Золочение металла сусальным золотом. Что такое сусальное золото - состав и производство, технология нанесения на различные поверхности. Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальны

Перед нанесением золотого покрытия вся поверхность, предназначенная для золочения, выравнивается и шлифуется. Затем на нее наклеивается паволока (используется мездровый клей животного происхождения левкас и полимент), а на нее кусочки сусального золота с помощью намагниченной кисти из беличьего хвоста. Далее потребуется вата и специальное оборудование и инструменты, которые разглаживают золотую поверхность до полной однородности. У опытного позолотчика никаких швов и стыков между золотыми листами не видно. Озолоченная поверхность может быть матовой или блестящей - это зависит от вида левкаса. Также ее можно дополнительно украсить эмалью. Долговечны ли такие изделия? Достаточно долговечны - при бережном обращении позолоченные вещи радуют своей красотой десятилетиями.

Несмотря на то, что сусальное золото раскатано в очень тонкие листы, его цена все же много дороже, чем, сусальной меди или серебра. Поэтому иногда применяются имитации сусального золота - потали. Обычно это сплав меди с цинком или алюминия с серебром. Поталь требует иного подхода. Так, после нанесения на поталь нужно наложить защитный лаковый слой, иначе она в скором времени потемнеет. Для наружной отделки поталь не годится, так как имеет малую устойчивость к климатическим условиям. А вот чистому золоту никакие вредные факторы окружающей среды не страшны.

Есть еще один способ сэкономить на сусальном золоте - это золоченая фольга. Она состоит из медной фольги, покрытой никелем и сплавом золота с кобальтом, или алюминиевого листа, с золото-никелевым покрытием. Такие «золотые» листы стоят как минимум в три раза дешевле чистого сусального золота.

Применение сусального золота

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…



Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии, ведь оно биологически инертно и не создает острые края. Им декорируют пирожные, эксклюзивные торты, хлопья сусального золота можно увидеть даже в элитном шампанском.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

/ Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) - плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл) : можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск притухнет). В качестве покрывного лака можно использовать "Политуру" или обычный покрывной лак.

Клеевое золочение

Этот вид золочения в отличие от лакового дает глянцевую поверхность, да и применяется лишь на деревянных или полиуретановых поверхностях. Также известно как полиментное, водное или водяное золочение. Водное золочение менее устойчиво к атмосферному воздействию, поэтому применяется исключительно для внутренних работ.

Технология клеевого золочения осталась неизменной с древних времен. Она более трудоемка, чем масляное золочение.

Поверхность детали сначала тщательно шлифуется, затем на неё наносится грунт. После этого необходимо приготовить полимент -- болюс, который наносится поверх грунта. Следом наносится левкас и только после этого можно наносить сусальное золото.

К слову, клеевой способ золочения можно применять и для наружных работ, но для этого необходим специальный унополимент, который позволяет наносить сусальное золото так же, как и в случае масляного золочения, но при этом поверхность остается глянцевой. Однако такая технология слишком сложна, поэтому применять на больших площадях её не рекомендуется. В основном такой способ используется лишь для выделения определенных деталей

Те, кто только осваивает мастерство золочения, зачастую практикуют упрощенные способы золочения, например, на смесях. Такой способ предполагает использование уже готовых специальных смесей -- миксионов. Технология предельно проста: миксионы наносится на основу, а поверх них накладывают само сусальное золото.

Выбранный способ золочения влияет на характеристики обработанной поверхности, в частности, её блеск и долговечность покрытия. Кроме того, это влияет и на набор необходимых материалов.

Единственное, что остается неизменным при любом способе золочения это общая схема, состоящая из 4 основных этапов, на каждом из которых используются материалы и инструменты, соответствующие выбранному способу:

Поверхность подготавливается для последующего золочения.

Осуществляется общая техника золочения.

На поверхность наносится соответствующий грунт.

Нанесение сусального золота на поверхность.

