Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика. Программа кружка «Будущий первоклассник» для детей подготовительной к школе группы. Знакомство с техникой росписи на бумаге

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика» :

группы формируются из детей 6-летнего возраста;

продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – март)

наполняемость групп не более 15 человек;

режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

«Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

Развитие слухового и зрительного восприятия

Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

Развитие слуховой и зрительной памяти

Развитие мышления и речи

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование коммуникативных навыков

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

Совершенствование навыков монологической речи

Совершенствование навыков диалогической речи

Развитие мимики и пантомимики

Развитие фантазии и воображения

Развитие способностей к глубокому образному мышлению

Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

Развитие творческих способностей

Формирование эмоционально-волевой сферы

Формирование этических представлений

Повышение уверенности в себе

Научить принимать решения

План занятий

  1. «Занимательная математика»-10 часов
  2. «Основы грамоты»-10 часов
  3. «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

№п/п тема занятия цель занятия

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

выделять, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать.

Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени.

Сравнение количества предметов

На наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий курса «Основы грамоты»

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий «Умелые ручки»

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

«Радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок, технику складывания листа пополам

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

Раскрашивание шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

Аппликация по шаблону «Грибок»

Работа по шаблону и образцу

Конструирование «Домик у дороги»

Аппликация из геометрических фигур

Рисование «Дерево»

Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

Рисование Медвежонка на поляне

Развитие творческой инициативы

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  10. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught .

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri , только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Введение

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения его в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребёнка с буквами. Какие же они бывают удивительно огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш всё ещё не умеет читать!

Можно ли учить чтению дошкольников? Известный российский психолог Р.С.Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырёх – пяти летнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребёнка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями малыша, и прежде всего с игрой.

Обучение грамоте – дело не простое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний в области методики по обучению детей грамоте (чтению). Кому как не учителю начальных классов лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной? Поэтому необходимо в работе последовательная, внимательная работа по изучению азбуки и знакомство с буквами русского алфавита.

Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребёнком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребёнок ещё не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислекция.

Чтобы избежать этих осложнений, «трудные» звуки и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Как в Букваре Н.С.Жукова по которому ведётся кружковая деятельность по обучению дошкольников чтению.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) и слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать. В работе на занятиях необходимо использовать много игр, занимательных занятий и упражнений, способствующих приобщению этих навыков. Давать детям яркие наглядные картинки, которые привлекут внимание малыша.

Особенность зрительно запоминать вновь изучаемую букву начинается с показа этой буквы, названия её и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стишок, ребёнок сам сможет найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву.

Моя задача, как педагога по дополнительному образованию дошкольника не столько научить читать, как научить ребёнка полюбить чтение, при этом чтение должно быть осмысленным (желательно беглым). В работе стараюсь не озвучивать ребёнку конкретную цель научить его читать, а постепенно заманиваю, вовлекаю его в процесс чтения, вызываю желание узнать что то новое, интересное – назидание, это не метод, и не способ в положительной мотивации ребёнка на занятиях.

Пояснительная записка

Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т д. Однако многие дети до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющей методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно.

Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у

пяти шести летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Цель работы рабочей программы:

  • обучить детей дошкольного возраста овладению техникой чтения, что должно доставить им радость и удовлетворение в награду за труд;
  • подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
  • научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача:

  • совместно вести работу в тетрадях «Обучение грамоте по письму» (в II частях)
  • сделать для ребёнка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус и желание к самостоятельному чтению;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научится читать, ребёнку нужно сделать два важных открытия:

  • сначала обнаружить, что речь «строится» из букв,
  • а потом открыть отношения звука и буквы.

Звуковой анализ слова ребёнок с помощью интонационного подчёркивается, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ).

Главная задача работы – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д.

Обучению чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово – произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д.

В результате этих упражнений ребёнок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребёнка логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Педагогу необходимо подбадривать ребёнка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи – это отражение той речевой среды, в которой воспитывается ребёнок, начиная с самого рождения. Поэтому я постоянно беседую и советую родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи. В целях нравственного воспитания ребёнка и культуры речи.

Основные цели программы:

Формирование представлений о разнице между предметом и его обозначением в виде слова; о слове как звуковой единице, состоящей из частей (более крупных – слогов и более мелких – отдельных звуков).

Развитие фонематического слуха:

а) практическое освоение разницы между произношением звукового качества

(гласных и согласных, твёрдых и мягких, звонких и глухих) без введения терминов;

б) формирование способности выделения звука в начале, на конце и в середине слова;

в) специально организованная работа по произнесению трудных по артикуляции звуков: свистящих (c ), (з), (ц),; шипящих (ш), (ж), (ч), (щ),; сонорных (р), (л).

