "О беженцах", о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

5. Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

6. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О беженцах".

7. Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

8. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца (далее именуется - свидетельство).

9. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации.

10. При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдавший свидетельство.

12. Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища.

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

13. На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона "О беженцах", кроме права на получение единовременного денежного пособия.

14. Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:

а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

б) обязаны:

встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации";

сообщить в течение 7 дней в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, а также о приобретении гражданства другого государства или разрешения на проживание на его территории;

сняться с учета в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

15. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).