Подготовка поверхности к золочению сусальным золотом

Перед началом работы поверхность, которую планируют позолотить, шлифуют стеклянной шкуркой, удаляют все неровности, шероховатости (этот вид обработки еще называют "рассечка"), все трещинки заполняются специальной полировочной пастой.

Металлические изделия тщательно очищают от ржавчины, пыли, раствора и коррозии и окрашивают несколько раз свинцовым суриком на масле, либо шеллаком, либо стандартным автомобильным лаком. Иногда последним слоем наносится золотистая охра, для придания золоту более насыщенного оттенка (но нельзя для этой цели использовать крон желтый, иначе поверхность может очень быстро потемнеть).

Древесина, подлежащая золочению, обязательно просушивается, все сучки и смоляные места удаляются, места стыков проклеиваются марлей. Иногда для большей гладкости поверхность полностью проклеивают паволокой (тонкой тканью). Далее поверхность обрабатывается горячим клеем (15-процентным), способным глубоко проникнуть в поры древесины.

Если поверхность гипсовая, ее очищают от грязи, зачищают наждачной бумагой среднего зерна, обметают сухой кистью и закрепляют горячей олифой. Далее поверхность дважды проклеивают горячим раствором осетрового клея (первый раз - более слабым раствором, 150 г. клея на литр воды; второй раз - 200 г клея на литр воды). Клей разводят в воде и распускают на водяной бане.

Перед нанесением грунта важно знать: чем более блестящей будет основа, тем более блестящей получится позолоченная поверхность. Поэтому используемый лак (при масляном золочении) должен сильно блестеть.

При золочении на смесях основу изолируют разбавленной акриловой краской, наносят ее в несколько слоев, и далее полируют поверхность.

Если поверхность все же недостаточно гладкая, дополнительно производят ее лишевание, то есть шлифуют с помощью хвоща или пемзы.

Нанесение грунта

Грунт наносится в несколько этапов.

Иногда слои грунта чередуют со слоями клея, для получения более ровной поверхности.

Этап 1. Нанесение грунта

После высыхания клея, нанесенного на первом этапе, в теплом виде наносят левкас (каменную грунтовку) - 2-3 раза способом торцевания поверхности, чтобы пропитать нижний слой и обеспечить его лучшее сцепление с последующими. Для этого может использоваться специальная щетинная кисть. Чтобы слой был равномерным, нельзя часто касаться одного и того же места. Деревянная поверхность и структура должны быть видны. Затем наносят еще 3-4 слоя белой левкасной грунтовки, обычным способом, каждый раз давая поверхности полностью просохнуть. Этот второй подход должен скрыть все неровности и создать способную к шлифовке подкладку, деревянная поверхность уже не должна просвечивать.

На третьем подходе белая грунтовка разбавляется 5-процентным спиртом, и покрывают поверхность широкой волосяной кистью, максимально равномерными мазками.

Этап 2. Шлифовка

Далее, после нанесения левкаса, поверхность снова шлифуют (ровные поверхности - пемзой, выступающие детали - хвощом, или микронной шкуркой; можно еще дополнительно отшлифовать холстиной с водой и просушить). Отшлифованные места проклеивают 7-процентным животным клеем. Шлифовальные работы нужно выполнять предельно точно, так как все нечетко обработанные детали будут видны после золочения. Далее поверхность очищается от шлифовальной пыли (пылесосом или влажной тряпочкой, либо сухой кистью, либо флейтцем).

И только на эту просушенную поверхность наносят полимент, предварительно разведя его с 7-процентным раствором животного клея (пока полимент не станет стекать с кисти густой струйкой). Иногда, для лучшего сцепления, перед нанесением полимента поверхность покрывается полиментным клеем, разбавленным 1/3 воды. Раствор разогревается до 35 градусов, и наносится на белую грунтовку.