Развитие тонкой моторики кисти ведущий руки (освоение по контуру рисунков, а также силуэтов букв и их элементов указательным пальцем и пишущим средством)

Формирование первичного навыка чтения:

а) знакомство с гласными звуками и особенностями их артикуляции;

б) отработка первой и второй слоговой модели;

в) чтение обратных закрытых слогов на базе освоения прямых открытых слогов;

г) чтение открытых слогов с использованием всё новых и новых букв согласных (при смысловом мотивировании каждой новой введённой согласной через звукоподражание)

Структура и реализация программы:

Занятия по дополнительной образовательной услуге проводятся в кружковой деятельности 2 раза в неделю во второй половине дня по 30 минут каждое занятие. Учебный курс начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Организация образовательного процесса в подготовительной группе строится на основе рабочей программы, разработанной педагогом по дополнительной образовательной услуге по подготовке детей к школе, согласованного с руководителем МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида»

Расписание занятий:

Понедельник: 16.10 часов – 16.40 часов

Четверг: 16.10 часов – 16.40 часов

Требования к уровню подготовки детей к концу года:

«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

СанПиН 2.4.1.1249 – 03»

Универсальные учебные действия. С помощью системы пособий используемой на занятиях (Букварь, рабочие тетради, репродукции, дидактические игры и мн.др.) дошкольник научится:

Удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый или

рассматривая репродукцию;

Понимать структуру детской книги «Букварь» и структуру страницы, логику чтения

сверху вниз и слева направо;

Ориентироваться на странице и на развороте «Букваря», находить ярко выраженные

структурные элементы (иллюстрации, выделенный шрифт, фрагменты, столбцы,

строчки разного размера);

Пользоваться Букварём и простейшими инструментами (рамками, указателями);

Правильно держать ручку, наклон рабочей тетради, следить за осанкой;

Выполнять инструкции преподавателя (при работе с Букварём, рабочей тетрадью);

Обсуждать с педагогом возникшую проблему, отвечать на поставленные вопросы

полным ответом, касающегося прослушанного текста;

По требованию преподавателя исправлять свою ошибку, если не получилось сразу

выполнить задание правильно не торопясь;

Предметные знания и умения.

Достаточно отчётливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить

слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Соблюдать орфоэпитические нормы произношения;

Владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

Правильно согласовывать слова в предложении;

Составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему,

заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо

искаженные фразы и т.п.;

Рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

Ориентироваться на странице Букваря;

Составлять небольшие рассказы опирательного характера по сюжетной картине; о

событии из собственного жизненного опыта;

Правильно использовать предлоги;

Правильно произносить звуки.

№п\п Тема Кол – во часов
1

Формирование представлений о разнице между предметом и его

обозначением в виде слова; о слове как о звуковой единице, состоящей из частей

12
2 Развитие фонематического слуха 10
3 Формирование первичного навыка чтения 12
4 Развитие моторики кисти руки 6
Всего: 40

Календарно – тематическое планирование

№ п\п Тема занятия
1 Речь письменная и устная. Звуки речи.
2 Звуки речи. Работа в прописях.
3 Гласные звуки IаI, IуI; А, а; У, у.
4 Гласные и согласные звуки.
5 Гласный звук IоI, буквы О, о.
6 Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.
7 Учимся соединять буквы.
8 Чтение слогов.
9 Согласные звуки IсI, IсI; С, с.
10 Предложение.
11 Деление предложения на слова.
12 Ударение в словах.
13 Согласные звуки IхI, IхI; Х, х.
14 Чтение слогов и слов.
15 Составление предложений и рассказов.
16 Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.
17 Согласный звук IшI; буквы Ш, ш.
18 Гласный звук IыI; буква ы.
19 Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.
20 Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.
21 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.
22 Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.
23 Гласный звук IиI; буква И, и
24 Согласные звуки IпI, IпI; буквы П, п.
25 Согласные звуки звонкие глухие.
26 Согласные звуки IзI, IзI; буквы З, з.
27 Согласный звук IйI; буква И, й.
28 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.
29 Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.
30 Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.
31
32 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
33 Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.
34
35 Согласные звуки IжI,; буквы Ж, ж.
36 Буква Е, е
37 Буква Е, е
38 Буква Ь.
39 Буква Я, я
40 Буква Я, я
41 Буква Ю, ю.
42 Буква Ю, ю.
43 Буква Ё, ё
44 Буква Ё, ё. Развитие речи
45 Согласный звук IчI,; буквы Ч, ч.
46 Формулирование ответов на вопросы
47
48 Гласный звук IэI,; буквы Э, э.
49 Согласный звук IцI,; буквы Ц, ц.
50 Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.
51 Согласные звуки IщI, ; буквы Щ, щ.
52 Буква Ъ
53 Алфавит.
58 Составление слов из разрезной азбуки.
59 Обобщение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №22

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

Охрименко Е.А.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №22»

г.Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Основные разработчики программы

Охрименко Е.А.