Этап 3. Подготовка к золочению

Опытные позолотчики производят накладывание золотых листов только через сутки после нанесения грунта. Для этого поверхность увлажняется водой (листы наносятся сразу после того, как вода приобретает окрас), либо 20-процентным раствором этилового спирта с помощью мягкой волосяной кисти (наносится небольшими участками, на которые сразу же укладывают листочки золота), либо наносится клей (рецепт этого клея у каждого мастера свой).

Нанесение золота

Во избежание прикасания к золотому листу, некоторые позолотчики работают в хлопковых перчатках. В помещении не должно быть сквозняка, чтобы легче было перемещать золотые листы. Толщина листа - всего доли микрона, поэтому поверхность под покрытие готовится тщательно, и любая пылинка может порвать лист.

Листок сусального золота или потали из книжки вынимают легким дуновением, помогая ему завернуться на нож. Этим ножом листок переносят на подушку, где его разглаживают и вырезают ножом нужную форму.

Затем вырезанную фигуру можно наносить на обработанную и загрунтованную поверхность, покрытую выбранным адгезивом. Золочение осуществляется по мокрой основе, поэтому смачивается только то пространство, которое можно позолотить за один раз. Если проступают сухие пятна, поверхность снова нужно смочить.

На поверхность лист переносится специальной кистью (лампемзелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания.

После того, как золото высохнет, излишки золота, образованные на стыках, собираются в бумажный пакетик (они могут потребоваться потом, при постобработке изделия).

Реставрация и восстановление

ЗОЛОЧЕНИЕ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ И ПОТАЛЬЮ

Есть несколько методов золочения, но наиболее широко распространённый и доступный на сегодняшний день - покрытие специально подготовленной поверхности сусальным золотом или поталью. Эту технику золочения освоить нелегко, но даже имея мало опыта, вы можете применять его, получая довольно хорошие результаты. Однако для достижения совершенства в работе с поталью или сусальным золотом потребуется богатый опыт. Эта техника из-за деликатности материала (тончайшие листы сусального золота или потали) довольна трудна, но чрезвычайно увлекательна.

Технология золочения включает в себя несколько этапов, которые могут занять у вас не один день, прежде чем вы увидите законченную работу, но результат золочения, безусловно вознаградит вас за терпение. Особенно если это касается восстановления произведения искусства, в которое вы сможете вдохнуть новую жизнь. Процесс золочения остаётся неизменным с незапамятных времён, с той лишь разницей, что современные технологии позволили изготавливать листы сусального золота не в ручную, с помощью деревянных колотушек, а в промышленных масштабах на современном высокотехнологичном оборудовании. На смену золоту всё чаще приходить поталь, которая представляет собой листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например, меди с цинком или алюминия для замены серебра).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

  • Сусальное золото и поталь. «Сусальное» произошло от слова «сусаль» - «лицо», лицевая сторона, поверхность. Настоящее сусальное золото получают путем отбивания стопки тонких золотых квадратиков, переложенных внутренней оболочкой бычьих кишок на гладкой гранитной плите слегка выпуклым молотком, добиваясь необходимой толщины отдельных листков, а затем «ковкой» между двумя слоями кожи, что делает его очень тонким и легким в обращении. Тон золота будет зависеть от цвета фона, на котором расположен лист, цвета болюса (грунтовки). Могут использоваться болюсы жёлтого, красного или чёрного цветов. Сусальное золото поставляется в буклетах по 25 листов 9х9 см. Идеально подходит для восстановления и золочения деревянных изделий. Поталь представляет собой имитацию сусального золота и изготавливается из сплава меди с цинком или другими металлами. Поставляется в книжках по 25 листов размером 14х14 см.
    Использование сусального золота и потали.

    Существуют различные системы работы с поталью или сусальным золотом. Самый простой для начинающих способ - положить на открытую книжку специальную кожаную подушку, перевернуть их вместе, и затем убрать книжку, после чего лист потали или сусального золота останется на подушке. Можно также перевернуть открытую книжку на кожаную подушку листом вниз, следя за тем, чтобы лист потали не выпал, и убрать книжку. Однако этот способ требует определённого навыка.

    Ещё один способ. Откройте книжку, положите нож на среднюю часть листа, и тихонько дуйте под небольшим углом, чтобы свободная часть листа потали или сусального золота завернулась на нож, после чего перенесите лист потали или сусального золота на подушку. После того, как лист потали или сусального золота лежит на подушке, вы можете нарезать его на части необходимого размера и приступить к золочению, перенося специальной кистью лампензель частички золота на подготовленную поверхность.

  • Болонская известь (гипс), представляет собой хорошо отмученный мел (гидратированный сульфат кальция), который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.
  • Клей рыбный (желатин) изготавливается из плавательного пузыря некоторых видов рыб, таких как осетровые, а также из другого рыбного сырья. Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.
  • Болюс - это глина, которая в частности служит основой для золота. На старой позолченной поверхности легко заметить основу, на которую было нанесено золото. Это может быть болюс красного (красная глина), жёлтого (сиенна природная) или чёрного цвета. Перед применением болюс вводят в предварительно подготовленный на водяной бане раствор с клеем из кожи кролика (300 грамм болюса в 900 грамм раствора), и добиваются лёгкой однородной текстуры. Болюс наносят с помощью мягкой кисти (идеально подходит соболиная) лёгкими движениями.
  • Клей из кожи кролика. Этот клей получают из кожи кролика, погружённой в ванну с известковой водой. Этот клей был известен еще с древних времён, пожалуй раньше,чем горячий костный клей. Это идеальный клей для деликатной подготовки поверхностей. Клей из кожи кролика растворяется в воде и нагревается на водяной бане в соотношении от 1 до 10 частей клея на 1 часть воды. Клей используется в горячем виде, однако его не следует доводить до кипения.

  • Стальная шерсть. Состоит из волокон очень тонкой стальной проволоки. «Стальная шерсть» используется для полировки различных поверхностей (дерево, гипс, металл, камень и т.д.), И во многих реставрационных отделочных работах. Идеально для удаления волосинок, которые образуется при обработке некоторых видов древесины после шлифования. В основном «стальная шерсть» используется для очень тонкой работы по очистке и полировке поверхности, чтобы получить идеальную поверхность для лучшей адгезии лакокрасочного покрытия. Вы можете использовать «стальную шерсть» всегда, когда не хотите рисковать оставить на поверхности царапины.

  • Латунный экран. Это тонкая латунная сетка (толщина 0,12 мм). Идеально подходит для точного шлифования поверхности при подготовке грунта для золочения сусальным золотом или поталью. Латунный экран также может быть использован в процессе восстановление позолоты, так как позволяет работать с небольшим элементом поверхности без повреждения существующих позолоченных поверхностей.
  • Краска для старения. Это жидкий концентрат на основе экстрактов битумных смол, которая придаёт поверхности красновато-коричневый налет, имитирующий антикварное дерево или старинную позолоту. Идеально подходит для придания «античности» позолоченным поверхностям.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ТЕХНИКА ЗОЛОЧЕНИЯ

Наибольшая трудность в работе мастера при золочении состоит в зависимости от сроков выполнения работы и условий, в которых он трудится (воздух в помещении не должен быть пыльным). Поверхность, на которую будет наноситься поталь или сусальное золото должна быть постоянно чистой и обезжиренной.

Процесс золочения можно разделить на следующие этапы:

  • Подготовка основы (грунта);
  • Применение болюса;
  • Нанесение сусального золота (потали);
  • Полировка (финишная обработка);

Подготовка грунта с болонским гипсом

Подготовка грунта должна быть тщательной, с точным соблюдением технологии. От этого будет зависеть успех золочения и результат работ.