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи программы

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

    формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

    расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

    обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

    логическую и символическую пропедевтику.

Сроки реализации программы

От 2012 года

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Ожидаемые результаты

    обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

    развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

    формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

    формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

    группы формируются из детей 6-летнего возраста;

    продолжительность обучения составляет 10 занятий (ноябрь – май)

    наполняемость групп не более 15 человек;

    режим занятий: 2 раза в неделю (четверг-суббота) – 2 занятия по 25 минут

    «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

    «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

    Развитие слухового и зрительного восприятия

    Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

    Развитие слуховой и зрительной памяти

    Развитие мышления и речи

    Развитие общей и мелкой моторики

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

    Совершенствование навыков монологической речи

    Совершенствование навыков диалогической речи

    Развитие мимики и пантомимики

    Развитие фантазии и воображения

    Развитие способностей к глубокому образному мышлению

    Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

    Развитие творческих способностей

    Формирование эмоционально-волевой сферы

    Формирование этических представлений

    Повышение уверенности в себе

    Научить принимать решения

План занятий

    «Занимательная математика»-10 часов

    «Основы грамоты»-10 часов

    «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий

курса «Занимательная математика»

№п\п тема занятия цель занятия

счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

Выд ус танавливать взаимосвязь между

частью и целым;

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

Сра Сравнение количества предметов

на наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий

курса «Основы грамоты»

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий

«Умелые ручки»

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

«радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок,технику складывания листа пополам

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

Раскрашивание шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

Аппликация по шаблону «Грибок»

работа по шаблону и образцу

Конструирование «Домик у дороги»

Аппликация из геометрических фигур

Рисование «Дерево»

Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

Рисование Медвежонка на поляне

Развитие творческой инициативы

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:

    Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

    Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

    Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

    Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

    Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

    Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

    Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

    Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

    Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»

Охрименко Е.А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №22»
г.Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1
Наименование программы
Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3
Основные разработчики программы
Охрименко Е.А.

4
Основная цель программы
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5
Задачи программы


6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.

8
Сроки реализации программы
От 2012 года

9
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению

Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:
группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (ноябрь – май)
наполняемость групп не более 15 человек;
режим занятий: 2 раза в неделю (четверг-суббота) – 2 занятия по 25 минут

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
.Развитие слухового и зрительного восприятия
.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
.Развитие слуховой и зрительной памяти
.Развитие мышления и речи
.Развитие общей и мелкой моторики
.Совершенствование коммуникативных навыков
.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
.Совершенствование навыков монологической речи
.Совершенствование навыков диалогической речи
.Развитие мимики и пантомимики
.Развитие фантазии и воображения
.Развитие способностей к глубокому образному мышлению
.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
.Развитие творческих способностей
.Формирование эмоционально-волевой сферы
.Формирование этических представлений
.Повышение уверенности в себе
.Научить принимать решения

План занятий
«Занимательная математика»-10 часов
«Основы грамоты»-10 часов
«Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
1
счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

2
измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;
Объединять группы предметов,
Выд ус танавливать взаимосвязь между
частью и целым;

3
представления об элементарных геометрических фигурах
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

4
ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам

5
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени

6
Сра Сравнение количества предметов
на наглядной основе
Соотношение количества предметов между двумя группами

7
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет

8
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу

9
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
Соотношение количества предметов между разными группами

10
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
1
Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).
Знакомство с правилами штриховки

2
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками
Развитие фонематического слуха и зоркости

4
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв
Соотношение звуков и знаков

5
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

6
Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»
Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7
Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»
Определение правой и левой сторон предмета

8
Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10
Слово. Семья
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1
Аппликация « Павлин»
Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

2
«радуга над полянкой», «бабочка»
Использование красок,технику складывания листа пополам

3
Оригами «Лебедь»
Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

4
Раскрашивание шаблона «Яйцо»
Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5
Аппликация по шаблону «Грибок»
работа по шаблону и образцу

6
Конструирование «Домик у дороги»
Аппликация из геометрических фигур

7
Рисование «Дерево»
Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

8
Рисование Медвежонка на поляне
Развитие творческой инициативы

9
Мозаика «Кораблик»
Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

10
Коллективная работа «Панно из наших ладошек»
Умение работать в группе

Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.


Приложенные файлы