Изготовление грунта под золочение начинаем с подготовки клея из кожи кролика. Берём 100 граммов клея из кожи кролика и добавляем его в ванну с одним литром тёплой воды. Клею с водой надо дать постоять в течение 12 часов, чтобы дать клею впитать воду, после чего необходимо разогреть раствор на водяной бане и, помешивая, добиться полного растворения клея. После этого рекомендуется процедить полученный раствор. Таким образом мы получаем основу для грунта под золочение. Через 2 часа в раствор вводим 350 грамм болонского гипса, тщательно перемешиваем, и в горячем виде наносим на сухую поверхность, очищенную от пыли. После того, как мы полностью укрыли поверхность, предназначенную для золочения, наносим второй слой (при необходимости может быть нанесено до 5-6 слоёв грунта), каждый раз следя за тем, чтобы наносимый раствор был достаточно горячим.

Каждый слой необходимо обработать крупной шкуркой (120-180), чтобы удалить любые недостатки на поверхности. И, наконец, когда мы получаем достаточный слой грунта под золочение, последний, после грубой обработки, обязательно полируют. Стремясь восстановить точность краёв и канавок, а также для придания украшениям совершенного вида используют наборы скребков, чтобы можно было подобрать скребок максимально близко по форме адаптированный к обрабатываемой поверхности. В идеале мастеру для подготовки поверхности для золочения необходимо иметь скребки всех типов и форм.

После завершения грубой резьбы, необходимо снова шлифовать все поверхности, используя каждый раз наждачную бумагу все более и более мелкозернистую (280, 320, 400, и т. д.). На финишном этапе применяется «стальная шерсть» для получения идеально гладкой поверхности, качества «слоновая кость». Для защиты элементов, соседних с обрабатываемым участком поверхности, применяется латунный сетчатый экран. Цель этой подготовки грунта под золочение - изолировать лист потали или сусального золота от древесины, а также получение абсолютно гладкой поверхности качества слоновой кости для того, чтобы на этапе укладывания потали получить идеальный результат.

Теперь мы добрались до нанесения болюса.

Применение болюса

300 грамм болюса растворить в 900 мл воды и тщательно перемешать, следя за чтобы смесь приобрела однородную текстуру без комочков и включений, и не была при этом слишком водянистой. Болюс, так же как и грунтовка из болонской извести наносится в горячем виде достаточно толстой кистью, следя за тем, чтобы кисть не оставляла полос. Мы рекомендуем использовать для нанесения болюса кисть из беличьего или собольего волоса. Если вы развели болюс в правильной пропорции, после нанесения первого слоя вы должны видеть сквозь слой болюса белый цвет грунтовки.

Спустя 4 часа вы можете нанести второй слой болюса,стараясь не получить слишком большой толщины слоя, поскольку это может негативным образом повлиять на качество поверхности в процессе приработки потали или сусального золота. Особенно осторожным необходимо быть в наращивании слоёв болюса в углах и внутренних полостях. Обычно полное высыхание болюса происходит в течении нескольких часов, однако это может зависеть от сезона, влажности и температуры окружающего воздуха в помещении, где вы работаете.

Если вы хотите получить в итоге золотую поверхность с высоким глянцем, перед укладкой потали или сусального золота необходимо отполировать поверхность болюса агатом, чтобы сделать её идеально гладкой.

Наконец, все подготовительные работы закончены,и вы можете приступить непосредственно к нанесению потали, или сусального золота.

Нанесение сусального золота (потали)

Давайте начнем.

Осторожно откройте книжку с поталью или с сусальным золотом, перенесите один листок для золочения на специальную кожаную подушку одним из приведённых выше способов.

Помните! Поталь или сусальное золото должно в процессе работы контактировать только с ножом или с кистью, но никогда не с вашими пальцами, иначе вы просто уничтожите свою работу, поскольку частички пота с ваших пальцев губительны для потали и сусального золота.

С помощью специального стального ножа разделите листок потали на небольшие удобные для вас части. Это облегчит процесс переноса листиков потали на позолачиваемую поверхность и приклеивание потали к поверхности будет более аккуратным. Нож, с помощью которого вы будете разделять листик потали или сусального золота, должен быть изготовлен из стали, и быть при этом достаточно острым. В том месте, где вы собираетесь разрезать листочек потали, необходимо сделать небольшое движение вперёд и назад. Будте осторожны, чтобы не разрезать кожаную подушечку, на которой вы работаете. После того, как листик потали разделён на части, используйте кисточку лампензель для переноса потали на поверхность, подлежащую золочению.

Для золочения вы можете исползовать специальные клеящие составы или лаки, имеющиеся в продаже, или самостоятельно приготовить клей на основе желатина. Желатин предварительно замачивают, а затем нагревают на водяной бане. Клей в горячем виде наносится мягкой кистью на болюс в один проход. Прежде, чем клей поглотится поверхностью, с помощью кисти лампензель перенесите подготовленные кусочки потали или сусального золота на поверхность. Это здорово, видеть, как кусочки сусального золота ложатся на поверхность,и притягиваются под действием электростатического эффекта. Продолжайте эту операцию до тех пор, пока вся поверхность не станет золотой.

Несколько советов:

  • Поддерживайте левой рукой правую руку, в которой вы держите кисть при нанесении листочков потали;
  • При нанесении потали или сусального золота на криволинейные поверхности, следите за тем, чтобы размер укладываемых кусочков сусального золота или потали был не слишком велик;
  • При нанесении болюса, следите, чтобы паста была не слишком жидкая, и прежде чем укладывать золото, дайте ей хорошенько просохнуть;
  • Избегайте сквозняков при работе;
  • Если листик потали не очень хорошо держится на кисти лампензель, время от времени проводите кистью по волосам или лицу (на лице всегда есть тонкий слой жира, которого будет достаточно для нанесения на кисть);
  • Забудьте о времени (никогда не работайте в спешке);
  • Листики потали или сусального золота всегда должны укладываться с перехлёстом не менее 2 мм (особое внимание на углы) чтобы избежать разрывов;
  • Никогда не прикасайтесь к золотой поверхности пальцами, даже после того как основа полностью высохнет, и она станет единым целым с позолачиваемой поверхностью;
  • Любые дополнения недостающих частей или повторное нанесение потали в отдельных местах должны выполняться после полного высыхания золотой поверхности с величайщей осторожностью (потому что на уже существующей высохшей позолоченной поверхности, клей может оставить белые следы);
  • Никогда не работайте с поталью или сусальным золотом ночью, если хотите добиться наилучших результатов.

Полировка (финишная обработка).

И вот мы добрались до последней (но всё же не менее увлекательной) стадии работы: приработки потали или сусального золота с помощью инструмента на основе камня агата. В процессе приработки от золотой поверхности добиваются идеальной гладкости и блеска, подобного сиянию солнца. Также эта операция имеет функцию полного слияния листочков потали или сусального золота с поверхностью, на которую они уложены.

При работе агатом необходимо совершать поступательные движения по позолоченой поверхности в разных направлениях с одинаковым давлением так, что когда работа будет закончена, вы не будете видеть следы движений. Теперь возьмём кусок шерсти и быстрыми движениями «нагреваем» позолоченную поверхность, что придаёт золочению законченный и очень эффектный вид.

После того, как работа с поталью или сусальным золотом закончена, переходят к заключительной стадии - защите позолоченной поверхности от окисления (особенно это важно для поверхностей, где применялась поталь вместо сусального золота) и царапин. Идеально для этого подходит шеллак, однако можно использовать и другие виды лаков.

Для придания позолоченной поверхности более реалистичного состаренного вида, мы рекомендуем использовать краску для старения на основе битумных масел, которая может быть применена непосредственно в концентрированном или в разбавленном виде в зависимости от желаемого эффекта старения. С помощью кисти краска наносится на позолоченную поверхность, и затем немедленно удаляется с помощью ваты или тампона так, чтобы краска осталась только во впадинах и внутри изгибов. Это позволит получить очень реалистичный эффект старения позолоченной поверхности.

Материалы и инструменты:

Сусальное золото в листах или поталь

Нож позолотчика

Подушка позолотчика

Лампемзель (лапка) - плоская беличья кисть

Кисть для нанесения мордана

Ватный тампон для полировки и разглаживания золота

Покрывной лак (при необходимости)

ТЕХНОЛОГИЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

А . Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающих поверхностях рекомендуется для подготовки поверхности использовать левкас. Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота), так как золочение поталью - не очень дорогостоящая работа, и использовать трудоёмкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный левкас наносится слой краски - например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоёв спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" (т.е. "плавает"), необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей ещё не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить, и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Б. На невпитывающие поверхности (металл) можно сразу наносить клеющую жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку. Для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите, пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвётся. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.

2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту, намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите, чтобы крема не было очень много.

3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.

4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность. Когда золото перейдёт на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлёст примерно на 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложению листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.

5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и т.п.), в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск "притухнет"). В качестве покрывного лака можно использовать обычный покрывной лак.

ЗОЛОЧЕНИЕ ПО МЕТАЛЛУ НА МАСЛЯНЫЙ ЛАК МА-594

А. Подготовительные работы

1.1. При производстве работ в. атмосферных условиях (позолота куполов, крыш и других деталей) необходимо устройство специальных укрытий - будок или шатров для защиты золотимой поверхности от пыли, грязи, дождя и ветра.

Укрытие сооружают из фанеры, прибивая ее к деревянным брускам каркаса, которые укрепляют на стойках лесов.

Если леса металлические, то бруски прикрепляют специальными хомутами. При небольших площадях золочения шатер из фанеры можно заменить укрытием из брезента или другого материала.

Для освещения в фанерной обшивке шатра прорезают окна.

Все щели в шатре необходимо законопатить во избежание сквозняков.

Конструкцию укрытия разрабатывают применительно к конкретному объекту.

1.2. Прежде чем приступить к подготовке поверхности под золочение, необходимо очистить ее от коррозии, проверить состояние конструкций, произвести весь слесарный и кровельный ремонт.

1.3. Пои снятии старой позолоти, выполненной горячим ("через огонь") или гальваническим способом, следует обратить внимание (особенно в местах стыков листов обшивки) на качество очистки, чтобы не было пропусков.

1.4. Позолоту снимают вручную. Поверхность обрабатывают водостойкой шлифовальной шкуркой, периодически смачивая ее водой. В местах, где шлифовальной шкуркой снять полото не удается, применяют стальные скребки.

1.5. Очищенную поверхность зачищают водостойкой шлифовальной шкуркой (среднего зерна), промывают чистой

водой, протирают чистой ветошью и обезжиривают уайт-спиритом.

Б. Грунтование и шпаклевка

1.6. На очищенную поверхность накладывают грунт из свинцового сурика и лака ЯН-54 в соотношении 1:1. Свинцовый сурик смешивают с лаком и перед употреблением процеживают через сито № 3600.

Наносят грунт за 2-3 раза тонким слоем мягкой щетинной кистью с промежуточной просушкой каждого слоя. Сушить каждый слой грунта не менее суток при температуре воздуха не ниже плюс 14-16°С.

1.7. Перед нанесением следующего слоя грунта просушенную поверхность шлифуют водостойкой шкуркой среднего зерна. Прошлифованную поверхность промывают теплой водой и протирают ветошью.

1.8. Шпаклевку приготавливают из лака ЯН-54 и свинцового сурика.

1.9. После просушки первого слоя грунта поверхность по мере необходимости шпаклюют от одного до трех раз. Шпаклевку наносят слоем не толще 0,5 мм.

Шпаклюют только швы, трещины, выбоины. Если швы глубокие, то их следует предварительно заделать паклей, пропитанной свинцовым суриком на лаке ЯН-54.

1.10. Сушат каждый слой шпаклевки не менее суток. После просушки последнего слоя шпаклевку зачищают пемзой и шлифовальной шкуркой до абсолютно гладкой поверхности. По окончании шпаклевания наносят второй слой грунта.

Б. Нанесение красочного слоя и покрытие лаком

1.11. Загрунтованную и просушенную поверхность шлифуют водостойкой шлифовальной шкуркой, промывают водой, просушивают и покрывают тонкотертым свинцовым кроном разведенным на лике ЯН-54 или янтарном лаке ЯН-153 (ЯК-1). Крон процеживают через сито № 3600.

Ввиду того, что крон имеет зеленовато-желтый оттенок, его следует смешать со свинцовым суриком. Такое соединение дает приятный теплый тон. Красочный слой крона, разведенного на лаке ЯН-54, сушат не менее двух суток, а на лаке ЯН-153 - не менее пяти суток.

1.12. Перед нанесением первого слоя лака поверхность шлифуют пемзовым порошком с войлоком и протирают уайт-спиритом с целью улучшения адгезии с последующим лаковым покрытием.

1.13. Масляный лак ЯН-54, ЯН-153 или ГФ-166 наносят два раза тонкими ровными слоями без потеков.

Лак ЯН-153 перед употреблением разбавляют уайт-спиритом или очищенным скипидаром на 20-25%, чтобы не получить толстой пленки.

После просушки первого слоя лака поверхность полируют порошком пемзы или трепела, просеянным через сито № 3600. Полируют на войлоке или фетре с водой.

Отполированную поверхность промывают чистой водой, протирают ветошью и покрывают вторым слоем масляного лака.

1.14. Каждый слой лака ЯН-153 сушат не менее 5 суток; первый слой лака ГФ-166 - не менее 10 суток, первый слой лака ЯН-54 - не менее суток, второй - от трех до пяти суток.

Если лак ЯН-153 густой, его следует перед употреблением разбавить уайт-спиртом или очищенным скипидаром на 15-20%, чтобы пленка лака не получилась толстой.

1.15. Хорошо просушенную лаковую пленку шлифуют пемзой с мыльной водой. При этом виде шлифования поверхность выравнивается идеально, но приобретает фактурность, что в последующем усилит матовый эффект позолоты.

Для получении глянцевой ("полерной") позолоты матовую глянцевую поверхность снова покрывают лаком и не шлифуют пемзой, а располировывают до блеска трепелом.полерной

1.16. Перед нанесением лака МА-594 с поверхности удаляют пыль (протирают ветошью). Лак наносят кистью ровным слоем и растирают тампоном из ваты до тонкого слоя (досуха). Вату для каждого растирания берут чистую. Отработанную вату заливают водой в ведро или металлической банке и удаляют с места работы во избежание пожара.

Г. Золочение

1.17. К золочению приступают через 10—12 часов после покрытия лаком МА-594. Этот интервал определяют для каждого отдельного случая в зависимости от температуры воздуха и влажности в помещении. Непосредственно перед золочением ставят пробы (см. п. 4.38). Покрывают лаком МА-594 только тот участок, который предназначен для позолоты в течение рабочего дня.

На достигший рабочего отлипа лак МА-594 накладывают золото.

1.18. Порядок проверки лака и укладки золота см. в пп. 4.35 - 4.39.

1.19. После накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты; в глубоких местах рельефа приторцовывают мягкой кистью ("притычкой").

Наносят золото обязательно внакладку, места разрывов и трещин "фликуют".

1.20. По окончании золочения лак МА-594 должен окрепнуть в течение 20-25 суток, прежде чем вызолоченный объект (предмет) будет сдан в эксплуатацию. В противном случае золото, которое слабо держится на свежем лаке, можно повредить, стереть.

Данный товар вы можете заказать в нашем интернет-магазине.